Налоговая система Республики Беларусь

в настоящий период к налоговой системе Республики Беларусь предъявляются дополнительные требования:

76. формирование благоприятных условий инвестирования в экономику Республики;

77. стимулирование научно-технического прогресса для повышения конкурентоспособности отечественного производства;

78. поддержки преимущественно отечественного производителя в пределах принятых на себя по международным договорам обязательств;

79. обеспечение социальных гарантий граждан.

Регулятором системы налогообложения выступает налоговое законодательство. В Республике Беларусь оно включает в себя:

1. Налоговый Кодекс (Общую и Особенные части);

2. Указы, Декреты и распоряжения Президента, касающиеся вопросов налогообложения;

3. Постановления Правительства в области налогообложения;

4. иные нормативные правовые акты республиканских и местных органов власти, регулирующие вопросы налогообложения в пределах их компетенции и полномочий.

В действующей на территории Беларуси налоговой системе можно выделить общий, особенные и упрощенные режимы налогообложения. Их суть и условия применения в отношении различных категорий плательщиков регулируются налоговым законодательством.

Основным недостатком системы налогового регулирования в РБ является ее фискальный характер, угнетающий производственно-инвестиционную активность товаропроизводителей. Необходим – реальное повышение эффективности действующей налоговой системы с тем, чтобы добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет, снизить налоговое давление на экономику, темпы пр-ва, инвестиции и экспорт, а также создать единое правовое пространство и равные условия налогообложения для субъектов хозяйствования РБ и РФ. Снижение налогового давления на экономику предстоит достичь за счет сокращения количества налогов, сборов и отчислений в различные фонды, применения умеренных ставок и расширения налоговой базы применяемых налогов и сборов, улучшения их структуры и моделей построения.

Используемая в Республике Беларусь налоговая система не в полной мере выполняет присущие ей функции и нуждается в совершенствовании.

 

 

14. Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики Республики Беларусь.

Антимонопольная деятельность государства -его деятельность, направленная, во первых, на ограничение влияния на экономические процессы существующих монополий, во вторых, на недопущение появления в экономике страны новых монополий; Цель: обеспечение лучших условий для работы рыночного механизма, повышения общего конкурентного тонуса всей экономики

В Беларуси основным документом, регламентирующим конкурентные отношения, является Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". Кроме этого закона антимонопольная политика РБ регулируется и другими законодательными актами: Законами РБ "О предприятиях", "Об аренде", "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности" (данный закон пока частично пересматривается), "О предпринимательстве", "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью", "О ценных бумагах и фондовых биржах", "О товарных биржах", "Об инвестиционной деятельности", " О защите прав потребителей", а также рядом постановлений Совета Министров РБ.

Первым государственным органом по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности в РБ стал образованный в 1992 году Государственный комитет РБ по антимонопольной политике, преобразованный впоследствии в Министерство по антимонопольной политике. Его основные задачи сводились: к разработке и осуществлению мероприятий по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности, к осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства РБ, к содействию созданию конкурентной сферы и развитию предпринимательства, к контролю в пределах своей компетенции за выполнением законодательства о защите прав потребителей.

Основными направлениями государственной антимонопольной политики РБ на современном этапе являются:

совершенствование механизма антимонопольного регулирования и контроля деятельности монополий, включая естественные и государственные монополии;

противодействие созданию новых монопольных образований;

содействие развитию конкуренции на рынках с монопол-ий и олигополистической структурой;

• демонополизация деятельности хоз. субъектов-монополистов, в том числе в процессе приватизации, и формир, внутриотраслевой конкур.;

- создание благоприятных условий и ликвидация факторов, затрудняющих проникновение на монополизированные рынки новых производителей, в том числе зарубежных

Важнейшей проблемой антимоноп. политики РБ на современном этапе остается демонополизация. Цель демонополизации - формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров, услуг и финансов за счет ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках; устранение монополистических структур; снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и экономическим причинам. Она многопланова и включает:

• снижение чрезмерной концентрации производства;

устранение административных и экономических барьеров для развития свободного предпринимательства;

• создание равных возможностей хозяйствования и выхода на рынок новых конкурирующих структур;

• совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в области антимонопольного регулирования и др.

В условиях нац эк-ки Беларуси переходного к рынку периода со стороны государства требуется комплекс мер, направленных на преобразование форм собственности, перестройку производства и управления, разукрупнение хозяйствующих субъектов, формирование конкурентных рынков по большинству видов товаров и услуг. Для становления рыночных отношений необходимы соответствующие предпосылки: максимальная свобода хозяйствующих субъектов, их полная ответственность за результаты хозяйственной деятельности, равноправие всех форм собственности, развитие конкуренции между производителями, а не между потребителями. Демонополизация экономики направлена, прежде всего, на изменение монопольной структуры рынков, создание правовых и экономических условий для выхода на рынки новых товаропроизводителей, на развитие конкуренции.

В рамках концепции построения экономики рыночного типа и интеграции в мировое хозяйство демонополизация, наряду с приватизацией и структурной перестройкой, - важнейшая составляющая рыночных реформ.

ПРОГРАММА Антимонопольная политика будет направлена на:

1) достижение эффективного функционирования товарных рынков;

2) предотвращение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Для ее реализации потребуется:

1) совершенствование нормативной правовой базы;

2) гармонизация законодательства в сферах естественных монополий и конкурентной политики в рамках формирования Единого экономического пространства;

3) организация контроля над монополистической деятельностью в целях недопущения возникновения и усиления доминирующего положения на товарных рынках и ограничения конкуренции;

4) совершенствование государственного регулирования деятельности юридических лиц, доминирующих на товарных рынках.

Основной формой реализации гос антимонопольной политики РБ и содействия развитию конкуренции является программирование - разработка программ по демонополизации народного хозяйства.

Цель Программы демонополизации экономики - обеспечение развития конкурентной среды на товарных рынках Республики Беларусь в соответствии с современными экономическими условиями. В программе выделены основные направления и задачи в области демонополизации экономики и развития конкуренции. Самостоятельными разделами представлены меры по защите конкуренции, приоритеты политики демонополизации экономики и развития конкуренции, общие подходы к процессам демонополизации экономики и развития конкуренции, демонополизация экономики Республики Беларусь в контексте развития Союза Беларуси и России, подготовка и переподготовка кадров в области демонополизации, законодательное и нормативно-правовое, а также информационное и техническое обеспечение программы.
Реализация комплекса мер в области демонополизации экономики Республики Беларусь позволяет формировать полноценную конкурентную среду на товарных рынках республики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: