Главное в творчестве Гегеля – диалектика

ФИЛОСОФИЯ XVIII – XIX ВЕКОВ

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Трансцендентальная философия И. Канта

2. Диалектический идеализм Г. Гегеля

3. Антропологический материализм Л. Фейербаха

4. Философия марксизма.

1.

ИммануилКант (1724-1804) основоположник Немецкой классической философии. Основные произведения – «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика).

Творчество Канта делится на два периода:

· докритический (1746-1770)

· критический (1770-1804).

В докритический период Кант занимался в основном космологической проблематикой, вопросами о происхождении и развитии вселенной. Он дал объяснение возникновению солнечной системы, опираясь на законы Ньютона. Космос (природа) не является неизменным внеисторическим образованием, а находится в постоянном движении и развитии.

Второй период творчества Канта связан с переходом от космологической проблематики к вопросам гносеологического и этического порядка. Философская система Канта называется критический или трансцендентальный идеализм

В «Критике чистого разума» он критикует познавательные возможности человека. В «Критике практического разума» разбирается природа человеческой нравственности. В этих работах он сформулировал основные свом вопросы: Что я могу знать? Что я должен знать? На что я могу надеяться?

Знания по Канту основаны на опыте и чувственном восприятии. Он подвергает сомнению истинность всех знаний человечества о мире, считая, что человек, пытаясь проникнуть в суть вещей, познает их с искажениями, которые исходят от его органов чувств. Таким образом, в начале нужно исследовать границы познавательных способностей человека. Он утверждает, что все наши знания о предметах – знания не об их сущности (вещь в себе), а лишь знание явлений вещи (как они обнаруживают себя нам). «Вещь в себе» оказывается неуловимой и непознаваемой. Позицию Канта называют агностицизмом (отрицание объективного познания).

Гносеология Канта основана на признании существования априорного знания. Трансценденталиями (переступать) называются доопытные сверхчувственные понятия, которые познаются только интуитивно.

Способность к сверхчувственному познанию называется трансцендентальной апперцепцией. Это значит, что человеку от рождения дана способность ориентироваться в пространстве и времени. Благодаря этому возможно постепенное накопление знания и переход от врожденных идей к идеям разумного познания.

Первой доопытной формой знания выступают пространство и время. Все, что познает человек - он познает в формах пространства и времени, но самим «вещам в себе» они не присущи. От чувств процесс познания идет к рассудку, а затем к разуму. Разум – это рассудок, перешедший границы опыта. Роль разума выше других познавательных способностей человека

На этапе познания мира человек через практический разум использует знания, полученные с помощью чистого или теоретического разума. Практический разум ориентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вообще.

Основой поведения человека в обществе является «автономная воля», которая побуждает человека к поступкам.

Регулятором поведения, ограничивающим волю людей, является моральный закон. Кант сформулировал собственный моральный закон, назвав его «категорический императив». «Категорический императив» Канта включает три правила или, как он их называет «максимы».

1. поступать согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом.

2. в поступках исходить из того, что человек наивысшая ценность.

3. все поступки должны делаться на благо обществу.

Общественная мораль должна основываться на соблюдении чувства долга. Человек должен проявлять себя, как разумное и соблюдающее моральные правила существо. Только то общество, которое будет основываться на добровольном соблюдении моральных законов, может дать истинную свободу человеку. Кант выдвинул идею о вечном мире, основанном на экономической невыгодности и правовом запрете войны.

Регламентированный государством и церковью мир, Кант не считает человеческим, т.к. он основывается на суевериях и обмане.

 

2.

 

Георг Гегель (1770-1831) -Основные произведения – «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории».

Философская система Гегеля:

В основе всех явлений природы и общества лежит Абсолют, духовное и разумное начало – абсолютная идея, мировой разум, мировой дух. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее в самопознании. В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа:

1) развитие идеи в «стихии чистого мышления», где она раскрывает свое содержание в системе взаимно связанных и переходящих друг в друга логических категорий («Логика»);

2) развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в форме природы, которая служит лишь внешним проявлением логических категорий. («Философия природы»)

3) развитие идеи в сознании, праве, нравственности, всемирной истории, т.е. в духе; на этом этапе философская идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности («Философия духа»).

Философия духа расчленяется на три раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух.

Главное в творчестве Гегеля – диалектика.

Диалектика – теория развития всего сущего и метод (способ) философского мышления и познания объективной действительности.

Гегель ввел учение о диалектическом развитии, как качественном изменении, переходе старого в новое, от высших форм к низшим. Он открыл взаимосвязь между всеми процессами в мире, создал систему категорий диалектики и открыл связь между ними: сущность, содержание, общее, необходимое, закон, явление, форма, единичная, случайная (они переходят друг в друга). Суть диалектического метода называется триадой.

Законы диалектики (триада):

1. закон перехода количественных изменений в качественные.

2. закон единства и борьбы противоположностей.

3. закон отрицания отрицания.

Опираясь на принципы диалектики Гегель выделил 3 главные фазы истории человечества:

· восточная (форма деспотического правления),

· греко-римская (демократия и аристократия)

· германская (монархия).

Критерием деления выступает степень осознанности собственной свободы. Восток знал, что только один свободен (форма деспотического правления). Античный мир знал, что некоторые свободны (демократия и аристократия). Германский мир знает, что все свободны (монархия). Понятие свободы у Гегеля не существует без понятия закона. Везде, где есть закон, есть свобода. Свобода – это право подчиняться закону.

Принципом исторического развития является, согласно Гегелю, национальный дух. В каждом веке существует одна нация, которой вменяется в обязанность миссия провести мир через стадию диалектики, которой он достиг. В наш век, утверждает Гегель, это Германия. Но кроме наций огромное значение играют исторические личности мирового масштаба, в которых воплощена вся цепь диалектических переходов (Александр Македонский, Цезарь. Наполеон).

 

3.

 

Людвиг Фейербах (1804 - 1872). Основные труды: «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего». Фейербах – материалист и атеист. Он утверждал, что природа – это основа существования человека и существует независимо от какого-либо сознания. Природа никем не сотворена и является причиной самой себя.

Антропологический принцип в философии Ф. состоит в том, что он превращает человека (и природу как его базис) в единственный, универсальный и высший предмет философского рассмотрения.

Основной вопрос философии Фейербах понимал каквопрос об отношении души и тела. Причем считал, что психика человека зависит от его телесной организации. Свою философию он назвал антропологией, т.е. учением о человеке.Не Бог создал человека по образу и подобию своему, а человек – Бога по тому же принципу. Бог есть то, чем человек хочет стать. Фейербах хочет заставить философию считаться и с «высоким», и с «низким» в человеке. Предлагает полюбить человека со всем его несовершенством.

Человек – совершенное создание природы, телесное, природное существо, и только в этом качестве он способен созерцать и мыслить. Тело и дух – едины. Дух можно представить отдельно от тела только в теории. Вне человека никакого разума не существует.

4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: