Аспектный анализ коммуникативной культуры преподавателя на учебном занятии (Н.А. Морева)

1. Речевая культура преподавателя

Инструкция: Следует выбрать, какая из перечисленных характеристик наиболее полно отражает речевую культуру преподавателя на наблюдаемом занятии.

Соответствие литературным нормам языка:

А – соответствуют нормам без стилистических и структурных дефектов;

Б – с некоторыми стилистическими и структурными дефектами;

В – со значительными стилистическими и структурными дефектами.

Сложность речевого общения:

А – оптимальная (адекватная решаемым задачам) речь;

Б – несколько усложненная (упрощенная) речь, неоправданное наукообразие или упрощение терминов;

В – чрезмерно усложненная (упрощенная) речь.

Дикция:

А – без дефектов;

Б – с некоторыми незначительными дефектами;

В – со значительными дефектами.

Интонационное разнообразие:

А – достаточное (оптимизирует восприятие);

Б – чрезмерное (речь интонационно перенасыщена);

В – практически отсутствует (ровная, монотонная речь).

2. Коммуникативная деятельность преподавателя при проведении опроса студентов.

Выражение лица:

А – поддерживающее, подбадривающее, стимулирующее, понимающее;

Б – нейтральное, закрытое, непроницаемое;

В – безразличное, пренебрежительное.

Настрой при проведении опроса:

А – положительный, доброжелательный;

Б – нейтральный, недостаточно доброжелательный;

В – негативный, недоброжелательный.

Как слушает студента:

А – внимательно;

Б – недостаточно внимательно;

В – невнимательно.

Характер реплик и высказываний по ходу ответа студента:

А – стимулирующие, уточняющие, напоминающие, поддерживающие, выражающие симпатию, озабоченность;

Б – прямые, жесткие, требующие продолжить ответ, уточнить, вспомнить, повторить, выражающие безразличие, равнодушие;

В – неопределенные, непонятные для учащегося, нередко дезорганизующие его, выражающие неприязнь, недовольство, порицание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Типология мотивов неприемлемого поведения учащихся (по Р. Дрейкусу)
*

N Мотивы плохого поведения учащихся Спонтанное переживание педагога, наблюдающего этот тип поведения (чувства-маркеры) Спонтанные импульсы педагога (импульсы-маркеры) Ответ ученика на спонтанные реакции педагога
1 Привлечение внимания: ученику требуется особое внимание, он привлекает внимание демонстративным и часто неприемлемым поведением Раздражение, чувство негодования Хочется сделать замечание, прочитать «нотацию» (этого учащийся и добивается - говорят о нем) Временно прекращает плохо себя вести, но через какое-то время возобновляет, особенно, если чем-то встревожен, расстроен
2 Власть: ученику необходимо доминировать, он не выдерживает или избегает ситуации подчинения (в том числе и принятым правилам), его установка: «Ты мне ничего не сделаешь» Гнев, ярость, иногда страх Хочется немедленно прекратить выходку, причем у педагога «руки сжимаются в кулаки», хочется встряхнуть, «придушить», «дать по шее», «отшлепать» Если педагог оказался спровоцированным и начал скандал, властолюбец оживляется и усиливает плохое поведение, демонстрируя «невиданную храбрость», особенно если есть зрители
3 Месть: вредить в ответ на обиду. Такой ученик долго и тяжело переживает обиду, ему становится немного легче, когда он разрабатывает и реализует план мщения Растерянность, беспомощность, ненависть Драться насмерть или убегать. Прекращает мстить или нет, решает сам. Не боится конфронтации
4 Избегание неудачи: учащийся теряет мотивацию попробовать что-то исправить, потому что уверен, у него все равно ничего не получится Сначала энтузиазм и сочувствие, а потом бессилие и негодование, направленные на самого учащегося, Сначала желание ему помочь, потом - найти причину неудачи в самом ученике Ни попытки помочь, ни гнев педагога не могут изменить мотив – страх снова ошибиться, пережить неудачу

· Еще в пятидесятые годы в адлерианской школе психологии ученик А. Адлера Рудольф Дрейкус предложил феноменологическую по своей сути методику диагностики мотивов плохого поведения учеников.

 

 

 

Приложение 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: