Тема 2 Организационные аспекты международной логистики

1. Основные виды международной экономической интеграции и развитие международной логистики

1.1.Зона свободной торговли.

1.2.Таможенный союз

1.3.Общий рынок

1.4. Экономический союз

2. Организационные формы международного сотрудничества предприятий: стратегический альянс, картель, консорциум.

3.Организация принятия решений в международной логистике

4.Методы принятия решений в международной логистике.

5. Стратегии выхода предприятий, организаций на международные рынки

6. Виды логистических посредников в международной логистике

 

Литература: 1,2,3,7

 

1. Основные виды международной экономической интеграции и развитие международной логистики

 

1.1.Зона свободной торговли.

 

Возможность, формы и методы организации, международных логистических операций в большой степени зависят от развития различных форм международной экономической интеграции.

В настоящее время выделяют основные виды интеграционных объединений: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз.

Зона свободной торговли (ЗСТ) — тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. С государствами, не участвующими в соглашении, каждый из участников ЗСТ строит самостоятельную торговую политику.

Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

Примеры ЗСТ.

· Североамериканская зона свободной торговли НАФТА (North American Free Trade Agreement, NAFTA) — соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров, как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли услугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами.

· Европейская ассоциация свободной торговли — в 1960 г. подписано соглашение между Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией.

· Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей подписано этими двумя странами в 1983 г.

· Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой — соглашение было подписано перечисленными странами в 1992 г.

· Бангкокское соглашение — соглашение между Бангладеш, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1993 г.

· Зона свободной торговли СНГ — соглашение между странами СНГ, подписанное в октябре 2011 года.

Зона свободной торговли СНГ (ЗСТ)— соглашение государств СНГ, подписавших в 2011 году Договор о зоне свободной торговли. Договор, предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определенном уровне, а впоследствии поэтапно отменены. Договор заменил больше ста двусторонних документов, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве содружества.

Участниками Зоны свободной торговли СНГ являются в настоящее время Армения, Республика Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Украина.

Цели создания зоны свободной торговли стран СНГ:

1.Завершение введения полномасштабного режима свободной торговли.

2. Либерализация условий и дальнейшее развитие взаимной торговли, отмена действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли в целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки государств — участников СНГ.

3. Разработка согласованной линии относительно использования энергетических ресурсов и транспортных услуг, развитие Общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной продукции.

4. Развитие взаимодействия в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ.

5. Повышение эффективности тарифной политики и устранение влияния на национальном уровне фискально-административных барьеров при осуществлении международных грузовых перевозок и др.

 

Таможенный союз

Таможенный союз (ТС) — соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, сборов и других ограничительных мероприятий. От ЗСТ отличает проведение единой таможенной политики государствами-участниками в отношении третьих лиц и применение к последним одних и тех же пошлин других мероприятий по регулированию торговли (форма коллективного протекционизма от третьих стран). Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».

Обычно страны-участницы ЕАЭС договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат.

Фактически, речь идёт о форме межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане таможенный союз является значительно более продвинутой формой интеграции, чем, например, зона свободной торговли.

Таможенный союз в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС)— форма торгово-экономической интеграции Республики Беларусь,, Казахстана, России, Армении и Киргизии предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники ЕАЭС применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

 

1.3 Общий рынок

 

Общий рынок—следующая за таможенным союзом форма интеграции, при которой ликвидируются барьеры между странами-участницами не только во взаимной торговле, но и на пути перемещения рабочей силы и капитала.

Общий рынок — форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства — капитала, трудовых ресурсов — через границы стран, являющихся членами общего рынка.

Примеры общего рынка

- Андская группа (англ. The Andean Community или исп. Comunidad Andina, CAN);

- Европейская экономическая зона (англ. European Economic Area, EEA), объединяющая ЕС, Норвегию, Исландию и Лихтенштейн;

- Общий рынок Карибского сообщества (англ. Caribbean Community single market, CARICOM);

- Центральноамериканский общий рынок — торгово-экономический союз стран Центральной Америки;

- Южноамериканский общий рынок — экономический союз стран Южной Америки (МЕРКОСУР).

- Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Казахстана, России, Армении. Киргизии.

