Понятие парламента и парламентаризма

Лекция 7. Парламенты современных государств

1. Понятие парламента и парламентаризма.

2. Компетенция парламента.

3. Парламентские процедуры.

4. Правовой статус парламентария.

5. Структура парламентов

Понятие парламента и парламентаризма.

В соответствии с принципом разделения властей государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Олицетворением законодательной власти в подавляющем большинстве стран является парламент.

Парламент, в современном значении этого слова, появляется в эпоху буржуазных революций и представляет собой общенародный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти.

Слово «парламент» универсально и является собирательным. Однако в каждой стране этот орган носит разные названия. В США, Венесуэле, на Филиппинах используется термин – «конгресс»; в Португалии, Южной Корее, Пакистане – «национальное собрание»; в РФ – «федеральное собрание»; в Швеции – «риксдаг»; в Дании – «фолькетинг»; в Норвегии – «стортинг»; в Финляндии – «эдускунта»; в Исландии – «альтинг»; в Испании – «кортесы»; во Франции, Великобритании, Италии - «парламент» и т.д.

Для изучения и проведения сравнительного анализа современных парламентов необходимо провести их классификацию, используя для этого различные критерии.

По своей структуре парламенты делятся на однопалатные (монокамеральные) и двухпалатные (бикамеральные).

По объему компетенции выделяют следующие три группы парламентов.

1. Парламенты с абсолютно неопределенной (неограниченной) компетенцией. К ним относятся парламенты, которые могут принять законы по любому вопросу (Великобритания, Новая Зеландия).

2. Парламенты с абсолютно определенной (ограниченной) компетенцией. Речь идет о парламентах, которые могут принимать законы по строго определенному конституцией и законодательством кругу вопросов. Так, ст.1 конституции США устанавливает, что может и что не может делать Конгресс. Статья 34 конституции Франции 1958 г. содержит перечень вопросов, по которым парламент может принимать законы.

3. Парламенты с относительно определенной (ограниченной) компетенцией. К этой группе относятся парламенты с подвижной (меняющейся) компетенцией, которая присуща парламентам федеративных государств (ФРГ, Индия, Малайзия). Конституции этих стран устанавливают: компетенцию федерального парламента; компетенцию законодательных собраний субъектов федераций; совместную компетенцию, содержащую вопросы, которые могут решаться и федеральным парламентом, и законодательным собранием субъектов федерации.

В зависимости от формы правления выделяют следующие модели парламентов.

1. Первая модель присуща парламентским республикам и монархиям. Эту модель называют Вестминстерской – по месту расположения парламента Великобритании. Ей присуще право вотума недоверия правительству (Нидерланды, ФРГ, Италия, Болгария).

2. Вторая модель присуща странам с президентской формой правления. Парламент не может отправить в отставку правительство, а правительство не может распустить парламент (США).

3. Третья модель имеет место в странах со смешанной формой правления. В этих странах парламент обладает правом вотума недоверия правительству, а глава государства правом роспуска парламента (Франция, Казахстан).

4. Четвертая модель реализовывается в странах с абсолютной монархией. Это так называемые «консультативные парламенты» (Кувейт, Бахрейн, ОАЭ и др.).

Представительный характер парламента обуславливают способы их формирования.

Однопалатные парламенты избираются путем всеобщего и равного избирательного права.

Что касается двухпалатных парламентов, то их нижние палаты также избирается гражданами, а верхние – формируются различными способами.

1. Верхняя палата формируется путем прямых выборов. В сенат Конгресса США граждане каждого штата избирают по мажоритарной системе по 2 сенатора. Сенат парламента Италии избирается по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе. Аналогичным образом формируется палата советников парламента Японии.

2. Верхняя палата формируется путем косвенных выборов. Сенаторы Франции избираются депутатами национального собрания, генеральных советов департаментов и муниципальных советов. Верхняя палата норвежского стортинга избирается депутатами, избранными в парламент из своей среды. Таким же образом формируется верхняя палата исландского Альтинга.

3. Верхняя палата формируется путем назначения. Так, состав Бундесрата ФРГ назначается правительствами земель – субъектов федерации. Способ назначения верхних палат используется также в Канаде, в Великобритании. Что касается Великобритании, то верхняя палата ее парламента – палата лордов до середины ХХ века формировалась по наследственному принципу, затем по смешанной системе. Наряду с наследственными пэрами в ее состав включали назначаемых пожизненно пэры. В настоящее время наследственный принцип ликвидирован и палата лордов полностью назначается.

Отличаются разнообразием и сроки полномочий парламентов, и сроки полномочий каждой из палат двухпалатных парламентов. Так, срок полномочий палаты представителей японского парламента 4 года, а палаты советников – 6 лет, палаты представителей конгресса США – 2 года, а сената – 6 лет, национального собрания парламента Франции – 5 лет, а сената – 9 лет. Равный пятилетний срок полномочий имеют палата депутатов и сенат итальянского парламента. Что касается бундестага ФРГ, то он избирается на 4 года, в то время как бундесрат не имеет определенного срока. Аналогичным образом определяются сроки полномочий парламента Великобритании. Здесь, нижняя палата – палата общин избирается сроком на 5 лет, а палата лордов не имеет определенного срока полномочий.

Работой парламента руководят избираемые депутатами спикеры, вице-спикеры и секретари. В двухпалатных парламентах избирается руководство каждой палаты. В некоторых странах спикер верхней палаты не избирается, а является им по должности. Председателем сената в США является вице-президент, в палате лордов Великобритании член кабинета лорд-канцлер, в Канаде спикер сената назначается указом генерал-губернатора.

Для осуществления подготовительной работы по созданию и оценке законопроектов и контроля за деятельностью исполнительной власти внутри парламента и в каждой из палат двухпалатного парламента создаются постоянные комитеты или комиссии. Наряду с ними для решения какой-нибудь конкретной задачи создаются временные комиссии (следственные, редакционные и т.д.).

В большинстве парламентов создаются партийные фракции. В регламентах парламентов устанавливается минимальное число депутатов, необходимое для создания фракции. В национальном собрании французского парламента для создания фракции необходимо 30 депутатов, а в сенате – 14. в Бундестаге ФРГ это число составляет 15 депутатов, Италии -20.

Фракции оказывают большое влияние на работу парламента – выработку повестки дня пленарных заседаний, на распределение депутатов по постоянным комиссиям, на направление прений, голосование и др.

Помимо указанных в парламентах создаются и иные органы: совет старейшин, специальные органы парламентского контроля (ревизоры, омбудсманы, счетные палаты).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: