Национальное самосознание в Англии

1. Условия формирования протонационального сознания в средние века: прелюдия.

2. Правление Тюдоров (1485 – 1604) как первый этап в становлении английской нации: единство национальной и конфессиональной идентичности.

3. Правление Стюартов (в 1603—1649, 1660—1694, 1702—1707 гг.) и разобщение между чувствами монархического и национального.

4. Новые задачи в формировании национальной идеи в XVIII ст.

5. XIX стол. Уточнение национальной идентичности. Правление Виктории и окончательное определение национальной идентичности.

6. ХХ стол.: катастрофа имперскости. Современные перспективы национальной идеи.

 

Литература:

Национализм в мировой истории. – М.: Наука, 2007. – 601 с.

Национальная идея в Западной Европе в Новое время. Очерки истории. – М., 2005.

Кирчанов М.В. Imagining England: Национализм, идентичность, память. – Воронеж, 2008. – 204 с.

Жигалов И. И. Неофашизм в Великобритании: истоки, цели, особенности // Вопросы истории. −1980. — № 7.

Ерохин В. Н. Формирование английского национализма и его репрезентация в религиозно-политической борьбе в Англии в первые десятилетия 17 в. // Вестник Кемеровского гос. Университета. – 2015. - № 2-3 (63).

 

1. Умови формування тенетах протонаціональної свідомості в середні століття: прелюдія.

2. Правління Тюдорів (1485 - 1604) як перший етап у становленні англійської нації: єдність національної і конфесійної ідентичності.

3. Правління Стюартів (в 1603-1649, 1660-1694, 1702-1707 рр.) І роз'єднання між почуттями монархічного і національного.

4. Нові завдання у формуванні національної ідеї в XVIII ст.

5. XIX стіл. Уточнення національної ідентичності. Правління Вікторії і остаточне визначення національної ідентичності.

6. ХХ стіл.: катастрофа імперськості. Сучасні перспективи національної ідеї.

 

1. В Англии раньше, чем в других государствах Европы, возникает исторический феномен национального самосознания.

Пробуждение национального самосознания в Англии в эпоху феодализма происходило достаточно медленно. Это было связано с перемещением и сосуществованием многих этнических групп. Считается, что к концу доисторического периода население в основном принадлежало к культуре Островных кельтов, включавших в себя бриттов острова Британия и галлов острова Ирландия.

Римское завоевание Британии, начавшееся в 43 году н. э., привело к 400-летнему правлению Рима над южной частью Британии, за которым последовало вторжение германских англосаксонских поселенцев, сократившее зону обитания Бриттов до территорий будущего Уэльса. Территории, заселённые англосаксами, объединились в Королевство Англия в X веке, тогда как галы северо-западной Британии (предположительно, мигрировавшие из северо-западной Ирландии в V веке) объединились с пиктами и образовали в IX веке Шотландское королевство.

В 1066 году норманны вторглись в Англию, а после её завоевания захватили большую часть Уэльса и Ирландии и получили приглашение к поселению в Шотландии. Они принесли во все эти страны феодализм северо-французского образца и нормандско-французскую культуру. Нормандская элита сильно повлияла на все местные культуры, но в итоге ассимилировалась с ними. Только в 13–14 вв. после полного слияния пришельцев с англосаксами образовалась народность – англичане.

 

А вот с XI по XIV cт. в английском обществе доминировали франкоязычные завоеватели. В 14 стол. образованное английское общество оставалось многоязычным. Великая хартия вольностей (13 стол.), заложившая основы английских свобод, написана на латыни и на французском. Латынь была необходима для ведения религиозной жизни, французский – общаться со знатью, английский – с необразованными массами. Английский не был готов к тому, чтобы стать всеобщим средством коммуникации. В 1332 г. парламент настаивал на том, чтобы английская знать обучала детей французскому. Но упадок французского становился всё более заметным и перед периодом «Чёрной смерти» (1348 – 1349 гг.) в обществе больше всего говорили об этом упадке. Данное обстоятельство и создало условия для подъема английского, так как пошатнулся авторитет знати.

Чёрная смерть (чёрный мор, от лат. atra mors) — пандемия чумы, протекавшей преимущественно в бубонной форме, прошедшая в середине XIV века по Азии, Европе (1346—1353), Северной Африке и острову Гренландии. 60 млн человек жертв, среди них: принцесса Английская Джоанна, епископ Кентерберийский. Демографическая ситуация достигла стабилизации лишь к 19 стол.

И уже с 1362 г. Парламент старается вести заседания на английском дабы их лучше понимал народ (популистская политика). На английский переходит и школьное обучение. В том же 14 в., по мнению историков и литературоведов, происходит зарождение английской литературы (Дж. Чосер, У. Лэнгланд).

Данные процессы возвышения английского языка способствовали особые политические и социальные условия 14 в. Новый политический климат был создан войнами с Францией и растущим ощущением того, что французская культура более не отвечает запросам английского правящего класса.