Единое экономическое пространство (ЕЭП) — общий рынок, созданный 1 января 2012 года. В общий рынок входят Республика Беларусь, Казахстан, Россия, Армения, Киргизия

ЕЭП представляет собой одну из форм межгосударственной интеграции, целью которой является либерализация внешнеэкономических отношений внутри объединения и осуществление коллективного протекционизма за его пределами. Задачей ЕЭП является обеспечение так называемых «четырёх свобод» между государствами-участниками:

  • свобода движения товаров;
  • свобода движения капиталов,;
  • свобода движения услуг;
  • свобода движения рабочей силы.

А также обеспечение начал координации экономической политики государств-участников в отношении макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов и пр.

 

1.4 Экономический союз

 

Экономический союз это один из видов торговых блоков, характеризующийся следующими признаками:

- Отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран (Таможенный союз).

- Наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть финансового и человеческого капитала

- Проведение единой экономической политики.

- Создание системы межгосударственного регулирования социально-экономических процессов.

Примеры экономических союзов.

- Единый рынок Европейского союза.

- Экономический и валютный союз Европейского союза и Монако (de facto).

- Единый рынок Карибского сообщества.

- Союзное Государство России и Республики Беларусь и

- Евразийский экономический союз (ЕАЭС) —экономический союз государств Единого экономического пространства.

Условиями вступления в Евразийский экономический союз являются:

- Единые тарифы

- Единые технические регламенты

- Гармонизация трудового законодательства

- Гармонизация миграционного законодательства

- Единая банковская система

- Единая валюта

- Укрепление внешних границ.

На практике границы между указанными видами интеграционных объединений весьма условны, и их развитие может идти по восходящей от зоны свободной торговли к экономическому союзу.

Осуществляя логистическую деятельность необходимо учитывать, в какие интеграционные объединения входит страна, где находится партнер, участник международной цепи поставок.

 

2. Организационные формы международного сотрудничества предприятий: стратегический альянс, картель, консорциум.

 

Международная интеграция затрагивает не только государства, но и юридические и физические лица.

В международной логистике сотрудничество предприятий чаще всего осуществляется посредством:

стратегических альянсов;

картелей;

консорциумов.

Стратегический альянс-это партнерство между фирмами, в котором ресурсы, способности и стержневые компетенции сторон объединяются для достижения наилучшего результата.

Международный стратегический альянс (МСА) представляет собой относительно продолжительное по времени межорганизационное соглашение по сотрудничеству, которое предусматривает совместное использование ресурсов и/или структур управления двух или более самостоятельных организаций, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпоративной миссией каждой из них.

Различают 2 группы международных стратегических альянсов:

Первая группа основана на заключении соглашений о сотрудничестве, контрактах (франчайзинг, продажа лицензий и др.) или неформальном взаимодействии (без оформления документов);

Вторая группа предполагает обмен акциями, создание совместных предприятий.

Кроме этого выделяют:

Альянсы горизонтального типа — создаются с фирмами, осуществляющими хозяйственную деятельность на той же стадии производственного процесса, оказывающими одинаковые услуги (альянс между Deutsche Telecom, France Telecom и Sprint (США));

Альянсы вертикального типа — формируются с поставщиками сырья или потребителями продукции.

Альянсы фирм, производящих и оказывающих взаимодополняемые товары и услуги (крупные авиаперевозчики с местными региональными авиакомпаниями).

Исторически международные стратегические альянсы предшествовали национальным. В то же время на пути к созданию общего рынка в странах Европейского Союза возникла гибридная форма международных и национальных альянсов. Ведущие национальные фирмы Европы вступили в консорциумы, чтобы совместно реагировать на вызов, брошенный конкурентами из США и Японии. Примером внутриевропенского межфирменного сотрудничества явился ряд совместных научно-технических программ, в том числе, ESPRIT (информационные технологии), BRITE (новые материалы), RACE (телекоммуникации)

Согласно исследованию, проведенному американским экономистом Дж. Мюр-реем на основе базы данных «Wall Street Journal», в' 1989-1992 годах фирмами США были образованы 778 стратегических альянсов, из которых 61% были международными, то есть были созданы между американскими и иностранными фирмами. При классификаций по странам и регионам примерно 57% из общего числа альянсов составляли соглашения между американскими фирмами, с одной стороны, и западноевропейскими либо японскими, с другой (примерно в равной пропорции). Самый неожиданный и «выдающийся*, по словам Мюррея, феномен конца 1980-х — начала 1990-х гг. — рост числа МСА с участием российских фирм: за исследуемый период примерно 10% всех МСА, созданных американскими фирмами, приходилось на союзы с участием российских партнеров.

В прошлом союзы фирм, с точки зрения мотивации их создания, зачастую были ограниченными. В качестве цели могло ставиться достижение определенных объемов продаж на рынках отдельных товаров. Однако начиная с 1980-х гг. при создании альянсов компании все чаще ставят перед собой более глубоко идущие цели.

Цели международных стратегических альянсов:

Ø внедриться на новые рынки;

Ø получить доступ к новым технологиям, обеспечить экономию за счет эффекта масштаба»,

Ø быстрее либо дешевле преодолеть государственные и инвестиционные барьеры и др.

Посредством сотрудничества фирма-участник может внедриться на новые рынки, получить доступ к новым технологиям, обеспечить экономию за счет эффекта масштаба», преодолеть государственные и инвестиционные барьеры либо быстрее, чем действуя самостоятельно и используя рыночные трансакции (сделки), либо дешевле, чем путем приобретения другой фирмы или слияния с ней. МСА стали жизненно важным элементом организационной структуры компаний, устойчивое преимущество которых в возрастающей степени зависит не только от способности оптимально использовать внутренние ресурсы для реализации стратегических целей, но и от характера отношений с партнерами, являющимися настоящими или потенциальными конкурентами.

Особенности международных стратегических альянсов:

во-первых, комбинация ресурсов партнеров должна быть направлена на создание ценности, общая величина которой превышала бы ценность, созданную при раздельном использовании ресурсов. Такой тип синергии распространен во многих современных видах деятельности, особенно в отраслях высоких технологий.

во-вторых, две или более организации, объединенные для реализации согласованных целей, остаются независимыми после формирования альянса.

в-третьих, фирмы-партнеры совместно делят выгоды от функционирования альянса и осуществляют совместный контроль.

в-четвертых, организации-партнеры оказывают постоянную поддержку одному или нескольким стратегическим направлениям деятельности альянса, например, развитию технологии, производству продукции и т. п.

Стратегические альянсы составляют основу концепции эффективного взаимодействия с потребителями (efficient consumer response — ECR), которая направлена на оптимизацию цепей поставок за счет:

Ø совместных усилий поставщиков, оптовых, розничных торговых организаций, заинтересованных в уменьшении материальных и временных затрат в процессе доставки товаров;

Ø увеличении прибыли;

Ø оптимизации складских операций, ценовой политики, ассортимента;

Ø улучшения качества обслуживания конечного потребителя.

Пример, ECR Europe –компании участники «Метро», «Ошан», «Марс», «Жилет», «Поктер энд Гэмбл»

Картель – монополистическая форма объединения предприятий одной отрасли.

При образовании картеля участники не утрачивают производственной и коммерческой самостоятельности, действуют в рамках заключенного соглашения. В соглашении оговариваются ряд вопросов:

Ø сбыт по ценам не ниже, установленных соглашением;

Ø производство и сбыт продукции по установленным квотам для каждого участника;

Ø разграничение рынков сбыта;

Ø условия найма рабочей силы.

Затрудняет функционирование рыночных механизмов. В ряде стран (где картели запрещены) попадает под действие антимонопольного законодательства; в других странах, напротив, создание картелей поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.

Консорциум— временное объединение организаций, создаваемое с целью реализации крупных промышленных, научно-технических, строительных, коммуникационных проектов.

В консорциумы могут входить предприятия и организации различных форм собственности, профилей и размеров, которые сохраняют самостоятельность и вправе вступать в любые другие добровольные объединения.

Финансовые и материальные фонды консорциума формируются з счет взносов участников. А также бюджетных средств и кредитов банков.

Управляющий орган (исполнительный комитет) консорциума складывается из представителей организаций, менеджеров, логистиков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: