Цели урока: учащиеся должны знать:
причины Ольстерской проблемы и пути ее решения;
учащиеся должны уметь: определять особенности политической жизни и социально-экономического развития Великобритании после Второй мировой войны и до наших дней;
сравнивать политику правительств лейбориста К. Этгли и консерватора У. Черчилля;
характеризовать политику М. Тэтчер.
Понятия и термины: политика «тэтчеризма»; концепция «нового лейборизма»; Ольстерская проблема.
Персоналии: У. Черчилль, М. Тэтчер.
Даты исторических событий: 1959 г. - распад Британской империи; 1982 г. -Фолклендская война.
Средства обучения: учебное пособие, хрестоматия, карта «Великобритания после Второй мировой войны» (с. 8 атласа), учебная настенная карта «Европа после Второй мировой войны».
Проверка выполнения учащимися домашнего задания.
1 вариант — проверить усвоенный материал можно, используя вопросы учебного пособия (с. 41), заслушивание сообщений на тему «Падение Берлинской стены».
|
|
II вариант — проверочная работа.
Вопросы и задания для проверочной работы.
1. По фактам биографии определите политического лидера: «Христианский демократ. Стремился ограничить вмешательство государства в экономику, провел приватизацию, сократил социальные расходы государства. Внес большой вклад в решение главной проблемы государства». (К. Аденауэр)
2. Выберите «лишний элемент». Объясните выбор:
а) К. Аденауэр; б) Дж. Маккарти; в) В. Брандт; г) Г. Коль; д) Г. Шредер.
3. По упомянутым историческим фактам и реалиям определите страну: денежная реформа, «экономическое чудо», проблема «востока и запада». (ФРГ)
4. Соотнесите исторический факт, доктрину, идею или политический курс и связанного с ними исторического деятеля:
1. В. Брандт А воссоединение Германии
2. Г. Коль Б. экономическое чудо
3. JI. Эрхард В. вхождение ФРГ в НАТО
4. К. Аденауэр Г. новая восточная политика
(А2, БЗ, В4, Г1)
5. Закончите высказывания.
а) Конституция 1949 г. провозгласила ФРГ…
б) Помощь, полученная по плану Маршалла, сосредоточенность в Западной Германии основных запасов сырья и высокая квалификация рабочих кадров содействовали...
в) Требование Н. С. Хрущева превратить Западный Берлин в демилитаризованный город и самостоятельную политическую единицу положило начало...
г) Договор об объединении двух государств был подписан на основе распространения...
Изучение нового материала.
План
1. Ситуация после Второй мировой войны.
Великобритания в 1950—1960-е гг.
3. Ольстерская и другие проблемы 1970-х гг.
4. Великобритания в конце XX — начале XXI в.
Изучение нового материала начинаем с актуализации знаний предлагая учащимся ответить на вопросы рубрики «Вспомните» на с. 42 учебного пособия.
|
|
Работа с материалом п. 1—2 § 6. Учитель дает характеристику послевоенной ситуации на территории Великобритании:
— людские потери, экономическая разруха, финансовая и политическая зависимость от США;
— национально-освободительная борьба в колониях привела к распаду британской империи;
— в политической жизни Великобритании сохранили свои ведущие позиции две партии — лейбористская и консервативная;
— в 1945 г. избиратели отдали свои голоса за лейбористскую партию. Правительство Эггли повело страну по пути национализации промышленности, что было вызвано большими трудностями посте войны, но эти мероприятия вскоре вызвали неодобрение избирателей.
Затем учащиеся выполняют задания.
Задание 1. Заполните сравнительную таблицу «Политика правительств К. Эттли и У. Черчилля»:
Партия, ее политический лидер | Изменения в экономике | Изменения в социальной сфере | Изменения в политической сфере |
Лейбористская, К. Эттли | Усиление роли государства в экономике; национализация Английского банка, ряда отраслей промышленности, транспорта и связи; повышение налогов | Проведены реформы в области социального страхования, народного образования и здравоохранения; сокращены расходы на общественные нужды | Раздел Индии (колония Великобритании) на два независимых государства — Индийский союз и Пакистан; получили статус независимой республики английские колонии Бирма и Ирландия |
Консервативная, У. Черчилль | Сокращение государственного сектора; повысились темпы промышленного производства | Сдерживание роста заработной платы; сокращение строительства муниципального жилья; повышение еженедельных взносов населения в фонд Национальной службы здравоохранения, ставок на платные медицинские услуги | Суэцкий кризис; распад Британской империи |
Вывод. Внешняя политика лейбористского правительства определялась интересами английского государства, стремящегося восстановить положение Великобритании как мировой державы, сохранить ее обширные колониальные владения. Однако ни лейбористы, ни консерваторы оказались не в состоянии помешать распаду Британской империи и образованию на ее обломках политически независимых государств. Во внутренней политике консерваторами отвергался принцип государственного контроля над промышленностью, принятый лейбористами.
Задание 2. Работа с исторической картой на с. 8 атласа. Назовите государства — члены Британского содружества наций, которые являлись (являются):
а) монархиями; б) республиками; в) современными заморскими территориями Великобритании.
Назовите английские колонии, которые первые получили статус независимых республик, годы провозглашения их независимости.
Затем учитель дает краткую характеристику Суэцкого кризиса по плану:
Дата — октябрь 1956 г. — март 1957 г.
Место — Египет.
Причина - национализация Египтом Суэцкого канала.
Противники - Израиль, Великобритания, Франция, с одной стороны, с другой — Египет.
Результаты кризиса для Великобритании — массовое движение протеста против войны с Египтом и, как следствие, вывод английских войск с египетской территории.
Работа с материалом п. 3 § 6. Учитель предлагает учащимся самостоятельно ознакомиться с учебным материалом п. 3 (с. 44) и ответить на вопросы: 1. Назовите главную причину Ольстерской проблемы. 2. Можно ли решить проблему Ольстера? Выскажите свое мнение. 3. Полностью проблема Ольстера не разрешена и столкновения между враждующими общинами периодически возобновляются, хотя и не в таких масштабах, как в 60—80 -х гг. XX в. Можно ли рассматривать эту проблему как отголосок фашизма (как отголосок колониализма; в качестве наследия колониализма)?
|
|
Затем учитель рассказывает об энергетическом и сырьевом кризисе в Великобритании в 1970-е гг.
Причины и последствия кризиса: резкий подъем цен на нефть не только привел к огромным убыткам, падению промышленного производства и сокращению инвестиций, но и вызвал необходимость технологической переориентации всей промышленной базы.
Выход из кризиса: сокращение потребления нефти заставило более интенсивно разрабатывать и внедрять энергосберегающие технологии. За счет расширения добычи и использования угля, развития атомной энергетики более сбалансированной стала структура потребления энергоносителей; осуществлялась разработка новых месторождений нефти на шельфе Северного моря.
Задание 1. Работа с исторической картой. Назовите и покажите на карте места и годы вооруженных конфликтов с участием Великобритании.
Работа с материалом п. 4 § 6. Используя материал учебного пособия на с. 44—48, учащиеся выполняют следующие задания.
Задание 1. Заполните таблицу «Внутренняя и внешняя политика Великобритании».
Задание 2. Работа с историческими документами.
а) Прочитайтедокумент на с. 38—39 хрестоматии, ответьте на вопросы: 1. Почему по мнению М. Тэтчер, одним из основных условий развития капитализма является наличие частной собственности? Свой ответ обоснуйте. 2. Что подразумевает под «неписаными правилами» М. Тэтчер? Как они влияют на развитие капитализма? 3. Назовите черты общества, выделяемые «железной леди», которые ориентируют на развитие предпринимательства.
б) Проанализируйте документ на с. 49 учебного пособия. О чем говорится в интервью М. Тэтчер? Благодаря чему, по мнению М. Тэтчер, был достигнут рост благосостояния английского общества? Свой ответ аргументируйте.
в) Ответьте на вопросы к документу «Из манифеста Э. Блэра о „новом лейборизме"» на с. 37—38 хрестоматии.
Задание 3. Работа с историческим портретом. По фактам биографии определите политического лидера:
|
|
«Лидер консервативной партии, во время Фолклендского конфликта правительство этого политического деятеля провело решительную военную кампанию для восстановления власти Великобритании на островах, в отношении СССР придерживался жесткого курса, автор книги „Искусство управления государством"». (М. Тэтчер)
Закрепление изученного материала.
Предлагаем вопросы для закрепления: 1 В чем заключались «триумф» и «трагедия» Великобритании после Второй мировой войны? 2. В чем проявились пережитки имперского мышления Великобритании в 1950- 1990-е гг.? Какое влияние они оказали на внешнюю политику государства? 3. Экономическое развитие Великобритании в 1960-1970-е гг. характеризуется как стагфляция. Какие способы выхода из кризиса были предложены М. Тэтчер? Каковы результаты «тэтчеризма»?
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 6, выполнить задание № 5 и задание рубрики «Предлагаем обсудить», подготовить сообщения (по желанию) по следующим темам: «Интересные факты из биографии политических лидеров Великобритании», «Политическая и экономическая составляющие Фолклендского конфликта», «Позиция Великобритании в ЕС», «История политического противостояния консерваторов и лейбористов».