Предисловие к русскому изданию

Шон Бурн

Гендерная психология

Оглавление

Об авторе. 3

Предисловие к русскому изданию. 3

Предисловие редактора. 4

Предисловие. 6

Введение. 7

Социальная психология гендера. 7

Проблемы однообразия. 8

Критические размышления о гендере. 9

Пол versus гендер. 9

Как устроена эта книга. 10

Глава 1. Гендерные различия и социализация. 10

Социальные нормы и гендерные различия. 11

Роль нормативного давления. 11

Гомосексуальность как нарушение гендерных норм. 12

Роль информационного давления. 14

Конформность — экономия мысли. 14

Подчинение гендерным нормам: уступчивость, одобрение или идентификация? 14

Дифференциальная социализация. 16

Дифференциальное усиление и дифференциальное подражание. 17

Внесемейные источники гендерно-ролевой социализации. 19

Андрогиния. 25

Польза. 25

Поло-ролевой опросник Сандры Бем. 26

Споры по поводу опросника Сандры Бем и концепции андрогинии. 27

Заключительные замечания. 27

Резюме. 30

Глава 2. Исследования гендерных различий. 30

Два не таких уж противоположных пола. 30

Метаанализ. 32

Гендерные различия в математических способностях. 34

Находки исследователей. 34

Почему в высшем учебном заведении успеваемость мужчин и женщин начинает различаться. 35

Эмпатия и экспрессивность. 38

Эмпатия. 39

Теория социальных ролей. 40

Эмоциональность. 41

Исследования некоторых других гендерных различий. 42

Агрессия. 42

Конформность и подверженность влиянию. 43

Альтруизм. 44

Заключительные замечания. 45

Резюме. 47

Глава 3. Ограничения, накладываемые традиционной женской ролью. 48

Хранительница домашнего очага. 48

Работающая женщина. 50

Домашний труд и работающая женщина. 50

Различия в оплате труда мужчин и женщин. 51

Низкий статус женщин в организациях и отсутствие у них власти. 56

Влияние женщин в организациях: «стеклянный потолок». 57

Объяснения явления «стеклянного потолка». 57

Заключительные замечания. 63

Резюме. 65

Глава 4. Ограничения, накладываемые традиционной мужской ролью. 66

Почему необходимо изучать мужскую роль. 66

Мужская гендерная роль и входящие в нее нормы. 67

Норма успешности/статуса. 68

Норма твердости. 70

Норма антиженственности. 74

Напряжение, стресс и конфликт мужской гендерной роли. 75

Заключительные замечания. 77

Резюме. 80

Глава 5. Гендер как социальная категория. 81

Гендерные различия и ошибки мышления. 81

Социальное познание. 81

Социальное познание гендера. 83

Гендерные стереотипы как схемы, управляющие процессом обработки информации. 83

Происхождение гендерных схем. 85

Запоминаемость информации, соответствующей гендерной схеме. 87

Как гендерные схемы способствуют появлению иллюзорной корреляции. 88

Гендерные стереотипы и самореализующиеся пророчества. 89

Гендерная категоризация: пристрастное отношение к своей и чужим группам. 91

Источники пристрастного отношения к своей гендерной группе. 91

Потребность в самоуважении. 93

Парадокс социальной идентичности. 95

Заключительные замечания. 97

Резюме. 98

Глава 6. Гендер в разных культурах. 99

Панкультурные гендерные сходства. 100

Разделение труда, обусловленное полом. 100

Гендерное стереотипизирование. 101

Дифференциальная гендерная социализация. 104

Более низкий статус и меньшая власть женщин. 106

Кросс-культурные гендерно-ролевые идеологии. 108

Заключительные замечания. 109

Резюме. 112

Глава 7. Изменение гендерных ролей. 112

Изменение установок. 113

Изменения на производстве. 114

Повышение совместимости работы и семьи. 114

Производственная политика поддержки семьи. 114

Увеличение гендерного многообразия в организациях. 115

Перемены в доме. 119

Почему должно измениться распределение домашних обязанностей. 119

Домашние обязанности как случай несоответствия между установками и поведением. 120

Справедливость и дифференциация домашних обязанностей. 122

Изменение поведения родителей и педагогов. 124

Изменение ложных представлений о гендере. 125

Ложные представления о гендере. 125

Как можно изменить эти ложные представления?. 128

Заключительные замечания. 129

Резюме. 129

Библиография. 130

Данная книга посвящена исследованиям психологии пола (гендера). Психолог, социолог, педагог, специалист по общественным наукам найдут в этой книге уникальный исследовательский материал об источниках гендерной социализации, о формировании гендерных норм, социальных и гендерных ролей, познакомится с такими понятиями, как нормативное и информационное давление, агрессия, конформность, гендерные стереотипы, норма успешности, норма антиженственности и др.

Читатель, интересующийся современной научной психологией, получит ответы на такие вопросы: «Почему должно измениться распределение семейных обязанностей?», «Кто и в чем способней: женщины или мужчины?», «Каковы ограничения, накладываемые традиционными ролями женщины и мужчины?», «Почему женщине платят, как правило, меньше?» и т.д.

Об авторе.

Шон Меган Бурн (Shawn Meghan Burn) — адъюнкт-профессор психологии Калифорнийского политехнического института, где она преподает социальную психологию, психологию окружающей среды, исследовательскую методологию и групповую динамику. В 1988 году в Клермонской школе последипломного образования ей была присвоена докторская степень в области социальной психологии. Она является специалистом в сфере прикладной социальной психологии, занимаясь вопросами социально-психологических принципов разрешения социальных проблем, частных проблем окружающей среды, межгрупповых конфликтов. В настоящее время ее исследовательская работа посвящена факторам, способствующим сохранению традиционных гендерных норм, а также динамике социальной идентификации в борьбе за равноправие и той отрицательной реакции, которую эта борьба нередко вызывает в обществе.

Предисловие к русскому изданию.

Эта книга (Social Psychology of Gender)затрагивает весьма актуальные вопросы, касающиеся гендерной социализации. Дело в том, что, как свидетельствуют исследования в различных научных областях и направлениях, понимание жизни человеческого общества невозможно без признания существования стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в предназначении и психике мужчин и женщин. В психологии при изучении проблем развития и становления личности фактор полового диморфизма, по мнению Б.Г. Ананьева, следует относить к постоянным характеристикам онтогенетической эволюции человека. Гендерный подход в социальной психологии делает акцент на изучении именно социальных (а не биологических) аспектов пола и ролевой дифференциации по половому признаку, имеющей место в различных социокультурных общественных системах.

В настоящее время гендерные исследования достаточно широко проводятся во всем мире, в том числе (с 1990-х гг) и в России. В определенном смысле внимание к вопросам гендерной социализации является порождением интенсивно распространяющихся во всем мире феминистских идей. Результаты исследований в области гендерной социализации с очевидностью приводят к выводу, что особенности мужской и женской поло-ролевой идентификации специфически отражаются на положении человека в обществе, его личной и профессиональной судьбе. В этом смысле они очень важны в отражении процессов, происходящих в современном мире, основным направлением развития которого является все большая гуманизация и повышение актуальности духовного становления личности.

Книга Шон Бурн посвящена рассмотрению гендера с позиций социальной психологии и представляет несомненный интерес именно в силу актуальности рассматриваемых вопросов, тем более, что в нашей стране изучение данной проблемы еще только начинается.

Книга интересна тем, что содержит значительное количество фактических данных, полученных в результате исследований, проведенных в США.

Некоторые выводы автора спорны, но, несмотря на это, российским специалистам эта работа безусловно будет полезной для сравнительного и более широкого анализа гендерных особенностей в связи с культуральными и общественными различиями.

Хочется верить, что наука и практика нашей жизни, благодаря взаимному обмену подобным опытом, значительно обогатится и будет служить интеграции наших усилий по совершенствованию мира, в котором мы живем, и достижению процветания и благополучия.

Книга может быть интересна не только специалистам, но и всем тем, кто заинтересован в улучшении качества своей собственной и общественной жизни.

Книга написана доступным языком, а потому может служить популярным пособием для широкого круга читателей, интересующихся проблемами гендерной психологии.

Е.П. Кораблина,

зав. кафедрой психологической помощи психолого-педагогического факультета

РГПУ им. А.И. Герцена


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: