Музыкально-теоретический анализ

Жанр хорового произведения - хоровая миниатюра.

Хор написан в строфичной форме изложения.На строфичность указывает членение формы на разделы, соответствующие поэтическим строфам.

Условно произведение можно разделить на три части.

После инструментального проигрыша, вступает мужской хор вместе с партией альта. Двутактный мелодический рисунок повторяет мотив инструментального проигрыша. В какой-то степени по-крестьянски незатейливый, он в то же время несет в себе внутреннюю силу, могучесть, мудрость народной простоты.

 

 

Ритмический рисунок, изложенный в двух тактах станет основным для всего произведения. Ровное движение восьмых в течение всего мотива лишь в одном месте заменяется на две шестнадцатые длительности – четвертая доля первого такта. Интерес представляет также сложный размер произведения – 5/4.

В целом действие произведения разворачивается неспешно. В повествовании не возникает неожиданных поворотов, драматического накала. Картина соборности, многолюдности постепенно усиливается за счет динамического нарастания, мощь и сила передаются за счет многократного повторения основного мотива.

 

 

После ферматы, на 23 такте, в звучание хора включается партия сопрано, на ff хор звучит в полном составе.

 

 

С 27 такта начинается условная новая часть. Она посвящена описанию хозяйки дома. Звучит женский хор, аккордовый склад фактуры сменяется перебором, ритмический рисунок сохраняется.

 

Также женский хор используется отдельно в эпизоде, описывающем дочь хозяина. Хозяин дома характеризуется полным составом хора.

 

Для женских образов характерна более спокойная динамика – mf, в то время как для хозяина - более волевое форте.

Описание хозяйской четы прекращается и внимание вновь переносится на гостей, на общее описание действия. Начало нового раздела ясно ощущается, оно характеризуется резкой сменой динамики – с mfна f, полным составом хора, сменой фактуры.

 

Строение третьей условной части схоже с первой, но в зеркальном отражении. Постепенно картина веселья и полной горницы людей сменяется послепраздничным описанием («призатих говор, шум»). Замолкает партия сопрано.

 

 

Динамика переходит от fк p(а потом и к ppв конце произведения). В заключительных фразах композитор оставляет партии альтов и теноров. Тихая динамика, ограниченный состав хора, финальное замедление, прием переклички с сопровождением – всё это создает ощущение отдаления праздника, дает нам понять, что гости расходятся.

 

Склад письма – гомофонно-гармонический. Основная тональность – си минор. С точки зрения ладотонального плана данное произведение достаточно просто, используются в основном тональности первой степени родства. В мелодии мало скачков, в основном преобладает поступенное движение. Штрих связный, легато. Темп скорый, allegro.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: