Тема 6. Великобритания

Цели урока: учащиеся должны знать:

причины Ольстерской проблемы и пути ее решения;

учащиеся должны уметь: опреде­лять особенности политической жизни и социально-экономиче­ского развития Великобритании после Второй мировой войны и до наших дней;

сравнивать политику правительств лейбориста К. Этгли и консерватора У. Черчилля;

характеризовать политику М. Тэтчер.

 

Понятия и термины: политика «тэтчеризма»; концепция «нового лейборизма»; Ольстерская проблема.

 

Персоналии: У. Черчилль, М. Тэтчер.

 

Даты исторических событий: 1959 г. - распад Британской импе­рии; 1982 г. -Фолклендская война.

Средства обучения: учебное пособие, хрестоматия, карта «Вели­кобритания после Второй мировой войны» (с. 8 атласа), учебная на­стенная карта «Европа после Второй мировой войны».

 

Проверка выполнения учащимися домашнего задания.

1 вариант — проверить усвоенный материал можно, используя вопросы учебного пособия (с. 41), заслушивание сообщений на тему «Падение Берлинской стены».

II вариант — проверочная ра­бота.

 

Вопросы и задания для проверочной работы.

1. По фактам биографии определите политического лидера: «Христианский демократ. Стремился ограничить вмешательство государства в экономику, провел приватизацию, сократил социаль­ные расходы государства. Внес большой вклад в решение главной проблемы государства». (К. Аденауэр)

2. Выберите «лишний элемент». Объясните выбор:

а) К. Аденауэр; б) Дж. Маккарти; в) В. Брандт; г) Г. Коль; д) Г. Шредер.

3. По упомянутым историческим фактам и реалиям определите страну: денежная реформа, «экономическое чудо», проблема «восто­ка и запада». (ФРГ)

4. Соотнесите исторический факт, доктрину, идею или полити­ческий курс и связанного с ними исторического деятеля:

1. В. Брандт А воссоединение Германии

2. Г. Коль Б. экономическое чудо

3. JI. Эрхард В. вхождение ФРГ в НАТО

4. К. Аденауэр Г. новая восточная политика

(А2, БЗ, В4, Г1)

5. Закончите высказывания.

а) Конституция 1949 г. провозгласила ФРГ…

б) Помощь, полученная по плану Маршалла, сосредоточенность в Западной Германии основных запасов сырья и высокая квалифи­кация рабочих кадров содействовали...

в) Требование Н. С. Хрущева превратить Западный Берлин в де­милитаризованный город и самостоятельную политическую едини­цу положило начало...

г) Договор об объединении двух государств был подписан на ос­нове распространения...

 

Изучение нового материала.

План

1. Ситуация после Второй мировой войны.

Великобритания в 1950—1960-е гг.

3. Ольстерская и другие проблемы 1970-х гг.

4. Великобритания в конце XX — начале XXI в.

Изучение нового материала начинаем с актуализации знаний предлагая учащимся ответить на вопросы рубрики «Вспомните» на с. 42 учебного пособия.

Работа с материалом п. 1—2 § 6. Учитель дает характеристику по­слевоенной ситуации на территории Великобритании:

— людские потери, экономическая разруха, финансовая и по­литическая зависимость от США;

— национально-освободительная борьба в колониях привела к распаду британской империи;

— в политической жизни Великобритании сохранили свои ве­дущие позиции две партии — лейбористская и консервативная;

— в 1945 г. избиратели отдали свои голоса за лейбористскую партию. Правительство Эггли повело страну по пути национали­зации промышленности, что было вызвано большими трудностя­ми посте войны, но эти мероприятия вскоре вызвали неодобрение избирателей.

Затем учащиеся выполняют задания.

Задание 1. Заполните сравнительную таблицу «Политика прави­тельств К. Эттли и У. Черчилля»:

Партия, ее политический лидер Изменения в экономике Изменения в социальной сфере Изменения в политической сфере
Лейбо­ристская, К. Эттли Усиление роли государства в эко­номике; нацио­нализация Анг­лийского банка, ряда отраслей промышленно­сти, транспорта и связи; повыше­ние налогов Проведены ре­формы в области социального стра­хования, народно­го образования и здравоохране­ния; сокращены расходы на обще­ственные нужды Раздел Индии (ко­лония Великобри­тании) на два неза­висимых госу­дарства — Индий­ский союз и Паки­стан; получили статус независи­мой республики английские коло­нии Бирма и Ир­ландия
Консерва­тивная, У. Черчилль Сокращение го­сударственного сектора; повыси­лись темпы про­мышленного про­изводства Сдерживание ро­ста заработной платы; сокраще­ние строительства муниципального жилья; повыше­ние еженедель­ных взносов на­селения в фонд Национальной службы здраво­охранения, ставок на платные меди­цинские услуги Суэцкий кризис; распад Британской империи

Вывод. Внешняя политика лейбористского правительства опре­делялась интересами английского государства, стремящегося вос­становить положение Великобритании как мировой державы, со­хранить ее обширные колониальные владения. Однако ни лейбори­сты, ни консерваторы оказались не в состоянии помешать распаду Британской империи и образованию на ее обломках политически независимых государств. Во внутренней политике консерваторами отвергался принцип государственного контроля над промышлен­ностью, принятый лейбористами.

