Трудовой потенциал и рынок труда как объекты государственного регулирования: понятие, особенности, характеристика

Трудовой потенциал - это общая численность эконо­мически активного населения, обладающего необходимы­ми физическими, психическими и профессиональными па­раметрами, обеспечивающими возможность его участия в трудовой деятельности.В состав экономически активного населения вхо­дят и занятые, и безработные. Уровень экономически активного населения определяется путем деления численности экономически активного населения на общую численность населения страны.

Рынок труда представляет собой сложный социально-эко­номический механизм, включающий совокупность отношений между людьми по поводу воспроизводства трудового потенци­ала в условиях товарного производства и по его законам.

Рынок труда как объект управления включает три элемента: предложение, спрос и цену рабочей силы. Основной пропорцией рынка труда выступает отношение между спросом и предложением рабочей силы.

Система государственного регулирования рынка труда пред­ставляет собой совокупность законодательно закрепленных правил взаимодействия экономических агентов, базирующих­ся на рыночных отношениях.

Государственное регулирование трудового потенциала предполагает решение следующих основных задач: обеспече­ние научно обоснованного воспроизводства населения по рес­публике в целом, в отдельных областях и районах; достижение рациональной занятости населения, т.е. создание условий, при которых удовлетворяется потребность людей в работе и учебе; обеспечение отраслей и сфер народного хозяйства рабочей си­лой, количество и качество которой соответствовало бы реаль­ным потребностям; рациональное и эффективное исполъзование трудового потенциала и отдельных групп населения (мо­лодежи, женщин, лиц старшего трудоспособного возраста).

Система государственного регулирования складывается под влиянием различных факторов: политических, социальных, экономических и правовых.

Государственное регулирование трудового потенциала пред­полагает использование прямых и косвенных методов регули­рования. Прямые (административные) методы непосредствен­но определяют состояние, образ действия и результаты дея­тельности хозяйствующих субъектов и реализуются через со­здание фондов и разработку специальных программ занятос­ти, установление в нормативных актах тарифно-квалификаци­онных систем и систем оплаты труда, форм договорных отно­шений, индексирование заработной платы и т.д. Косвенные (экономические) методы создают заинтересованность хозяйству­ющих субъектов в действиях определенного рода и реализую ся прежде всего через средства налоговой и кредитной систе­мы, через целеориентирующие индикаторы.

В составе государственного регулирования трудового по­тенциала и рынка труда можно выделить несколько направле­ний: прогнозирование трудовых ресурсов и рынка труда; регулирование занятости населения; социальную защиту населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: