Существует очень тесная связь между занятостью и инфляцией. И этому неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - то есть временная незанятость экономически активного населения.
Безработица (U) — социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве. Это циклическое явление, выражающееся в превышении предложения труда над спросом на него.
Умеренная безработица необходима для нормального развития экономики, она:
— образует резерв незанятой рабочей силы, которая может быть использована при необходимости расширения производства;
— усиливает стимулы к труду и предпринимательству;
— служит эффективным средством повышения производительности и дисциплины труда.
Безработный, по определению Международной организации труда, — человек который может работать, хочет работать, самостоятельно активно ищет работу, но не может трудоустроиться из-за отсутствия рабочих мест или недостаточной профессиональной подготовки.
|
|
Безработные в общей численности населения (см. рис. 3).
Причины безработицы
1. Структурные изменения, сдвиги в экономике, вызванные внедрением новых технологий, оборудования, что приводит к сокращению излишней рабочей силы.
2. Экономический спад или депрессии, что заставляет работодателей сокращать работников.
3. Повышение минимальной заработанной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу.
4. Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.
5. Изменение в демографической структуре населения (рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд - молодежь, окончившая среднюю школу, техникумы, институты).
Исходя из причин безработицы, можно сформировать и ее основные формы:
1. Фрикционная безработица -это временная безработица, которая возникает при добровольной перемене человеком рабочего места (переход с одной работы на другую, изменение места жительства и т.п.) или при смене «этапов жизненного пути» (поступление на работу после армии, окончание учебного заведения и т.п.), это период, когда человек находится «между работами», ищет работу.
2. Структурная безработица — высвобождение рабочей силы под воздействием структурных сдвигов в экономике, изменяющих спрос на отдельные профессии и специальности. Закрытие устаревших в технологии шахт, цехов и так далее. Для преодоления и решения этой проблемы организуется сеть центров по переподготовке кадров.
3. Циклическая безработица — высвобождение рабочей силы, вызванное общим спадом производства, т.е. той фазой экономического цикла, для которого характерно сокращение совокупного спроса, производства и соответствующее сокращение занятости и рост безработицы.
|
|
4. Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, в различные сезоны (в одни месяцы спрос большой на рабочую силу, в другие -нет спроса). Это больше относится к сельскому хозяйству и строительству.
5. Скрытая безработица - характерная для нашей отечественной экономики. Когда из-за нехватки ресурсов, взаимных неплатежей, рабочих переводят на неполный рабочий день, неполную неделю, а то и вообще на целый месяц, то есть рабочих отправляют в вынужденный неоплачиваемый отпуск.
6. Застойная безработица, создаваемая людьми, не имеющими и не ищущими работу, люди опустившиеся, бездомные и так далее.
Постоянно существующие фрикционная и структурная безработица образуют естественную безработицу, которая:
— свидетельствует о полной занятости рабочей силы;
— характеризует состояние рынка труда, когда между числом свободных рабочих мест и числом работников, ищущих работу, соблюдается примерное равенство;
— позволяет осуществлять безинфляционное расширение производства.
Естественная норма безработицы представляет собой устойчивую на протяжении длительного периода времени долю безработных в рабочей силе.
Уровень безработицы
Масштабы безработицы в стране характеризуются показателем уровня безработицы (см. рис. 2).
Экономические последствия отклонения фактической безработицы от ее естественного уровня
В ситуации, когда фактическая безработица больше естественной, возникает избыточная безработица. Она свидетельствует о неполном использовании рабочей силы и приводит к недопроизводству (национальный объем производства меньше того, каким бы он мог быть при полной занятости).
Согласно закону Оукена, увеличение фактической безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем ведет к потерям 2,5% ВНП.
где Y – фактический валовой национальный продукт;
Yр – потенциальный валовой национальный продукт;
U – фактический уровень безработицы;
Un – естественный уровень безработицы;
β – коэффициент Оукена (в абсолютном выражении).
Ситуация, когда фактическая безработица меньше естественной, описывается кривой Филлипса (см. рис. 4).
График показывает, что в краткосрочном периоде существует обратная зависимость между инфляцией и безработицей. При уровне безработицы U1 темпы роста цен составляют Р2, а снижение темпа роста цен до P1 увеличивает уровень безработицы до U 2.
Таким образом, рыночной экономике противопоказаны как слишком высокий, так и слишком низкий уровень безработицы. Поддержание безработицы на естественном уровне свидетельствует об эффективности национального производства.
Социально-экономические последствия безработицы:
— снижение реальных доходов населения и падение уровня жизни;
— снижение налоговых поступлений;
— утрата работниками профессионально-квалификационных знаний и навыков;
— рост заболеваемости и снижение продолжительности жизни;
— рост преступности и т.п.
Основные методы воздействия государства на уровень занятости:
— стимулирование создания новых рабочих мест и спроса на труд;
— осуществление мер по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях;
— выплата пособий по безработице;
— законодательное регулирование условий найма и использования рабочей силы;
— организация переподготовки кадров;
— сбор информации о наличии вакансий.
Для государства благоприятная полная занятость, но она не означает абсолютного отсутствия безработицы. При полной занятости имеют место фрикционная и структурная безработица. Таким образом, полная занятость существует при наличии естественного уровня безработицы. Естественная норма безработицы - это доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню полной занятости в экономике. Принято считать, что полная занятость имеет место тогда, когда занято 96% рабочей силы. В последние годы для России проблема безработицы была острой. В этой связи одной из функции государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствии безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетные матери, «чернобыльцы», «афганцы»)
|
|
Таким образом, государственное регулирование рынка труда осуществляется по следующим направлениям:
1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;
2) программы по подготовке и переподготовке кадров;
3) программы содействия найму рабочей силы;
4) программы по социальному страхованию безработицы.
И все же следует отметить, что в настоящее время в России при огромном количестве людей, не занятых в общественном производстве, количество безработных, не имеющих источников дохода, не так велико.
Социально-экономическая защита военнослужащих.
Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.
|
|
Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:
1) государство, провозгласившее себя цивилизованным, руководствуется идеей гуманизма и обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;
2) всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;
3) социально-экономическая поддержка нивелирует экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым снижая социальное напряжение в обществе.
В широком смысле социально-экономическая защита - это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста.
Более узкое понятие социально-экономической защиты в том, что это соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей и др.
Социально-экономическая защита военнослужащих - это комплекс мероприятий, проводимых государством, Министерством обороны РФ, органами военного управления по обеспечению социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, гарантирующих соблюдение прав и свобод, удовлетворение потребностей в современных условиях. В настоящее время просматриваются две основные функции в системе государственной социально-экономической защиты военнослужащих и членов их семей: социальные выплаты и система социального обслуживания. Они распространяются на все категории населения через систему социальных гарантий.
Социальные гарантии - это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.
Минимальные социальные стандарты - это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты.
Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области: оплаты труда; пенсионного обеспечения; образования; здравоохранения; культуры; социального обслуживания; жилищно-коммунального обслуживания.
Социальная защищенность военнослужащих предусматривает:
- гарантированную оплату труда, дополнительные выплаты за добросовестное выполнение служебных обязанностей и особые условия воинской службы;
- права на отдых, основной и дополнительный отпуск, санаторно-курортное лечение, бесплатное медицинское обслуживание;
- компенсационные выплаты: при переводе к новому месту службы или увольнении, связанные с командировочными расходами, при травматизме или возмещении вреда здоровью;
- обязательное медицинское и социальное страхование.
Выводы по 2 вопросу:
1. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. В зависимости от причин возникновения безработицы выделяют несколько ее типов: структурную, циклическую, естественную, фрикционную, сезонную, скрытую и др. В среднем уровень безработицы составляет 5—7% от численности рабочей силы. В России в результате экономического кризиса уровень безработицы в 2000 г. достиг почти 11,7 %.
2. Среди основных направлений государственного регулирования рабочей силы можно выделить: 1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; 2) программы по подготовке и переподготовке кадров; 3) программы содействия найму рабочей силы; 4) программы по социальному страхованию безработицы.
3. Инфляция и безработица в условиях рынка и частичного предпринимательства по своим социально - экономическим последствиям являются наиболее тяжелыми и требуют взвешенной, продуманной антиинфляционной политики всех государств, независимо от типа экономической системы.
4. Социально-экономическая защита военнослужащих - это комплекс мероприятий, проводимых государством, Министерством обороны РФ, органами военного управления по обеспечению социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, гарантирующих соблюдение прав и свобод, удовлетворение потребностей в современных условиях.
Заключение
Следует заменить, что народное хозяйство, полностью свободное от инфляции и безработицы, существует лишь в воображении, но никак не па практике. Современная экономика инфляционна по своему внутреннему устройству, и в обозримом будущем иного ждать не приходится. Поэтому, когда правительства обещают гражданам навсегда покончить с инфляцией, безработицей, искоренить их и т. д., они только верно указывают конечный стратегический ориентир, обозначают линию горизонта, которая удаляется по мере приближения к ней.
Отсюда следует, что противодействие инфляции и безработице не может выступать в виде политической программы, рассчитанной на какой-то срок. Это бессрочная, повседневная обязанность государства, его постоянная функция. Антиинфляционным регулированием и безработицей надо заниматься постоянно и непрерывно, независимо от интенсивности этих процессов. Когда эти процессы протекают бурно, задача государства состоит в том, чтобы сделать рост цен и безработицы контролируемыми и сравнительно умеренными. Но даже если инфляция внешне малозаметна, государству следует сохранять бдительность, не оставлять противоинфляционные меры. Государство должно взять на себя всю ответственность за установление контроля над инфляцией, безработицей и принять все необходимые меры, чтобы минимизировать ущерб благосостояния людей.
Таковы основные цели государственной макроэкономической политики в борьбе с инфляцией и безработицей.