Закономерности развития физических способностей.
Развитие физических качеств осуществляется через направленное развитие ведущих способностей человека, которые в свою очередь развиваются на основе определенных закономерностей. Среди этих закономерностей выделяют ведущие [4,5,7,11]: гетерохронность, этапность, фазность и перенос в развитии способностей.
Гетерохронность (разновременность).
Определяет, что в процессе биологического роста организма, присутствуют периоды интенсивных количественных и качественных изменений отдельных органов и структур. Оказывая воздействия на опережающие в своем развитии органы и системы, в эти периоды, эффект в развитии соответствующих физических способностей превысит результат, достигаемый в периоды относительной стабилизации.
Подобные периоды называют сенситивными (чувствительными) периодами.
Периоды интенсивного развития той или иной физической способности у мужчин и женщин не совпадают. Как правило, девушки обгоняют подростков на 1,5-2 года. Сенситивный период для каждого физического качества определяется по его ведущей способности (группе ведущих способностей).
|
|
Этапность.
По мере выполнения одной и той же нагрузки, эффект развития способностей снижается. Необходимо изменять содержание нагрузки, условия выполнения. При длительном исполнении постоянной нагрузки выделяют три этапа: начального воздействия, углубленного и этап несоответствия нагрузки возросшим функциональным возможностям организма.
Фазность
Эффект воздействия от состояния физической работоспособности организма. Выделяют четыре фазы физической работоспособности организма: нарастающей работоспособности (врабатывания), относительной стабилизации, временного снижения и повышенной работоспособности (эффект последействия).
Перенос.
Перенос физических способностей - процесс, при котором направленное изменение в уровне развития одной способности влечет за собой изменение в уровне развития другой.
Наличие связи между уровнями развития нескольких физических способностей, может осуществляться как внутри какого-либо качества, так и между отдельными физическими качествами. Между тем, может быть как положительным, так и отрицательным. Может быть однородным и неоднородным, взаимным и односторонним [20].
Принципы развития физических способностей
Развитие физических способностей - целостный процесс, объединяющий в себе отдельные взаимосвязанные стороны совершенствования физической природы человека. Принципы раскрывают общие положения по управлению этим процессом, формулируют свои методические требования, основываясь на закономерностях развития физических качеств [7].
|
|
Принципы развития физических способностей выражают закономерности взаимосвязи состояния человека и физической нагрузки в зависимости от ее организации во времени [24].
Принцип регулярности воздействий предполагает необходимость постоянных занятий физическими упражнениями для развития физических способностей человека. В результате многократного выполнения двигательных действий в отдельном занятии и повторяемость этих занятий - достигаются функциональные сдвиги в организме человека, характеризующиеся эффектами:
- срочным (ближайший) - изменения, наступившие в организме после выполнения упражнения или на момент завершения занятия. Эффект сохраняется в течение некоторого времени;
- трансформированным (отставленный) - изменения, наблюдаемые после окончания предыдущего занятия до начала очередного. Данный эффект может исчезнуть, если между занятиями присутствует слишком большой перерыв;
- кумулятивным (накопительный) - суммирование эффектов от тренировочных занятий. «Следы» предыдущего занятия наслаиваются на эффект последующего.
Принцип прогрессирования и адаптационно - адекватной предельности в наращивании эффекта воздействий. Базируется на закономерностях этапности и неравномерности (фазности) развития физических способностей (постепенности и предельности).
Постепенность - прогрессивное нарастание величины нагрузки, повышение трудности ее выполнения, как в отдельном занятии, так и в системе занятий. Динамика повышения нагрузки, должна соответствовать динамике анатомо-морфологических и психофизиологических изменений. Величина нагрузки складывается из объема механической работы, выполняемой с разной интенсивностью. Вследствие этого, повышение нагрузки может быть за счет увеличения объема работы, за счет интенсивности ее выполнения (количество работы в единицу времени), или одновременного изменения первого и второго компонентов.
Принцип рационального сочетания и распределения во времени воздействий различного характера. Требует соблюдения обоснованного, целесообразного способа взаимосвязи и порядка следования нагрузок. Основывается на закономерностях переноса в развитии физических способностей.
В процессе развития физических способностей возможно использование нагрузок избирательного (однонаправленного) и комплексного характера. Нагрузки избирательного характера предусматривают преимущественное развитие отдельных способностей (силовых, скоростных и др.), а комплексного обеспечивают последовательное и параллельное совершенствование разных способностей (скоростных возможностей и выносливости).
Однонаправленные нагрузки оказывают на организм человека локальное воздействие и более глубокое.
Комплексные нагрузки оказывают более широкое воздействие на организм и при этом необходимо определить:
1. Последовательность (порядок) введения нагрузок, соответствующих развитию разных способностей.
2. Соотношение объема и интенсивности нагрузок.
Вопрос о соотношении объема и интенсивности нагрузок решается с учетом характера, направленности и последовательности применения, функционального состояния и т.п.
Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействий. Формирование и совершенствование физических способностей основаны на механизмах долговременной адаптации человека к условиям деятельности. Нагрузки вызывают биологические, морфологические, физиологические и психологические изменения в организме, вызывающие развивающий эффект.
Принцип сопряженного воздействия. Опирается на закономерности переноса в развитии физических способностей и отражает необходимость в накоплении потенциала и формировании способностей его эффективной реализации. Накопление потенциала характеризуется направленным развитием соответствующих способностей, а его эффективная реализация - максимальным проявлением этих способностей в конкретном двигательном действии. Это достигается путем подбора специальных упражнений.
|
|
Принцип опережающих воздействий и развития физических способностей, а также принцип возрастной адекватности воздействий [20].