Задание 2. Работа с исторической картой на с. 8 атласа. Назовите государства — члены Британского содружества наций, которые яв­лялись (являются):

а) монархиями; б) республиками; в) современными заморскими территориями Великобритании.

Назовите английские колонии, которые первые получили ста­тус независимых республик, годы провозглашения их независи­мости.

Затем учитель дает краткую характеристику Суэцкого кризиса по плану:

Дата — октябрь 1956 г. — март 1957 г.

Место — Египет.

Причина - национализация Египтом Суэцкого канала.

Противники - Израиль, Великобритания, Франция, с одной стороны, с другой — Египет.

Результаты кризиса для Великобритании — массовое движение протеста против войны с Египтом и, как следствие, вывод англий­ских войск с египетской территории.

Работа с материалом п. 3 § 6. Учитель предлагает учащимся самостоятельно ознакомиться с учебным материалом п. 3 (с. 44) и ответить на вопросы: 1. Назовите главную причину Ольстерской проблемы. 2. Можно ли решить проблему Ольстера? Выскажи­те свое мнение. 3. Полностью проблема Ольстера не разрешена и столкновения между враждующими общинами периодически возобновляются, хотя и не в таких масштабах, как в 60—80 -х гг. XX в. Можно ли рассматривать эту проблему как отголосок фа­шизма (как отголосок колониализма; в качестве наследия коло­ниализма)?

Затем учитель рассказывает об энергетическом и сырьевом кри­зисе в Великобритании в 1970-е гг.

Причины и последствия кризиса: резкий подъем цен на нефть не только привел к огромным убыткам, падению промышленного производства и сокращению инвестиций, но и вызвал необходи­мость технологической переориентации всей промышленной базы.

Выход из кризиса: сокращение потребления нефти заставило более интенсивно разрабатывать и внедрять энергосберегаю­щие технологии. За счет расширения добычи и использования угля, развития атомной энергетики более сбалансированной стала структура потребления энергоносителей; осуществлялась разработка новых месторождений нефти на шельфе Северного моря.

Задание 1. Работа с исторической картой. Назовите и покажите на карте места и годы вооруженных конфликтов с участием Велико­британии.

Работа с материалом п. 4 § 6. Используя материал учебного посо­бия на с. 44—48, учащиеся выполняют следующие задания.

Задание 1. Заполните таблицу «Внутренняя и внешняя политика Великобритании».

 

Задание 2. Работа с историческими документами.

а) Прочитайтедокумент на с. 38—39 хрестоматии, ответьте на вопросы: 1. Почему по мнению М. Тэтчер, одним из основных условий развития капи­тализма является наличие частной собственности? Свой ответ обо­снуйте. 2. Что подразумевает под «неписаными правилами» М. Тэт­чер? Как они влияют на развитие капитализма? 3. Назовите черты общества, выделяемые «железной леди», которые ориентируют на развитие предпринимательства.

б) Проанализируйте документ на с. 49 учебного пособия. О чем говорится в интервью М. Тэтчер? Благодаря чему, по мнению М. Тэт­чер, был достигнут рост благосостояния английского общества? Свой ответ аргументируйте.

в) Ответьте на вопросы к документу «Из манифеста Э. Блэра о „новом лейборизме"» на с. 37—38 хрестоматии.

Задание 3. Работа с историческим портретом. По фактам биогра­фии определите политического лидера:

«Лидер консервативной партии, во время Фолклендского кон­фликта правительство этого политического деятеля провело реши­тельную военную кампанию для восстановления власти Вели­кобритании на островах, в отношении СССР придерживался жест­кого курса, автор книги „Искусство управления государством"». (М. Тэтчер)

 

Закрепление изученного материала.

Предлагаем вопросы для закрепления: 1 В чем заключались «триумф» и «трагедия» Ве­ликобритании после Второй мировой войны? 2. В чем прояви­лись пережитки имперского мышления Великобритании в 1950- 1990-е гг.? Какое влияние они оказали на внешнюю политику го­сударства? 3. Экономическое развитие Великобритании в 1960-1970-е гг. характеризуется как стагфляция. Какие способы выхода из кризиса были предложены М. Тэтчер? Каковы результаты «тэтчеризма»?

 

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 6, выполнить задание № 5 и задание рубри­ки «Предлагаем обсудить», подготовить сообщения (по желанию) по следующим темам: «Интересные факты из биографии политиче­ских лидеров Великобритании», «Политическая и экономическая составляющие Фолклендского конфликта», «Позиция Великобри­тании в ЕС», «История политического противостояния консервато­ров и лейбористов».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: