Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, нормированность речи.
Обобщая отличительные особенности научного стиля, прежде всего – его лексического состава, можно сказать, что он характеризуется:
1. употреблением книжной, нейтральной и терминологической лексики;
2. преобладанием абстрактной лексики над конкретной;
3. употреблением многозначных слов в одном (реже двух) значениях;
4. увеличением доли интернационализмов в терминологии;
5. относительной однородностью, замкнутостью лексического состава;
6. неупотребительностью разговорных и просторечных слов; слов с эмоционально-экспрессивной и оценочной окраской;
7. наличием синтаксических конструкций, подчеркивающих логическую связь и последовательность мыслей.
Научный стиль характерен для научной литературы: статей, монографий, учебников, рецензий, рефератов, диссертаций, курсовых и дипломных работ, тезисов (письменная форма), лекций, научных докладов, сообщений (устная форма).
|
|
Официально-деловой стиль. Штампы. Канцелярит
Официально-деловой стиль характерен для международной, государственной, служебной документации, а именно: пактов, законов, постановлений, уставов, договоров, инструкций, объявлений, приказов, накладных, объяснительных записок, заявлений и т.д. В основном данный стиль представлен в письменной форме.
Тексты официально-делового стиля призваны урегулировать, узаконить отношения между государственными учреждениями, между различными объединениями людей, между индивидуумами.
Характерными особенностями официально-делового стиля являются:
– сжатость, компактность изложения;
– стандартность расположения материала;
– широкое использование терминов, номенклатурных наименований;
– почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;
– слабая индивидуализация стиля.
– наличие слов, отражающих официально-деловые отношения: пленум, сессия, решение, постановление, предоплата, удостоверение личности, резолюция и др.;
– использование канцеляризмов: заслушать доклад, зачитать протокол, огласить решение, входящий, исходящий номер, препровождать и др.;
– наличие штампов: довести до сведения, в текущем году, в целях исправления, имеет место, вступать в силу, оказать содействие и др.