Занятость и безработица

 

Существует очень тесная связь между занятостью и инфляцией. И этому не­отъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - то есть вре­менная незанятость экономически активного населения.

Безработица (U) — социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве. Это циклическое явление, выражаю­щееся в превышении предложения труда над спросом на него.

Умеренная безработица необходима для нормального развития экономики, она:

— образует резерв незанятой рабочей силы, которая может быть использо­вана при необходимости расширения производства;

— усиливает стимулы к труду и предпринимательству;

— служит эффективным средством повышения производительности и дис­циплины труда.

Безработный, по определению Международной организации труда, — че­ловек который может ра­ботать, хочет работать, самостоятельно активно ищет работу, но не может трудоустроиться из-за отсутствия рабочих мест или недос­таточной профессиональной подготовки.

Безработные в общей численности населения (см. рис. 3).

 

Причины безработицы

1. Структурные изменения, сдвиги в экономике, вызванные внедрением но­вых технологий, оборудования, что приводит к сокращению излишней рабочей силы.

2. Экономический спад или депрессии, что заставляет работодателей сокра­щать работников.

3. Повышение минимальной заработанной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу.

4. Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях эконо­мики.

5. Изменение в демографической структуре населения (рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд - молодежь, окончившая среднюю школу, техникумы, институты).

Исходя из причин безработицы, можно сформировать и ее основные формы:

1. Фрикционная безработица -это временная безработица, которая возни­кает при добровольной перемене человеком рабочего места (переход с од­ной работы на другую, изменение места житель­ства и т.п.) или при смене «этапов жизненного пу­ти» (поступление на работу после армии, оконча­ние учебного за­ведения и т.п.), это период, когда человек находится «между работами», ищет рабо­ту.

2. Структурная безработица — высвобождение рабочей силы под воздей­ствием структурных сдви­гов в экономике, изменяющих спрос на отдельные профессии и специальности. Закрытие устаревших в технологии шахт, цехов и так далее. Для преодоления и решения этой проблемы организуется сеть цен­тров по переподготовке кадров.

3. Циклическая безработица — высвобождение рабочей силы, вызванное общим спадом производ­ства, т.е. той фазой экономического цикла, для ко­торого характерно сокращение совокупного спроса, производства и соответствующее сокращение заня­тости и рост безработицы.

4. Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, в раз­личные сезоны (в одни месяцы спрос большой на рабочую силу, в другие -нет спроса). Это больше относится к сельскому хозяйству и строительству.

5. Скрытая безработица - характерная для нашей отечественной эконо­мики. Когда из-за нехватки ресурсов, взаимных неплатежей, рабочих переводят на неполный рабочий день, неполную неделю, а то и вообще на целый месяц, то есть рабочих отправляют в вынужденный неоплачиваемый отпуск.

6. Застойная безработица, создаваемая людьми, не имеющими и не ищу­щими работу, люди опустившиеся, бездомные и так далее.

Постоянно существующие фрикционная и структурная безработица обра­зуют естественную безра­ботицу, которая:

— свидетельствует о полной занятости рабочей силы;

— характеризует состояние рынка труда, когда между числом свободных рабочих мест и числом работников, ищущих работу, соблюдается примерное равенство;

— позволяет осуществлять безинфляционное расширение производства.

 

Естественная норма безработицы представляет собой устойчивую на про­тяжении длительного пе­риода времени долю безработных в рабочей силе.

 

Уровень безработицы

Масштабы безработицы в стране характеризуются показателем уровня без­работицы (см. рис. 2).

 

Экономические последствия отклонения фактической безработицы от ее естественного уровня

В ситуации, когда фактическая безработица больше естественной, возни­кает избыточная без­работица. Она свидетельствует о неполном ис­пользовании рабочей силы и приводит к недопроиз­водству (национальный объем производ­ства мень­ше того, каким бы он мог быть при полной занято­сти).

Согласно закону Оукена, увеличение фактиче­ской безработицы на 1% по сравнению с естествен­ным уровнем ведет к потерям 2,5% ВНП.

 

где Y – фактический валовой национальный продукт;

– потенциальный валовой национальный продукт;

U – фактический уровень безработицы;

Un – естественный уровень безработицы;

β – коэффициент Оукена (в абсолютном выражении).

 

Ситуация, когда фактическая безработица меньше естественной, опи­сывается кривой Филлипса (см. рис. 4).

График показывает, что в краткосрочном перио­де существует обратная за­висимость между инфля­цией и безработицей. При уровне безработицы U1 темпы роста цен составляют Р2, а снижение темпа роста цен до P1 увеличивает уровень безработицы до U 2.

Таким образом, рыночной экономике противопоказаны как слишком высо­кий, так и слишком низкий уровень безработицы. Поддержание безработицы на естественном уровне свидетельствует об эффектив­ности национального произ­водства.

Социально-экономические последствия безработицы:

— снижение реальных доходов населения и падение уровня жизни;

— снижение налоговых поступлений;

— утрата работниками профессионально-квалификационных знаний и на­выков;

— рост заболеваемости и снижение продолжительности жизни;

— рост преступности и т.п.

 

Основные методы воздействия государства на уровень занятости:

— стимулирование создания новых рабочих мест и спроса на труд;

— осуществление мер по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях;

— выплата пособий по безработице;

— законодательное регулирование условий найма и использования рабочей силы;

— организация переподготовки кадров;

— сбор информации о наличии вакансий.

Для государства благоприятная полная занятость, но она не означает абсо­лютного отсутствия безработицы. При полной занятости имеют место фрикци­онная и структурная безработица. Таким образом, полная занятость существует при наличии естественного уровня безработицы. Естественная норма безрабо­тицы - это доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню полной занятости в экономике. Принято считать, что полная занятость имеет место тогда, когда занято 96% рабочей силы. В последние годы для России про­блема безработицы была острой. В этой связи одной из функции государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствии без­работицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следу­ющие функции: выплачивают пособия по безрабо­тице, помо­гают безработным найти работу, ведут переобучение новым, поль­зующимся спросом профессиям. В этих центрах оказы­вается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказы­вать финан­совую поддержку тем предприятиям, где планируется мас­совое увольнение, с целью сохранения или модернизации ра­бочих мест. Далее, госу­дарство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые прини­мают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, много­детные матери, «чернобыльцы», «афганцы»)

Таким образом, государственное регулирование рынка труда осуществля­ется по следующим направлениям:

1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа ра­бочих мест в государственном секторе;

2) программы по подготовке и переподготовке кадров;

3) программы содействия найму рабочей силы;

4) программы по социальному страхованию безработицы.

И все же следует отметить, что в настоящее время в России при огромном количестве людей, не занятых в общественном производстве, количество безра­ботных, не имеющих источников дохода, не так велико.

 

Социально-экономическая защита военнослужащих.

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей соци­альной системы являются социальная защита и социально-экономическая под­держка населения.

Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уяз­вимых слоев населения по нескольким причинам:

1) государство, провозгласившее себя цивилизованным, руково­дствуется идеей гуманизма и обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;

2) всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизвод­стве квалифицированной рабочей силы;

3) социально-экономическая поддержка нивелирует экономическое со­стояние различных групп и слоев населения, тем самым снижая соци­альное на­пряжение в обществе.

В широком смысле социально-экономическая защита - это политика го­сударства по обеспечению конституционных прав и минимальных гаран­тий человеку независимо от его места жительства, национально­сти, пола, возраста.

Более узкое понятие социально-экономической защиты в том, что это соот­ветствующая политика государства по обеспечению прав и га­рантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безрабо­тицы, охрану здоровья и жилища, на соци­альное обеспечение по старости, бо­лезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей и др.

Социально-экономическая защита военнослужащих - это комплекс мероприятий, проводимых государством, Министерством обороны РФ, ор­ганами военного управления по обеспечению социальной защищен­ности военнослужащих и членов их семей, гарантирующих соблюдение прав и свобод, удовлетворение потребностей в современных условиях. В настоящее время просматриваются две основные функции в системе государственной со­циально-экономической защиты военнослужащих и членов их семей: социаль­ные выплаты и система социального обслужи­вания. Они распространяются на все категории населения через систему социальных гарантий.

Социальные гарантии - это механизм долговременного действия, преду­смотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гаран­тий должны стать минимальные социальные стандар­ты.

Минимальные социальные стандарты - это установленные законо­да­тельством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минималь­ный уровень социальной защиты.

Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимо­связанные государственные минимальные социальные стандарты в области: оп­латы труда; пенсионного обеспечения; образования; здра­воохранения; куль­туры; социального обслуживания; жилищно-коммунального обслуживания.

 

Социальная защищенность военнослужащих предусматривает:

- гарантированную оплату труда, дополнительные выплаты за доб­росове­стное выполнение служебных обязанностей и особые условия воинской службы;

- права на отдых, основной и дополнительный отпуск, санаторно-курортное лечение, бесплатное медицинское обслуживание;

- компенсационные выплаты: при переводе к новому месту службы или увольнении, связанные с командировочными расходами, при трав­матизме или возмещении вреда здоровью;

- обязательное медицинское и социальное страхование.

 

Выводы по 2 вопросу:

1. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. В зависимости от причин возникновения безработицы выде­ляют несколько ее типов: структурную, циклическую, естественную, фрикци­онную, сезонную, скрытую и др. В среднем уровень безработицы составляет 5—7% от численности рабочей силы. В России в результате экономического кризиса уровень безработицы в 2000 г. достиг почти 11,7 %.

2. Среди основных направлений государственного регулирования рабочей силы можно выделить: 1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; 2) программы по подготовке и переподготовке кадров; 3) программы содействия найму рабочей силы; 4) программы по социальному страхованию безработицы.

3. Инфляция и безработица в условиях рынка и частичного предпринима­тельства по своим социально - экономическим последствиям являются наиболее тяжелыми и требуют взвешенной, продуманной антиинфляционной политики всех государств, независимо от типа экономической системы.

4. Социально-экономическая защита военнослужащих - это комплекс меро­приятий, проводимых государством, Министерством обороны РФ, органами во­енного управления по обеспечению социальной защищен­ности военнослужа­щих и членов их семей, гарантирующих соблюдение прав и свобод, удовлетво­рение потребностей в современных условиях.


Заключение

 

Следует заменить, что народное хозяйство, полностью свободное от инфля­ции и безработицы, существует лишь в воображении, но никак не па практике. Современная эко­номика инфляционна по своему внутреннему устройству, и в обозримом будущем иного ждать не приходится. Поэтому, когда правительства обещают гражданам навсегда покончить с инфляцией, безработицей, искоре­нить их и т. д., они только верно указывают конечный стратегический ориентир, обоз­начают линию горизонта, которая удаляется по мере приб­лижения к ней.

Отсюда следует, что противодействие инфляции и без­работице не может выступать в виде политической прог­раммы, рассчитанной на какой-то срок. Это бессрочная, по­вседневная обязанность государства, его постоянная функ­ция. Антиинфляционным регулированием и безработицей на­до заниматься посто­янно и непрерывно, независимо от интен­сивности этих процессов. Когда эти процессы протекают бурно, задача государства состоит в том, чтобы сделать рост цен и безработицы контролируемыми и сравнительно уме­ренными. Но даже если инфляция внешне малозаметна, го­сударству следует сохранять бди­тельность, не оставлять противоинфляционные меры. Государство должно взять на себя всю ответственность за установление контроля над инфляцией, безрабо­тицей и принять все необходимые меры, чтобы минимизировать ущерб благо­состояния людей.

Таковы основные цели государственной макроэкономиче­ской политики в борьбе с инфляцией и безработицей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: