1. Речевая культура преподавателя
Инструкция: Следует выбрать, какая из перечисленных характеристик наиболее полно отражает речевую культуру преподавателя на наблюдаемом занятии.
Соответствие литературным нормам языка:
А – соответствуют нормам без стилистических и структурных дефектов;
Б – с некоторыми стилистическими и структурными дефектами;
В – со значительными стилистическими и структурными дефектами.
Сложность речевого общения:
А – оптимальная (адекватная решаемым задачам) речь;
Б – несколько усложненная (упрощенная) речь, неоправданное наукообразие или упрощение терминов;
В – чрезмерно усложненная (упрощенная) речь.
Дикция:
А – без дефектов;
Б – с некоторыми незначительными дефектами;
В – со значительными дефектами.
Интонационное разнообразие:
А – достаточное (оптимизирует восприятие);
Б – чрезмерное (речь интонационно перенасыщена);
В – практически отсутствует (ровная, монотонная речь).
2. Коммуникативная деятельность преподавателя при проведении опроса студентов.
|
|
Выражение лица:
А – поддерживающее, подбадривающее, стимулирующее, понимающее;
Б – нейтральное, закрытое, непроницаемое;
В – безразличное, пренебрежительное.
Настрой при проведении опроса:
А – положительный, доброжелательный;
Б – нейтральный, недостаточно доброжелательный;
В – негативный, недоброжелательный.
Как слушает студента:
А – внимательно;
Б – недостаточно внимательно;
В – невнимательно.
Характер реплик и высказываний по ходу ответа студента:
А – стимулирующие, уточняющие, напоминающие, поддерживающие, выражающие симпатию, озабоченность;
Б – прямые, жесткие, требующие продолжить ответ, уточнить, вспомнить, повторить, выражающие безразличие, равнодушие;
В – неопределенные, непонятные для учащегося, нередко дезорганизующие его, выражающие неприязнь, недовольство, порицание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Типология мотивов неприемлемого поведения учащихся (по Р. Дрейкусу) *
N | Мотивы плохого поведения учащихся | Спонтанное переживание педагога, наблюдающего этот тип поведения (чувства-маркеры) | Спонтанные импульсы педагога (импульсы-маркеры) | Ответ ученика на спонтанные реакции педагога |
1 | Привлечение внимания: ученику требуется особое внимание, он привлекает внимание демонстративным и часто неприемлемым поведением | Раздражение, чувство негодования | Хочется сделать замечание, прочитать «нотацию» (этого учащийся и добивается - говорят о нем) | Временно прекращает плохо себя вести, но через какое-то время возобновляет, особенно, если чем-то встревожен, расстроен |
2 | Власть: ученику необходимо доминировать, он не выдерживает или избегает ситуации подчинения (в том числе и принятым правилам), его установка: «Ты мне ничего не сделаешь» | Гнев, ярость, иногда страх | Хочется немедленно прекратить выходку, причем у педагога «руки сжимаются в кулаки», хочется встряхнуть, «придушить», «дать по шее», «отшлепать» | Если педагог оказался спровоцированным и начал скандал, властолюбец оживляется и усиливает плохое поведение, демонстрируя «невиданную храбрость», особенно если есть зрители |
3 | Месть: вредить в ответ на обиду. Такой ученик долго и тяжело переживает обиду, ему становится немного легче, когда он разрабатывает и реализует план мщения | Растерянность, беспомощность, ненависть | Драться насмерть или убегать. | Прекращает мстить или нет, решает сам. Не боится конфронтации |
4 | Избегание неудачи: учащийся теряет мотивацию попробовать что-то исправить, потому что уверен, у него все равно ничего не получится | Сначала энтузиазм и сочувствие, а потом бессилие и негодование, направленные на самого учащегося, | Сначала желание ему помочь, потом - найти причину неудачи в самом ученике | Ни попытки помочь, ни гнев педагога не могут изменить мотив – страх снова ошибиться, пережить неудачу |
· Еще в пятидесятые годы в адлерианской школе психологии ученик А. Адлера Рудольф Дрейкус предложил феноменологическую по своей сути методику диагностики мотивов плохого поведения учеников.
|
|
Приложение 4