В Англии также появляется идея о том, что образование не обязательно должно приспособиться к языку церкви и правящего класса. Оксфордский теолог и философ Джон Виклиф перевёл Библию на английский язык и потребовал проведения на нём литургии.

Итак, в 14 в. в Англии возникло этнокультурное единство и литературный английский язык. Всё это являлось прелюдией к процессам формирования национального самосознания, которые сложились в последующие эпохи.

 

2.

До конца 15 стол. Англия оставалась бедной и отсталой страной с населением 3 млн человек (1/2 насел Испании и ¼ Франции и Германии), оставаясь форпостом французского мира.

Конец Столетней войны 1337 – 1453 гг. и правление Тюдоров обозначили этап становления английской нации, за который Англия возникла как страна современная.

В стране стали складываться новые социально-политические условия для развития национального самосознания:

1) усиление политической и культурной мощи Англии проходило в условиях изоляции с континентом. Англичане были обращены к себе, что сделало более значимыми их внутренние задачи. Англия стала уделять больше внимания Шотландии, Ирландии и Уэльсу.

2) центр мировой торговли переместился со Средиземного в Атлантический океан. И Британские острова сделались отправной точкой к новым мирам.

3) парламент занял в Англии наиболее прочные позиции. Речь шла о том, что суверенитет власти был разделён между монархом и парламентом. Не было угрозы войны и не было необходимости в сильной централизованной власти;

4) разрыв с континентом – разрыв с Римом и новые религиозные предпочтения.

Приход к власти Тюдоров ознаменовал конец войны Алой и Белой Роз (1455 – 1485 гг.), в которых сила феодальных баронов была исчерпана. Важно, что Тюдоры были коренной английской династией, что играло немаловажную роль в формировании народной идентичности. Люди осознавали свою принадлежность к семье, местности, но над всем этим стоял монарх.

Основатель династии Генрих VII Тюдор (1485–1509) укротил баронов и усиливший власть короны, много работал в духе «династической пропаганды». По его заказу создано сочинение о связи Тюдоров с древними британскими королями, от Артура.

Генрих VIII (1509–1547) основал национальную английскую (англиканскую) церковь, объединив Уэльс с Англией, добился титула короля Ирландии и занялся усилением военной мощи государства. Принял титул Его величества, ранее существовавший для императора. После того, как папа римский Климент VII 11 июля 1533 отлучил короля от церкви за его незаконный брак с Анной Болейн, в 1534 году парламент принял «Акт о супрематии», по которому Генрих был провозглашен Главою Церкви Англии.. Важность разрыва с Папой состояла в том, что он открыл дорогу протестантизму. Для этого вел борьбу с католицизмом. В 1536 г. провели общую оценку церковных имуществ, приняли «Акт о подавлении», который упразднял малые монастыри. Монастыри очищались от «суеверий», мощей святых. Национальная самоидентичность и понимание того, что значило быть британцем, формировалось во многом в религиозном ключе. Нация изначально становилась протестантской.

Краткое правление Марии Тюдор (1553–1558) ознаменовалось попыткой восстановить в стране католицизм и папскую супрематию. Преследуя протестантов, она добилась того, что протестантизм и национальное чувство ещё более стали идентифицироваться. Преследованиям подвергались: 1) новая элита, поднявшаяся при Тюдорах (десятки тысяч), которые вели идеологическую борьбу; 2) люди простого происхождения. Создавали духовную среду, способствовали быстрому закреплению того, что высказывала элита. Возник феномен мученичества и 275 костров продолжали гореть в сердцах людей. Протестантизм стал символом истинной веры и символом преданности государству. Новая аристократия была увлечена идеей нации, патриотизм рассматривался как настоящая добродетель. Аристократия – главный носитель патриотической идеи, смысл которой состоял в том, что государство – не просто наследие монарха, но содружество, коллективное предприятие многих. ТО есть монарх – лишь член нации и получает от неё право управлять. Нация была четко отделена от короны, а правление Марии Кровавой рассматривалось незаконным, поскольку было антинациональным и антипротестантской. Этой королеве не поставили ни одного памятника на родине (есть памятник на родине мужа — в Испании), её имя ассоциируется с кровавыми расправами, день её смерти (и одновременно день восшествия на престол Елизаветы I) отмечали в стране как национальный праздник. Умерла своей смертью (от лихорадки вирусной природы, в отличие от чумы – вялотекущая болезнь, угасала всю весну).

Новый этап связан с правлением Елизаветы (1558 – 1603 гг.) (последняя из династии Тюдоров. Младшая дочь короля Англии Генриха VIII и его второй жены Анны Болейн). Время правления Елизаветы иногда называют «золотым веком Англии» в связи с расцветом культуры (т. н. «елизаветинцы»: Шекспир, Марлоу, Бэкон и др.) и с возросшим значением Англии на мировой арене (разгром Непобедимой Армады, Дрейк и Рейли, Ост-Индийская компания). Вернулась к религиозной политике Генриха. Вернувшиеся изгнанники посвятили свою деятельность тому, чтобы показать связь между национальным и религиозным существованием Англии. В 1559 г. епископ Лондона Дж. Лили писал: «Бог – англичанин» и следовало благодарить его 7 раз в день, что мы не родились французами или немцами. Джон Фоукс – автор «Книги мучеников», утверждал, что Англия заключила завет с Богом, она всегда была предана истинной религии в прошлом, и ныне возглавляет Реформацию, поскольку Бог благоволит ей. Заявил об единстве протестантских и национальных интересов. Религия и национальность как бы совпали.

Всплеск патриотических чувств связан с новым врагом – Католической Испанией. Век Елизаветы совпал с победой над Испанской армадой (1588 г.), что подстегивало воображение англичан относительно владычества над морем. Избавление от армады пояснялось вмешательством Бога.

Непобедимая армада (исп. Armada Invencible) или Великая и славнейшая армада (исп. Grande y Felicísima Armada) — крупный военный флот (около 130 кораблей), собранный Испанией в 1586−1588 годах для вторжения в Англию во время англо-испанской войны (1587−1604). Поход Армады состоялся в мае-сентябре 1588 года под командованием Алонсо Переса де Гусмана, герцога Медина-Сидония.

Важной чертой правления Елизаветы стал расцвет литературы – преодолеть представление об Англии как государстве, находящейся на периферии культурной жизни Европы. Основы современной английской культуры (У. Шекспира, Б.

Джонсона).

В конце ХVI века выражения английского патриотизма, которые ранее концентрировались на личности монарха, начинают распространяться на всю английскую нацию. Хотя у Джона Лили центр национальной жизни – не народ, а королева, но у него та же мысль, которая будет важной для ХVII стол. – о богоизбранности народа. Идея завета (договора) английской нации с Богом – проходит через всю Елизаветинскую эпоху. Сам термин «нация» становится широко употребляемым, являясь синонимом слов «страна», государство, народ.

Таким образом, Тюдоровский период заложил основы для роста английского национального самосознания.

 

3. В ХVII в. случился драматический раскол между сторонниками парламента и короля.

Те группы населения, которые в Елизаветинскую эпоху обрели понимание национальной идентичности и чувствовали преданность к политической организации, продолжали рассматривать монарха как фокус своей преданности. Идеи абсолютизма набирали силу на континенте. В Англии их сторонниками были видные государственные деятели, которые апеллировали к тем временам, когда Тюдоры отстояли государство и протестантизм в борьбе против Испании.

Яков 1 – первый король Англии из династии Стюартов с 24 марта 1603 года (провозглашение королем в Эдинбурге 31 марта 1603 года). Яков I был первым государем, правившим одновременно обоими королевствами Британских островов. Великобритании как единой державы тогда ещё юридически не существовало, Англия и Шотландия представляли собой суверенные государства, имевшие общего монарха.

Однако личные качества Якова I (1603 – 1625) мало отвечали образу идеального монарха. Наполовину чуждый (ранее правил в Шотландии, поддержал Елизавету в борьбе с Армалой, женился на дочери Датского протестантского короля), сын католички Марии Стюард, далёкий от пуританизма, не обладавший харизмой Елизаветы. Яков был сыном Марии Стюарт, королевы Шотландии, и Генриха Стюарта, лорда Дарнли. Мария Стюарт приходилась правнучкой английскому королю Генриху VII, основателю дома Тюдоров, что обеспечивало Якову наследственные права на английскую корону. По отцу Яков также был потомком английских королей. Однако он был скорее сторонником католицизма.

Например, в 1604 г. пуритане обратились к нему с петицией, требуя отказаться от крестного знамения, поклонов и других обрядов. Яков I показал, что не намерен трансформировать англиканскую церковь в сторону пуританизма. Дух пуританиза был ему чужд. Он, например принял «Декларацию о спорте», разрешающий воскресные развлечения, что было неприемлемо для пуритан.

При Якове I и в дальнейшем при Карле I (1625–1649) стало появляться англо-католицизм, призывавший к примирению и христианскому единству. Тем не менее, со времён порохового заговора 1605 г. в Англии побаивались католиков (католик Гай Фокс и его сторонники желали взорвать парламент Якова. После этого в течение 200 лет католиков дискриминировали).

Угроза протестантизму пришла и извне. Уже с 1618 г. Тридцатилетняя война поставила под угрозу весь европейский протестантизм.

Тридцатилетняя война — военный конфликт за гегемонию Священной Римской империи и Европе, продолжавшийся с 1618 по 1648 год и затронувший в той или иной степени практически все европейские страны. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками империи, но затем переросла в борьбу против доминирования Габсбургов в Европе. Конфликт стал последней крупной религиозной войной в Европе и породил Ввестфальскую систему международных отношений. В 1620-е тг победы католиков в Германии, гонения на протестантов, возвращение монастырских земель. Англия не сумела взять на себя функцию форпоста протестантизма. Ведущую роль получил Шведский король Густав-Адольф. Но Карл вёл тайные переговоры с Испанией о союзе против Швеции. Это рассматривалось как предательство. 60 тыс человек покинуло страну: «Бог оставляет Англию», и современники рассматривали данный исторический период как «последние времена». Англия не сумела выполнить своей миссии стать преданной нации. Для спасения страны практиковали так называемые «государственные посты», которые должны были вымолить для государства прощение. К. Берджес в 1640 г. писал: «Мы молились, мы постились. Почему же тогда избавление идёт так медленно?...Мы должны восстановить наш Завет с Богом».

Таким было настроение накануне революции.

Важным фактором, влиявшим на национальное сознание, была этно-конфес и политич ситуация в Шотландии и Ирландии. В 1603 г. королевства Англии и Шотландии, имевшие связи с ХI в, были объединены личной унией. Однако фактически это были два разных государства с разными парламентами. Яков I хотел создать государство Великобританию: «Что сочетал Бог, того пусть не разделяет человек. Я –муж, а весь остров – моя законная жена. Я – глава, а остров – моё тело». Но само название Великобритания оскорбляло английское национальное чувство, ведь Шотландцы всегда были нищими и бунтовщиками. Шанс объединения был упущен. Известно, что сам Яков при открытии парламента в Эдинбурге кричал своим землякам, что они варвары и им следует перенимать политические порядки у англичан.

В самой Шотландии протестантизм в форме кальвинизма утвердился раньше, чем в Англии с 1560 г. Шотландцы также рассматривали себя как отдельная избранная нация. Карл понимал, что кальвинизм у шотландцев тесно переплёлся с национальным. Пытался в 1637 г. ввести новый молитвенник, но это закончилось и вылилось в форму национального Конвенанта – символ веры, который требовал не менять веру и отвергал нововведения. Затем началась война, когда шотландцы достаточно легко отбросили англичан и заняли весь северо-восток страны.

Ситуация в Ирландии была крайне противоположной. Англичане завоёвывали ирландские территории, рассматривая кельтов как низшую расу. Ирландия не была затронута Реформацией и её колонизировали англичане и шотландцы. Бок о бок жили люди, у которых национальная и социальная вражда сочеталась с личным озлоблением: политика плантаций (сгона с земель) привела к тому, что здесь проживали одновременно английские пуритане и шотландские пресвитериане. И сами Англичане опасались вторжения «диких ирландских католиков». У Ирландцев была армия, и в условиях шотландского вторжения была мысль использовать ирландскую армию против шотландцев.

В ХVII в у англичан зарождается и новое чувство свободы. Представлено в сочинениях «пророка революции» ХVII вДжона Милтона (1608 - 1684). Важно, что идеолог отождествлял дело английского народа с делом индивидуальной свободы. Полагал, что парламент должен распоряжаться всеми сферами жизни возрождённой нации: «Британия – почва для прорастания свободы». И эта его свобода была общечеловеческой, предназначенной для всех государств. Ему принадлежат замечательные слова: «Нация, которая не может управлять собою, но отдает себя в рабство собственным вожделениям, будет порабощена другими хозяевами, которых она не выбирала, и будет служить им не добровольно, а против своей воли» (нация должна самостоятельно избавляться от своих пороков. А для этого нужно их видеть и бороться с ними). Или другое: «Свобода — вот кормилица всех великих талантов: она, подобно наитию свыше, очистила и просветила наши души; она сняла оковы с нашего разума, расширила его и высоко подняла над самим собой. Дайте мне поэтому свободу знать, свободу выражать свои мысли, а самое главное — свободу судить по своей совести». Или: «Книги — не мёртвые совершенно вещи, а существа, содержащие в себе семена жизни. В них — чистейшая энергия и экстракт того живого разума, который их произвел. Убить хорошую книгу значит почти то же самое, что убить человека: кто убивает человека, убивает разумное существо, подобие Божие; тот же, кто уничтожает хорошую книгу, убивает самый разум, убивает образ Божий как бы в зародыше. Хорошая книга — драгоценный жизненный сок творческого духа, набальзамированный и сохраненный как сокровище для грядущих поколений». Занимался и политикой. Перейдя в ряды партии «индепендентов» (лидер Кромвель, против неограниченной власти монарха), Мильтон посвятил целую серию политических памфлетов разным вопросам дня. Самая замечательная из его защит народных прав посвящена требованию свободы для печатного слова («Ареопагитика»).

Если Милтон – представитель идей пуританской революции, теоретик, то Кромвель воплощал идеи в жизнь. Его религиозный оптимизм дополнялся религиозными достижениями, поэтому его прозвали: «Самый типичный англичанин всех времён». Английский народ был для Кромвеля «новым Израилем». Железнобокие Кромвеля вдохновлялись Ветхим Заветом. Кромвель: «Этот народ, сказал Бог, я образовал для себя, и он будет возвышать славу мою…Народ, благословенный Богом, народ под Его защитой, народ, знающий Бога, и народ, болящий за Бога».

Национальная идея Кромвеля имела и светскую сторону. Г оворил в 1656 г., что его главный интерес – забота о живых людях не как о христианах, а как о человеческих существах этих трёх наций». За свободу вероисповедания и гражданских прав. В 1657 г. (период его диктатуры 1653 – 1658): Англия вступает в новую эру, не имеющую параллели со временем Израиля. Цель его революции – сделать нацию счастливой. Его борьба – за цивилизацию и свободу, в которой даже Ирландцы должны иметь место. Эти мысли изложил в «декларации к народу Ирландии» (1650).

Важным является вопрос о том, каким образом при очевидном расколе страны и гражданскими войнами (1642 – 1646, 1648) возобладали конфессиональные идеи и настроения, свойственные именно сторонникам парламента. Почему не те, кто поддерживал монархизм, одержали верх? Современниками противоположных лагерей гражданская война часто определялась как война без врага (в каждом лагере присутствовали представители всех социальных групп, раскалывались семьи). Ещё сложнее определить как формировались симпатии простых людей, которые стояли вне нации.

Чем руководствовались роялисты? Традицией. Оппозиция королевскому авторитету рассматривалась как очевидное зло. Даже когда король был разбит и находился в плену, ему оказывали почтение. Хотя в начале военных действий перевес сил был на стороне короля, но вскоре положение изменилось. Терпимость Карла к католикам, использование иноземных наёмников, ирландцев, сослужили королю плохую службу.

А парламент использует патриотизм, говорил от имени нации. Таким образом, в 17 в. в ходе революции проявились две концепции национальной идеи: монархической и парламентской. Парламентская интерпретация возобладала, благодаря сочетанию ценностей идей протестантизма с апелляцией к личным правам и свободам англичан. Радикальная смена политической традиции явилась результатом действия ряда факторов. Цареубийцы апеллировали, оправдывали себя божественным провидением. Англия стала первой страной, где национальное самосознание охватило весь народ. Это был первый пример национализма Нового времени – религиозного, политического и социального.

С самого начала английское национальное самосознание носило особый характер. 1) Оно было тесно привязано к религиозной форме; 2) оно не предполагало полной интеграции индивида с нацией и делало акцент на индивидууме и человеческом сообществе. Кальвинистское осознание ценности каждого человека продолжало защищать английскую социальную организацию против единообразия и тирании.

От 1660 г. до Унии 1707 г. с Шотландией в общественном сознании случилось несколько важных изменений, связанными с: 1) новой ситуацией на Британских островах после завоевания Кромвелем Шотландии и Ирландии; 2) оформлением новой политической системы; 3) постепенным смещением вектора развития общественной мысли к Просвещению. Отношения Англии и Шотландии осложнились после казни короля Карла І (1649), который был одновременно и королём Шотландским. Вели переговоры с его сыном, и монархические настроения усилились. Шотландия потеряла независимость после 1651 г. в результате военного поражения от армии Кромвеля.

В 1641 г. вспыхнуло восстание в Ирландии, подавление которого парламент рассматривал как, прежде всего, антикатолическую акцию. В Англии было разрешено убивать ирландцев, если они выступали на стороне короля.

Наконец важным событием стало Англо-голландская война 1652 – 1654 гг., когда война велась теперь уже с протестантами. Даже были проекты объединения государств, что для голландцев означало их поглощение в одну страну. Война решилась путём примирения, в котором посредником выступали протестантские кантоны Швейцарии. Это свидетельствовало о разросшемся национальном самолюбии англичан, в котором причудливо соединились идеи протестантского интернационализма и религиозного прозелитизма. На английский престол был приглашён штатгальтер Голландии Вильгельм Оранский для защиты протестантизма. Он был не англичанином и не имел наследников, что привело к принятию закона о том, что католик не может стать правителем, и чтобы заблокировать стремление Стюартов к власти с 1714 г. на трон была приглашена Ганноверская династия.

1688 — «Славная революция»: парламент постановил изгнать Якова II (брата бездетного Карла II из страны, а на трон пригласить правителя протестантской Голландии Вильгельма Оранского (он приходился одновременно внуком Карлу I и зятем Якову). Вильгельм принял это предложение и стал королём (его супруга Мария разделяет с ним бремя королевского титула). В 1689 году состоялась его коронация, на которой он подтвердил свою верность двум парламентским документам, принятым незадолго до этого — «Habeas Corpus act» и «Билль о правах».

 

Таким образом, к концу 17 – началу 18 века монархия и религия, как единственные компоненты, формирующие национальное сознание, отошли на второй план. Религия по-прежнему идентифицировалась с народным делом, но появилось нечто большее – гражданственность, которая возникла после того, как в ходе революции в политику было вовлечено большое количество людей. Парламентские статуты, речи и памфлеты отделили вопрос о нации от вопросов религии и монархии и прояснили вопрос о национальной идентичности. Нация, а не монархия теперь рассматривалась как главный объект преданности.

 

4. Ключевым событием XVIII в. стало возникновение королевства Великобритания, которое сложилось в результате Унии 1707 г., в результате которой возникло королевство с одним правителем – протестантом, одной законодательной системой и системой торговли.

Термин Британия существовал в древности, с 1665 г. символическая фигура Британии впервые появилась на английских монетах, в 1769 г. в её руках появляется трезубец, а в 1821 г. – шлем.

Что же объединило Англию, Шотландию и Уэльс в 18 в. и способствовало их политическому единству?

1) войны с Францией (1689 - 1697) (1793-1815); за Испанское наследство (1701-1748), Семилетняя война (1756-1763), с Америкой (1775 – 1783). Эти войны бросали вызов политическим и религиозным основам Великобритании, столкнули британцев с враждебными «другими»;

2) внутренний фактор – протестантизм;

3) формировались национальные мифы о Процветающей Великобритании. Положение британцев было лучшим, чем французов. Последний голод – 1697 – 1699; успешная торговля и рост городов (ганноверский ренессанс); культ парламента (часть патриотизма элиты, уникальный институт, привилегия протестантского народа). Другими словами, формировались представления о «собственной исключительности».

Семилетняя война (1756–1763) была самой успешной войной, большие территориальные приобретения, однако победа принесла и трудноразрешимые проблемы.

Семилетняя война шла как в Европе, так и за океаном: в Северной Америке, в странах Карибского бассейна, Индии, на Филиппинах. В войне приняли участие все европейские великие державы того времени, а также большинство средних и мелких государств Европы, некоторые индейские племена. Уинстоном Черчиллем война даже была названа «первой мировой войной». Войну считают колониальной, так как в ней столкнулись колониальные интересы Великобритании, Франции и Испании. Англо-французское соперничество развернулось на североамериканском театре.

Завоеванная территория – обширна и враждебна (хотя бы Квебек с 70-тыс французским католическим населением). Поднимался вопрос, чем может народ, называющий себя свободным, оправдать свою власть над другими? И в ответ на появление имперского сознания усиливался английский национализм в лице Дж. Уилкса. Выступал против растворения англичанина в имени британца.

И вызовом британской идентичности также явилась война за независимость США. Началась в 1775 г. и опять же велась с протестантами. По сути гражданская война, общество разделилось и в лагере «патриотически настроенных групп». Поражение было унизительным. Но имела конструктивные результаты. Одним из них стало чувство боевой идентичности Британии против Европы, а затем и Америки, которое связало британцев чем когда-либо ранее. Важный другой урок – усиление влияния в колониях: Индийский акт 1784 г., Канадский акт 1791, Акт о союзе с Ирландией – 1800).

И, наконец, Французская революция, которую многие встретили с воодушевлением. Активизировалось радикальное движение Уилкса. Поддержка общецивилизационных ценностей перешло в интернационализм. В 1793 началась война с Францией. До 1797 г. добровольческое движение представляло из себя не вооружённый народ, а респектабельную гвардию, которая готова была защищать только свою собственность, но когда Наполеон обустроил зимний лагерь вдоль побережья, к событиям стали относиться серьезнее. Участвовали и Шотландцы – 15 % армии. Война усилила национальную солидарность и стабильность политического режима.

Наиболее цитируемая в английских политических кругах книга Линды Коллей «Британцы. Становление нации 1707-1837 гг.». Уже в названии данной книги содержится отражение концепции автора, которая показывает, что чувство национальной идентичности у британцев было выпестовано до 1815 г. – окончания войн с Наполеоном (от Девятилетней войны 1689 – 1697 гг.), то есть в течение 130 лет (данный период называют Второй столетней войной с Францией). Таким образом, понятие Бритишнес явилась результатом не политической унификации (несмотря на унии 1707 и 1800 гг.), а в результате внешнего конфликта и внешнего противопоставления себя другим странам и народам.

5. 19 столетие. Уточнение национальной идентичности.

Какую роль играл протестантизм в 18 в. в формировании британскости?

В эпоху просвещения наблюдается общее ослабление религиозной нетерпимости. В Британии возник вопрос об эмансипации католиков. Прежде Британское государство использовало антикатолицизм для мобилизации нации, но затем привлекательность антикатолицизма пошла на убыль. И многие члены правящей элиты стали рассматривать католицизм как «религию для джентельменов». К тому же, после 1775 г. враги Британии были либо протестантами, либо деистами (Вольтер, Руссо, Томай Пейн, Томас Джефферсон), но не папистами. Со времён Семилетней войны и во время других войн, солдат-воинов рекрутировали в Ирландии и горной Шотландии. Плюс, в 1800 г. состоялась уния вхождения Ирландии в состав Великобритании. Причина унии – страх перед Наполеоном и боязнь того, что он мог использовать Ирландию как плацдарм для наступления. После Унии поднят вопрос, как может протестантская нация принять католических подданных.

Следующим рубежом стал 1815 г. После победы над Францией возник вопрос о том, как определить «британскость», если она более не опирается на чувство осаждённого протестантизма и постоянный конфликт с «другим» в лице католической Франции. Итогом стал «Акт об эмансипации католиков» 1829 г. Английские, валлийские, шотландские и ирландские католики-мужчины получили гражданские права, могли голосовать, входить в парламент и занимать гражданские посты. 7 млн католиков попадали под действие реформ. Исключение – для них оставались закрытыми университеты и высшие политические должности.

(Следует признать, что реформы не были простыми, и в 1804 г. был основан «Протестантский союз», цель которого состояла в том, чтобы блокировать католическую эмансипацию. В 1829 г. некоторые города (Глазго, Ливерпуль, Манчестер) выступали с аналогичными петициями. Народ обвинял парламентских лидеров в предательстве, что было свидетельством того, что протестантизм являлся важным компонентом британского народного патриотизма. Но также не было и агрессивности).

Тем не менее, среди протестантской церкви возникли течения, которые хотели возродить протестантский дух. Методисты и евангелисты действовали в национальном духе. Евангелисты выступили с лозунгами «национальной безопасности»: должен быть установлен «карантин» против «моральной чумы» Франции. Евангелисты – диктаторы «английской искренности» - национальной нравственности. Вновь реанимируются провиденциальные идеи. Британия унаследовала особые отношения с Богом, в то время как Рим идентифицируется с Антихристом. Важно, что евангелические идеи внушали преданность скорее Британии, чем Англии, поскольку уния с Шотландией рассматривалась как выражение «национального протестантизма». Евангелисты развивали концепцию протестантского братства, поддерживая отношения с протестантскими странами – США и Пруссией. Одно из самых драматических проявлений английского национального чувства в 1850 г. было установление в Британии римско-католической иерархии, что вызвало демонстрации во всей стране.

Поворот к национальным ценностям в работах Дж.Ст. Милля (1806 - 1874). Отошёл от философии космополитизма. Философ, который искал путь от идеи «всеобщей благожелательности» к более узкой идее «национального улучшения». Нёс в себе «островное чувство». В работе «Размышления о представительном правлении» Милль внёс важный вклад в дело в новое понимание национального и можно сказать, что он сформировал идеологию века национализма:

1) сформулировал идею национального самоопределения, которая состояла в желательности идеи идентификации национальности и государства, права его независимости;

2) национальность основана не столько на единстве расового и этнического, но на «воле к формированию собственного государства». Но факторы и влияния прошлого играют решающую роль в формировании данного чувства. Оправдывал национализм ирландцев тем, что их достаточно много для образования нации;

3) империя защищает своих членов, чтобы не быть поглощённой иностранным государством и избежать разного рода притеснений и порабощения. Британская империя всегда выступала за либеральные ценности.

 

Насколько Британия отвечала критериям национального государтва?

1. Британия объединила экономическую жизнь вначале Англии и Шотландии, а с 1801 г. – и Ирландии. Регионы, прежде слаборазвитые, покрылись шахтами, фабриками и городами. Железные дороги покрыли отдельные города и части государства. Это был дополнительный стимул осознавать себя едиными «британцами».

2. Соединённое королевство – арена динамичного демографического развития. Население в середине 18 в. – 10,5 млн. чел, в 1901 г. – 41,5 млн. чел. Население молодело.

Внутренние демографические процессы – из аграрных в промышленные районы. Но важной была и эмиграция за океан – Северную Америку, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку.

Вместе с тем, картофельный голод в Ирландии 1846 – 1849 гг. сократил население Ирландии наполовину. Если до голода – 8 млн., то лишь к Первой мировой войне поднялось до отметки 4,4. Баланс национальностей смещался в пользу англичан.

Смешанные браки. А вновь образовавшиеся семьи были более гибкими в подходе к национальным вопросам.

3. Было бы неверно говорить об унификации. Например Уэльс отличался языком, нравами, обычаями. Наиболее заселённые территории – Англия. 1801г. – 50% населения. А к 1901 г. – ¾ населения. Викторианская Англия: ирландцы – вторая по численности этническая группа после англичан. К 1901 г. они сравнялись с шотландцами – более лояльной группой. Это также способствовало национальной консолидации.

4. Значительная роль в формировании британской идентичности отводилась языку. Между 1750 и 1800 гг. опубликовано 300 англ. справочников и словарей. Это привело к тому, что к 1820 г. местные диалекты исчезали. Проводилась программа по унификации – англизированию географических названий. С 1791 г. создано Государственное картографическое управление и программа начата вначале в Шотландии, а с 1801 г. – в Ирландии. В 1830 г. выходит унифицированный справочник. Стандартизации поддавались и фамилии.

5. Британская монархия приобретает новое патриотическое звучание. Это случилось при короле Георге III, который ангажировал сторонников из всех политических групп. Он поручил Эрну и Томпсону написать гимн «Правь, Британия». С 19 в. появилась традиция, когда короли посещали отдельные районы страны. Это особенно укоренилось во времена Георга 4 и Виктории.

 

Правление Виктории (1837 – 1901 г) стало украшением британской имперской истории, пиком международной мощи и престижа Соединённого королевства. Престиж в Европе и правление в Индии.

Именно в этот период получили уточнение основные составляющие национального самосознания.

1) Имперское сознание. Первая Британская империя – до 1776 г., то теперь Вторая Британская империя – более обширна, географически разнообразна и сложная по этническому составу. Простиралась до Индии и Тихого океана. Система управления «разделяй и властвуй» продержалась до Индийского восстания 1857 – 1859 гг. (хотя в 1835 г. был разработан «Меморандум образования в Индии», где речь шла о новых английских стандартах образования в Индии). Индийский национальный конгресс (1885) возник во многом благодаря подражанию и культурным стандартам Британии. Максимальные размеры – в 1921 г. И население в два раза превышало население Рос, Герм и США вместе взятых. 200 колоний. Единственно, кто оказал сопротивление – буры Трансвааля. Идея британоцентризма и культурной функции, цивилизаторской миссии. Империя давала чувство интернациональной миссии. Идеология – в работе либерального политика У. Дилка «Ещё более великая Британия» (1868). Писал об англо-саксонской расе, которая должна покорить мир. Сформулировал идею: Британская империя – органичный продукт английской истории; не просто собрание владений, а составная часть самой физической силы нации. В лекциях Джона Суми (1883): «Большая Британия не является обычной империей. …нормальное распространение английской расы в других землях…наши поселенцы берут владения без завоевания». Колонии должны управляться путём согласия, становясь доминионами.

В XIX в. английская имперская идея постепенно переосмысливается как цивилизаторская миссия англичан, «бремя белого человека». Позднее эта идея значительно отклонилась от этнического национализма и в чем-то приблизилась к идее цивилизационной идентичности, которая оформилась лишь к концу XX в., а в XXI в. соприкоснулась с идеей конфликта цивилизаций. Однако сам факт владения империей, «в которой никогда не заходит солнце», формировал имперское сознание, которое постепенно стало овладевать британцами, приобретая иногда оттенок веры в биологическое превосходство британской расы, - откуда и вырос английский шовинизм (джингоизм); для этого много поработали практики колониальных дел (Дж. Чемберлен, С. Роде, А. Милнер) и талантливые художники (Р. Киплинг). В этот период изменяется и содержание понятия «nation». Оно означает уже не просто «народ», а «суверенный народ Англии», и употребляется наряду с понятиями «empire», «commonwealth» почти как синонимы.

2) меньшая вовлеченность в Европу, но стремилась к боле далёким горизонтам. Старались как можно меньше участвовать во внутренних европейских конфликтах. Полуотчуждение. Участие в Крымской войне – боялись нарушения связей с Индией;

3) чувство патриотизма, помпезности, гордости. Празднование Дня империи. После смерти королевы Виктории в 1901 году, ее день рождения, 24 мая, стал ежегодным празднованием Дня империи. Этот день встречали фамильными фейерверками или большими праздничными кострами, посмотреть на которые собиралось множество людей. Это давало всем британцам, живущим за пределами страны, чувство гордости за принадлежность к великой нации. Ныне – День содружества;

4) но по мере роста империи всё более сложными становились расовые отношения. В колониях и постепенно в самой империи. В 18 в. из работорговцев англичане превратились в противников рабства. Это была революция в чувствах и идеях. Это однако не предполагало расового равенства. Верили, что имеют право повелевать низшими племенами;

5) Британская империя была гетерогенным государством и британский империализм – был сложным образованием. У подданных не было одной Родины как предмета прославления. В его структуре: дань Англии (старшей из стран, источник имперских традиций) уважение к меньшим нациям (валлийцам, шотландцам, ирландцам), преданность британским институтам (монархия, парламен, уния, пртестантская церковь). Это определяло Британскость. Если ты признаёшь эти позиции – ты британец.

Несмотря на то, что британская идентичность поддаётся характеристике, всё ещё не получило определения понятие Бритишнес. Данный термин отсутствует во всех словарях и интерес к данному понятию с особой силой проявился в последние годы.

Интересные материалы для размышления – образ самой Виктории, которая сама мало была похожа на женщин Викторианской эпохи. Её жизнь делится на два этапа: до смерти Альберта и после его смерти в 1861 г. Несмотря на брак по любви, Альберт был достаточно деспотической личностью, использующей её беременности (10 детей) для того, чтобы узурпировать власть. Королева советовалась с ним даже о том, какое платье одеть. После его смерти она вначале ушла в траур, но постепенно раскрылась как замечательный политик. Любила Дизраэли, который создал идею «единой нации». Он же объявил Викторию королевой и императрицей Индии, что ей пришлось по душе. Вскоре она выписала себе двух слуг из Индии. Один из них Мунши стал приближенным к ней человеком, преданным слугой. Отвергала всяческие проявления расизма. Она ухаживала за ним во время его болезней. Устраивала скандалы придворным, которые проявляли рассизм и однажды отказались ехать в вояж, узнав что Мунши заболел … гонореей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: