План:
1. Русское литературное произношение в историческом развитии.
2. Стили произношения.
3. Произношение гласных.
3.1. Гласные под ударением.
3.2. Произношение безударных гласных.
4. Произношение согласных.
4.1. Качество согласных.
4.2. Твёрдые и мягкие согласные.
4.3. Звонкие и глухие согласные.
4.4. Сочетания согласных.
5. Произношение некоторых грамматических форм.
6. Произношение заимствованных слов.
7. Изобразительная роль произношения в художественной литературе и на сцене.
Литература:
1. Ващенко, Е.Д. Русский язык и культура речи / Е.Д. Ващенко.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.– С. 106-119.
2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.– С. 37-41.
3. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.– С. 219-243.
4. Гвоздев, А.Н. Современный русский литературный язык: ч. I. Фонетика и морфология / А.Н. Гвоздев.– М.: Просвещение, 1973.– С. 5-17.
5. Проценко, Б.Н. Русский язык: Пособие-репетитор: т. 1, 2 / Б.Н. Проценко.– Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.– С. 62-81.
|
|
6. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова.– М.: Айрис-пресс, 2000.– С. 139-142, 147.
7. Русецкий, В.Ф. Культура речи учителя: практикум / В.Ф. Русецкий.– Минск, 1999.– С. 26-37, 163-168, 213-227.
8. Русский язык и культура речи / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.– М.: Высшая школа, 2004.– С. 137-153.
Материал для практических занятий
Занятие 2, 3 (4 часа)
Цель работы: Получить представление о произносительных нормах современного русского языка. Овладеть произносительными нормами нейтрального стиля.
Технология работы:
Задание 1. Укажите, какой звук [о] или [э], произносится под ударением в приведенных ниже словах. Отметьте допустимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику.
Акушер, атлет, афера, безнадежный, белесый, блеклый, бытие, гололед, гололедица, гренадер, грубошерстный, длинношерстный, дрема, желчный, желчь, истекший, маневр, поблекнуть, холеный, шлем.
Задание 2. Укажите в произношении приведенных ниже слов допустимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику:
1) Скучно, яичница, пустячный, скворечник, прачечная, горничная, подсвечник, нарочно, Ильинична, Саввична, молочный, копеечный, порядочный, двоечник, сливочный, подсолнечный, конечный, маскировочный.
2) Доносчик, подписчик, заказчик, рассказчик, грузчик, счастье, считать, исчерпать, расчистить, бесчеловечный, мужчина, перебежчик.
3) Вожжи, визжать, жужжать, разжать, безжалостный, изжога, сжег, разжирел.
4) Почта, мечта, прочту, уничтожить, ни за что, чтобы, ничто, нечто.
|
|
Задание 3. Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов: инциндент, биллютень, прецендент, константировать, компентентный, компроментировать.
Задание 4. Прочитайте данные слова, соблюдая нормы современной русской акцентологии. Укажите причины отступления от принятых норм в речевой практике.
Алфавит, арест, аристократия, афиняне, бюрократия, диспансер, документ, квартал, кремень, ломоть, магазин, мастерски, усугубить, ходатайство, хозяева, цемент, центнер, черпать, щавель, эксперт.
Материал для подготовки к контрольным занятиям