От автора
Первопричина этой книги желание некоторого круга людей узнать о благородных камнях коечто такое, чего нет в научных книгах. Корни этого желания следует искать в надеждах этого круга найти из трудов Рудольфа Штайнера, из антропософии, новые, далеко ведущие пути видения природных явлений и природных образований.
Перед автором, которого коснулось это желание, встала задача обратиться к природным фактам без учета ходячих теорий об их происхождении, в свете результатов исследований Рудольфа Штайнера существа минерального царства. С этой точки зрения, с учетом природного целого и человека, в благородном камне выражается нечто такое, чья сущностная основа в живых царствах природы и в человеке еще совсем не реализовалась. Благородные камни указание творения на ту сферу мирового бытия, к которой мы приблизимся лишь в далеком будущем. И поэтому сегодня каждая попытка такого представления благородных камней, которое со всей серьезностью стремится основываться на ориентированном на духовный образ человека постижении природы, с самого начала обречена на несовершенство.
|
|
Если, несмотря на это, автор нашел мужество отважиться на такое представление, его извинит хотя бы то, что он хотел обратить внимание на красоту этих благородных камней. Эта красота врата, ведущие в неизведанный мир:
«Лишь утренней зарею красоты
войдешь ты в край познанья!»
Штуттгарт, Иоаннов день 1956 года.
Вальтер Клоз
Геммология - учение о благородных камнях
Предисловие переводчика
Геммология (от лат. gemma самоцвет, драгоценный камень) обычно рассматривается как часть минералогии, имеющая дело с т.н. драгоценными камнями. Считают, что геммология имеет дело с составом, структурой, свойствами, распространением, происхождением, обработкой и способами идентификации драгоценных камней. Но даже узкие специалисты признают, что ее предмет значительно шире: например она имеет дело с минералоидами растительного или животного происхождения, такими как янтарь, гагат или жемчуг, а также многочисленные искусственные заменители природных камней.
Развитие этой внешней геммологии было движимо в основном интересами рынка. Например основатель Геммологического института Америки, Р.Шипли торговец ювелирными камнями из Канзаса. Естественно, основные проблемы этой геммологии вытекают из проблематики рынка. Это проблема оценки, основанная на системе критериев: красота, прочность (твердость, устойчивость к истиранию, раскалыванию и т.д.), редкость, спрос (мода), отсутствие «дефектов», размер, обработка, миниатюрность (концентрация ценности в малом объеме) и т.п.; проблема идентификации камней и минералоидов техническими средствами, независимыми от индивидуальных способностей человека; проблема диагностики сырья и т.д.
|
|
Настоящую монографию В. Клоза можно считать введением в совершенно иную геммологию. Метод «созерцающего суждения», примененный к изучению мира минералов в книге автора «Жизнь Земли»*, применяется здесь к «цветам и плодам» минерального мира благородным камням. Данная работа попытка введения в действительное, опирающееся на духопознание учение о воплотившихся в минеральном царстве духовных сущностях. Сущность этой новой геммологии лучше всего видна из данного в приложении рассказа Н.Лескова «Александрит». Данный труд В.Клоза пожалуй, первая попытка основать настоящую, основанную на духопознании геммологию, которая уже неявно содержится во многих откровениях душ, которые в образах прошлого уже предчувствовали прообразы будущего.
Почему этим образованиям минерального царства, которыми занимается геммология, здесь дано столь нетрадиционное в русскоязычной литературе собирательное наименование благородные камни, а не «самоцветы», или «драгоценные камни», как принято в русскоязычной литературе?
Термин «самоцветы» в какойто мере естественен: благородные камни соперничают в яркости и глубине своей окраски с миром цветов. И традиционная геммология вначале полагала цвет камня в качестве его кардинальной характеристики, не учитывая ни его происхождения, ни его вещественности. Но этот термин относится все же лишь к цвету предмета. Король благородных камней, алмаз, может и вовсе не входить в эту группу, если он бесцветен, пусть он и чистой воды; то же можно сказать и о многих других камнях бесцветном горном хрустале, топазе и др.
Что же касается термина «драгоценные камни», то он характеризует скорее не объект, а отношение к нему, определяемое модой или рыночной конъюнктурой. Всякая ценность нечто сиюминутное, относительное, удел ее кануть в Лету. Благородство же, как воплощение вечной божественной идеи определение абсолютное, независимое от людских суждений. Поэтому ближе всего к определению рассматриваемого предмета представляется немецкий термин der Edelstein, буквально - благородный камень. Это образование минерального царства, форма которого наиболее адекватна воплотившейся в эту форму сущности. Конечно, внешней науке вообще нет никакого дела к сущностному, она описывает лишь формы, как таковые. Как, скажем биология, претендующая на изучение «жизни» вовсе не имеет дела с жизнью, но лишь протоколирует некие формы и их изменения, полагая, что эти наблюдаемые процессы изменения форм это и есть жизнь. «Форма движения материи», так сказать.
Жизнь предшествует форме: форма статический образ динамики жизни. Земля к концу творения ставшая форма, и воплощение на ней испытание формой.
Красота, по Гегелю «свечение духа сквозь форму». Прекраснным делает предмет являющийся в нем дух.
Как сказал Гёте «все преходящее лишь символ пребывающего», истинно видящий во всем видит духовные праобразы, прафеномены. Все говорит о духе, или дух говорит во всем. О чем говорит, например, гранит? О буйном цветении первичной жизни, которое постепенно замирает. В граните благородный камень растворен, как человеческая личность растворена в массе. Но личность истинный цвет жизни, индивидуальность ее плод. В благородных камнях воплощены чистые откровения духовных существ, которым человек обязан своими органами чувств, вратами, через которые он может взирать из темницы тела; в этих камнях наиболее чистое, т.е. благородное выражение конкретных духов.
Как из неразличенности в граните, индивидуализируясь, восстал благородный камень, так из массы «обломков будущего человечества» восстает индивидуум. Дух актуален только в индивидууме. Актуализация духа в индивидууме и есть человеческое духопознание.
|
|
В благородном камне реализован принцип индивидуальности, физически воплотилось конкретное духовное существо. То, что камни обладают «душой» известно издавна, и некогда люди могли общаться с ними. И если мы не будем объяснять воспринимаемое органами чувств, а действительно попытаемся его понять, соединив тонкое и глубокое восприятие с обретшим единство понятием, не заговорит ли с нами вновь благородный камень?