Нововведения тоже имеют свой жизненный цикл, и он отличается от жизненного цикла новшества. Жизненный цикл нововведения – это последовательность стадий движения новшества в конкретной школе. Он начинается с осознания проблемной ситуации в педагогической системе школы, т.е. ситуации, когда обнаруживается актуальная потребность в полном
|
Однако прекращение использования нововведения (а значит и соответствующего новшества) в данной школе еще не означает прекращения жизненного цикла этого новшества. Оно может еще долго использоваться в других школах.
|
|
Стадии жизненного цикла нововведений зависят от того, как приходит внедряемое новшество в школу. В одних случаях потребность в изменении педагогической системы школы актуализируется в результате выявления ее недостатков. В этом случае нужен поиск новшеств, внедрение которых позволит устранить выявленные недостатки. В других случаях проблемная ситуация возникает из-за того, что поступает информация о новых разработках, которые могут быть полезными для повышения качества работы школы. Но если в первом случае проблемная ситуация порождается изменением требований к результатам или способам образования, то во втором – открывшимися возможностями что-то делать лучше, чем это делалось ранее.
В ситуации, когда выявлена необходимость изменений педагогической системы школы, жизненный цикл нововведения проходит следующие стадии:
· определение потребности в изменениях;
· поиск новшеств вовне, использование которых могло бы улучшить ситуацию;
· оценка альтернатив и выбор новшества для внедрения;
· внедрение новшества;
· институализация (от лат. institutum – установление) или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики;
· отказ от дальнейшего использования.
В том случае, если поиск новшеств, пригодных для решения проблемы не даст результатов, структура жизненного цикла нововведения будет иной:
· определение потребности в изменениях;
· оценка ситуации и принятие решения о разработке новшества;
|
|
· разработка новшества;
· опытная апробация новшества;
· внедрение новшества;
· институализация новшества;
· отказ от дальнейшего использования.
Когда проблемная ситуация возникает при выявлении возможности улучшить педагогическую систему школы, т.е. при получении информации о новшестве, внедрение которого может быть полезным для повышения качества работы школы, нововведение проходит следующие стадии:
· оценка новшества и принятие решения о его внедрении;
· предварительное внедрение новшества;
· полное внедрение новшества;
· институализация новшества;
· отказ от дальнейшего использования.