Перечень пожароопасных веществ, используемых в лаборатории

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

 

ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА

Дополнение к «Методическим указаниям

по практическому занятию дисциплины «Безопасность труда»

 

Санкт-Петербург 2017

Утверждено на заседании кафедры эргономики

и инженерной психологии факультета психологии

Составитель: канд. техн. наук доцент В.В. Милохов,

Выбор эффективного способа нормализации условий труда, в значительной степени определяется умением исполнителей ориентироваться и знать перечень требований безопасности труда, предъявляемых к используемым производственным помещениям, оборудованию, мебели и к приемам выполнения работ, а также к методам хранения химических веществ на рабочих местах. Специфика способов нормализации условий труда определяется, в основном, свойствами химических веществ используемых на рабочем месте (опасность воздействия на организм человека, пожароопасность, взрывоопасность, физико- химических свойства и т.д.). В предлагаемом методическом пособии содержится нормативный материал для практического освоения студентами способов защиты человека от воздействия химических веществ в условиях выполнения научно-исследовательских работ.

Для студентов всех специальностей и факультетов СПбГУ.

 

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет психологии

Дополнение к «Методическим указаниям

по практическому занятию дисциплины «Безопасность труда»

Выбор инженерных средств нормализации условий труда при использовании в значительной степени определяется свойствами химических веществ используемых на рабочем месте (опасность воздействия на организм человека, пожароопасность, взрывоопасность, физико- химических свойства).

В зависимости от перечисленных показателей конкретизируется содержание перечня требований безопасности труда, позволяющих исключить, предотвратить или уменьшить потенциальный риск последствий воздействия химических веществ.

Одним из эффективных способов нормализации условий труда, наряду со способом исключения в конкретных условиях труда производственных факторов опасного и вредного воздействия, является создание условий при выполнении работ, которые предотвращают возможность проявления производственных факторов. Например, при работе с химическими веществами выполнение специальных требований по выполнению и оснащению помещений химических лабораторий, требований к размещению и исполнению исследовательской аппаратуры и оборудования, позволяет исключить выделение химических веществ в воздух рабочей зоны и предупредить образование вторичных источников выделения химических веществ. Содержание этих требований определяют, например, каким должны быть поверхности стен, потолка и пола, из каких материалов они должны быть изготовлены. Аналогичные требования предъявляются к исследовательской аппаратуре и оборудованию. Кроме того, разработаны способы безопасного хранения химических веществ, позволяющих предотвратить выделение химических веществ в окружающую среду, предупредить инициирование и интенсификацию взрыва и пожара. Определены приемы ведения работ с химическими веществами, позволяющими не допустить проявление факторов опасного и вредного воздействия.

Начальным этапом выбора защитных мероприятий при выполнении работ с конкретными химическими веществами является установление:

· класса опасности по воздействию на организм;

· группы пожарооопасности;

· является ли вещество взрывоопасным;

· опасность взаимодействия с другими химическими веществами.

Класс опасности вредных веществ устанавливают в зависимости от норм и показателей (указанны в табл. 2.11 ПОТ Р М-004-97).

Средняя смертельная доза при введении в желудок - доза вещества, вызывающая гибель 50% животных при однократном введении в желудок (), мг/кг;

Средняя смертельная концентрация в воздухе ( ) − концентрация вещества, вызывающая гибель 50% животных при двух-четырехчасовом ингаляционном воздействии, мг/м3;

Средняя смертельная доза при нанесении на кожу, мг/кг − доза вещества, вызывающая гибель 50% животных при однократном нанесении на кожу;

Коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО) − отношение максимально достижимой концентрации вредного вещества в воздухе при 20 °С () к средней смертельной концентрации вещества для мышей ();

Зона острого действия − отношение средней смертельной концентрации вредного вещества к минимальной (пороговой) концентрации (), вызывающей изменение биологических показателей на уровне целостного организма, выходящих за пределы приспособительных физиологических реакций ();

Зона хронического действия () − отношение минимальной (пороговой) концентрации, вызывающей изменение биологических показателей на уровне целостного организма, выходящих за пределы приспособительных физиологических реакций, к минимальной (пороговой) концентрации, вызывающей вредное действие в хроническом эксперименте по 4 ч, пять раз в неделю на протяжении не менее четырех месяцев ().

 

Классификация химических веществ и материалов по пожарной опасности основывается на их свойствах и способности приводить к пожару или взрыву.

В соответствии с "Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ по способности гореть (горючесть) вещества и материалы подразделяются на следующие группы:

· негорючие - вещества и материалы, неспособные гореть в воздухе. Негорючие вещества могут быть пожаровзрывоопасными (например, окислители или вещества, выделяющие горючие продукты при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом);

· трудногорючие - вещества и материалы, способные гореть в воздухе при воздействии источника зажигания, но неспособные самостоятельно гореть после его удаления;

· горючие - вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Из горючих жидкостей выделяют группы легковоспламеняющихся (ЛВЖ) и особо опасных легковоспламеняющихся жидкостей, воспламенение паров которых происходит при низких температурах, определенных нормативными документами по пожарной безопасности.

Для практической работы в условиях научно-исследовательских лабораторий с целью определения являются ли используемые вещества легко воспламеняющимися, пожаро- или взрывоопасными, относятся ли к взрывоопасным смесям, удобно использовать рекомендации ПНД Ф 12.13.1-03 МР «Техника безопасности при работе в аналитических лабораториях (общие положения)»

 

 

Таблица 2

Перечень пожароопасных веществ, используемых в лаборатории

Огнеопасные легковоспламеняющиеся и горючие вещества - вещества, воспламеняющиеся от действия на них открытого огня или от нагревания, должны храниться в условиях, исключающих влияние высоких температур, а также контакт с самовоспламеняющимися реактивами.

Алюминон

Амилацетат, этилацетат

Ароматические соединения (бензол, толуол, ксилол)

Ацетальдегид

Ацетон

Гексан

Диоксан

Диметилглиоксим

Диметилсульфид

Калий надсернокислый

Камфора

Кислоты масляная, муравьиная, салициловая, уксусная

Кремний

Лигроин

Масла органические

Метилизобутилкетон, метилэтилкетон

Натрий гидросернокислый

Нафталин

Нитролаки, нитроэмали

Нитроцеллюлоза

Пиридин

Пиробензол

Селен

Сера

Сероуглерод

Скипидар

Спирты (этиловый, метиловый, бутиловый, амиловый и др.)

Стирол

Углеводороды (бензин, газолин, керосин и др.)

Уротропин

Фосфор красный

Эфиры (петролейный, диэтиловый, амиловый и др.)

Самовоспламеняющиеся вещества - вещества, способные самопроизвольно воспламеняться без действия на них открытого огня или нагревания. Взаимодействуя с воздухом, водой и горючими веществами они способны образовывать взрывчатые смеси, поэтому даже временно нельзя оставлять их на хранение вместе с другими реактивами.

Азотнокислые аммоний, барий, калий, натрий, кальций

Алюминиевая пудра

Аммониты

Бром

Калий, натрий, кальций металлические1

Калий марганцовокислый

Кальция карбид

Кислоты азотная, серная, плавиковая, хлорсульфоновая

Магния порошок

Металлоорганические соединения

Оксиды кальция, хрома, серебра

Тетрил

Уголь древесный

Фосфор белый (желтый)

Фосфористые натрий, кальций

Хлораты калия, натрия, кальция, магния

Хлорная известь

Цинковая пыль

Таблица 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: