Время собирать камни и вермя их расбрасывать

ГЛАВА 1

”Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать….»

Ветхий Завет (Екклесиаст, 3)

«Всё будет хорошо… Обычно… Как правило… Теоретически… Практически… Логически… Дедуктивно… Индуктивно… По статистике… По теории больших чисел… По Фрейду… По Ницше… По Дарвину… ДА … По-любому...»

А это из моих конспектов.

На пути понимания, усвоения и применения САМОРЕГУЛЯЦИИ находится много «подводных камней». Мы не раз наткнёмся на «камни преткновения» в поисках философского камня. Но с помощью Ангела Хранителя, моих подсказок и бесчисленной литературы по данному вопросу, мы найдём «краеугольные камни», и таки выстроим фундамент и здание САМОРЕГУЛЯЦИИ, как методу психотерапии. И под лежачий камень вода течёт, конечно, с божьей помочью и с моими мольбами и вашими молитвами…

«Кирпичики» саморегуляции, при построении теории данного вида психотерапии, можно разделить на главные, важные и основные.… Итак, начинаем закладки первого камня…

Некоторые из моих пациентов, окрылённые успешной психотерапией, хотели бы научится саморегуляции самостоятельно. Берутся, но мотивации не хватает, это тяжёлый труд, всё равно, что закончить колледж или ещё одно высшее образование, а на это не каждый способен. Навыки усвоения чего-то нового, умение учиться новому у многих людей с возрастом притупляются, а то и вообще исчезают, потому учиться бесполезно и выйдет из этого только мука, как в басне Крылова. Вот почему частые попытки пациентов освоить саморегуляцию, оказываются сизифовым трудом, камень саморегуляции вкатить на гору знания практически не возможно. Это только с виду, со стороны саморегуляция кажется простой, изящной, легкой и эффективной, а капнуть вглубь, то и надорваться можно, вот почему швеи должны шить трусы, повара жарить котлеты, лётчики летать, а врачи лечить, потому что этому нужно учиться и желательно в нужное время и в нужном месте. Чем раньше закладываются знания, тем лучше. Но лучше позже, чем никогда, это для психотерапии не приемлемо. С возрастом тяжелее и чем ты старше, тем труднее, осваивать новое, вечное, доброе, светлое...

Первый камень. Его не надо хранить за пазухой или брать в руку. Это, конечно, медитация. Под медитацией мы понимаем такое особое, специальное состояние пациента, при котором он спокоен, расслаблен, сосредоточен и фокус его внимания (сознания) ни на что не отвлекается. Существует четыре режима функционирования нашего мозга – бета ритм, альфа ритм, тетта ритм: нас же интересует альфа ритм…

Это состояние называется релаксацией, медитацией. альфа-состоянием, просоночным, медитативным, гипнотическим трансом. Это тот фон, на котором следует проводить психотерапевтические техники и технологии. Любые психотерапевтические манипуляции без состояния транса, будут временными и малоэффективными.

Для успешного и гарантированного успеха нужен ТРАНС. Только при таком условии, стоит начинать процедуру, но если пациент в ажиотаже, нервничает, дёргается, то это не тот фон, на котором следует работать. Только состояние успокоения, сосредоточенности и расслабленности. концентрации внимания на том, что происходит. служит залогом успешного сеанса… Это состояние называется ТРАНС… Об этом хорошо сказано в моих конспектах по техникам и технологиям.

Второй камень, по очереди перечисления, но не по значению – это диссоциация. Вы задумывались когда-либо над магией зеркал. Я считаю, что магия зеркала не только в том, что оно делает левых правыми (лупа переворачивает всё вверх ногами, что также используется в психотерапии как инструмент), а значение зеркала в том, что мы видим себя, а это уже диссоциация (Ты да я. Да мы с тобой – сколько нас?) Диссоциация – это ещё одно особое состояние нашей психики. Наш мозг имеет свойство ассоциироваться и диссоциироваться, отождествляться и разотождествляться. Нет ни одной психотерапевтической техники, где бы мы не столкнулись с диссоциацией. Нет смысла перечислять подряд все техники, чтобы убедиться в выше сказанном.

Диссоциация бывает пространственной, но и временной. Техника «Кинотеатр» это пример пространственной диссоциации, как и «Картинная Галерея» и т.д. А когда мы проводит техники, в которых обращаемся в прошлое или будущее, то осуществляем детерминацию (прошлым, настоящим, будущим), а это временная диссоциация. Есть техники где присутствует пространственно-временной континуум, например техника «Пространственно временная диссоциация» и др…

Третий камень. Это не тот камень, который мы зажали в руке или засунули за пазуху, это камень, который стоит в фундаменте нашего здания. Как Земля стоит на трёх слонах, а они стоят на трёх китах, так и этот камень – один из этой троицы.

Мы созданы по образу и подобию Божию. Господь триедин – Отец, Сын и Святой Дух, (Родитель. Взрослый. Ребёнок), (Собака сверху, собака снизу, кутёнок посредине) и т.д. так и наш разум триедин – ВИЗУАЛИЗАЦИЯ, ПОНИМАНИЕ и ПОВЕДЕНИЕ. Под поведением мы имеем в виду стереотипы, поведенческие импринты, действия, поступки, деятельность, которую мы осуществляем в реальном физическом мире. Это мы можем контролировать, управлять, измерять, взвешивать… Под пониманием мы имеем в виду то, что мы осознаём, можем объяснить, рассказать. Это идеи, схемы, парадигмы, мысли, всё то, что позволяет нам объяснить, рассказать, передать… Это очень важный камень. Но сейчас речь идёт о визуализации. Визуализация и есть наш третий камень.

Визуализация – это Представление. Мы ничего не можем сделать, если не имеет об этом представления. Чтобы понять важность представления, достаточно осознать, что понимание и представление позволяет нам управлять и контролировать наше поведение. В противном случае оно носило бы хаотический, не предсказуемый характер, например, беря кружку, мы могли бы заехать ею себе в ухо...

Мы имеем визуальное представление (у себя в голове) любых предметов, людей, явлений и т.д. Мы можем нарисовать, рассказать о визуальном образе. Но самым важным визуальным, зрительным образом для нас является «образ достижения», «образ себя здорового и счастливого». Любая ЦЕЛЬ, которую мы прорабатываем, должна быть зрительной, так как только такой диссоциированный и визуальный образ является для нас мотивацией для достижения желаемого результата.

Итак, Поведение, Представление и Понимание это наша Святая троица саморегуляции, это наши слоны и киты. Это даже не нужно доказывать, всё и так ясно как божий день…

Четвёртый камень. Когда мы смотрели фильм «Пятый элемент», то там оговариваются четыре краеугольных камня (ветер, вода, огонь, земля) и пятый элемент посредине. Восточная философия говорит о пяти элементах, добавляя металл и дерево. Но это не столь сейчас важно, но возможно их шесть, а скорее всего семь, т.к. в психотерапии рассматривается семь уровней общения, семь кругов ада, семь нейрологических уровней мышления и т.д. и т.п.

Итак, четвёртым по описанию, но не по значению, является камень, который мы назовём ЯКОРЬ. В психотерапии имеет место такое понятие как ЯКОРЬ или ТРИГГЕР. Я же предпочитаю говорить о сигнале.

Все мы знаем со школьной скамьи о первой и второй сигнальной системе. Наш великий соотечественник заменил физиологическое понятие СТИМУЛ на слово СИГНАЛ и получил за это звание академика и Нобелевскую премию. Это наш Иван Петрович Павлов. Как Библия для верующего, так и работы Павлова для психотерапевта.

Не существует ни одной техники, ни одной технологии, ни одного сеанса психотерапии, где бы (знает об этом психотерапевт или нет, не важно) не применялись якоря и триггера.

О якорях, триггерах можно многое сказать, сюда же относятся талисманы, ритуалы, определённого рода жесты, амулеты, обереги.. все они являются неотъемлемой частью магии, в том числе и психотерапии.

Сигнал – это «пусковой механизм», что это такое?

Существует великое множество таких «пусковых механизмов» - якоря, триггера, сигналы, стимулы – ключи, которыми мы пользуемся в обыденной жизни, например, постукиваем по дереву, скрещиваем пальцы и т.д. и т.п. каким образом используются эти «пусковые механизмы» для решения конкретных задач в личной жизни или бизнесе?

СИГНАЛ – есть «пусковой механизм» какой-либо физический акт, вид, звук, событие, иногда ощущение или состояние, которое вызывает, активизирует или стимулирует соответствующее действие, поступок, деятельность.

То есть «пусковой механизм» - это такой стимул-сигнал, когда мы можем поставить психологический знак равенства: А = Б, при возникновении специального стимула, автоматически появляется и соответствующая реакция. Так работает условный рефлекс.

Нас повсюду окружают зрительные, слуховые, тактильные стимулы-сигналы. В метафорическом смысле такие «кнопки-педальки» на которые давишь и получаешь то или иное поведение. Их иногда называют ТРИГГЕРЫ, на которые мы реагируем автоматически, бессознательно.

Рекламные агентства воздействуют на нас при помощи вербальных (словесных) и визуальных) якорей. Элементарная фраза может вызвать нужную для них реакцию, так воздействует на нас и МОДА. Мы «запрограммированы» как собаки И. П. Павлова, встаём, идём и голосуем за светлое, мудрое, вечное и капитализм уже не за горами, как того хотят правители.

В опытах И. П. Павлова, каждый раз, когда собака получала еду, звонил колокольчик, таким образом, после ряда ПОВТОРЕНИЙ (экспозиция), устанавливается ассоциативная связь между звонком и едой. Далее устанавливается слюноотделение у собаки на звонок. Это легко проверить и на себе самом выяснить, каким образом позитивные и положительные ЯКОРЯ могут «позвонить в колокольчик» и запустить ресурсную метапрограмму желаемого успеха. Полезно выяснить и ограничивающие нас «колокольчики», включение которых тормозят нашу творческую деятельность.

Стимулы, а вернее сказать – СИГНАЛЫ, т. е. ТРИГГЕРА (лат. Запускающие), бывают позитивными и негативными. Так, казалось бы безобидные слова. Лёгкие раздражители или «указующий перст» могут стать причиной ярости, гнева, стресса, напряжения и зарядить нас «взрывчаткой» детонирующей от всего чего угодно.

У нас бывают минуты радости и счастья, но, зачастую, значительная часть поступающей к нам ежедневной информации, носит негативный характер и заряжает нас отрицательными эмоциональными зарядами. Слова также могут являться «пусковыми кнопками», поэтому нужно осторожно манипулировать словами.

Пятый камень. Это определённого рода последовательности. Это этапы, периоды, технологически шаги, АЛГОРИТМЫ.

Название   I II III IV V   VШ
виды психотерапии Поведенческая (идеомоторика) Кинестетическая (чувства) Образное (метамодели)        
метамодели Наблюдение (I) Выявление (II) Присоединение Закрепление (III)   Ведение (IV)   Эксперимент (V) Моделирование // Модель
уровни общения Предметный Манипулятивный Масочный Игровой Согласительный Деловой Единомышленники
виды речи Громкая речь (я говорю) Внутренняя речь (про себя) Мысли Идея      
навыки              
как стать первым (лидером) лидерская звезда*              
звезда* счастья Любовь Понимание Открытость Справедливость Свобода    
как стать счастливым              
5 восточных элементов (стихий)              
фазы стресса Реакция тревоги Сопротивление Истощение Адаптация Нормализация    
этапы стресса Возбуждение Адаптация Восстановление Перестройка      
этапы усвоения информации Возбуждение Адаптация          
тотальное неприятие (процесс)              
тотальное приятие (процесс)              
    рост личности              
любовь              
сексуальность              
неврозы              
горе   9 дней 40 дней 0,5 года   1 год      
депрессия              
психокоррекция              
цель Осознание цели, стремление её достичь, прикидка возможных вариантов Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности Борьба мотивов и выбор, т.е. принятие одной из возможных альтернатив в качестве решения. Начало действия Осуществление принятого решения Получение задуманного результата    
программа Применение сознательного решения изменить мета-программу, продумывание деталей Тренируем новую программу в воображении. Визуализируем образ достижения. Далее интеграция Фрустрация. Борьба новой и старой программ. Синтез, анализ Двойственность поведения, как и подсознательного стереотипа Автоматическое и подсознательное поведение    
навык / умение Многократное и однообразное повторение/ Многократное, но разнообразное повторение Быстрое совершение кинестетического рефлекса/ Медленно по возрастающей совершенствуется аудиальная и визуальнаясенсорика Прекращение подкрепления кинестетики ведет к распаду навыка/ Визуальное видение сохраняется и служит способомдействия Кинестетический, динамический стереотип/ Визуально: верования, способности, стратегии Кинестетика бессознательна/ Визуализация осознанна и подконтрольна    
переформирование Что такое, что я хочу? Осознание нужного результата/ Рефлекс ориентации угасает, а его место занимает позатонический рефлекс. Неопределенность действия Новый неподкрепленный раздражитель начинает формировать цель/ Многократное повторение нового стимула. Выработка условно-рефлекторной временной связи Нейроконфликт, анализ, нараста-вегетатика ЭКГ/ Одновременно действуют два центра/ В результате интеграции – новое решение. Далее выбор одной из двух целей. Двойственность переходит в новую цель с однозначны вектором действия Складывается цель – как основа нового поведения/ Активизация новой цели, под действием мотивации предвосхищает результат Новый условный рефлекс. Генерализация на контексты/ Фиксация нового результата в виде фиксированной бессознательной установки    
навык Чаще кинестетическая моторика Многоразовое и однообразное повторение Техника деятельности – содержание Быстрое совершенствование Прекращение подкрепления ведет к распаду навыка Динамический стереотип автоматический Бессознательные, бесконтрольные привычки
умение Чаще визуальная идеомоторика, направленное воображение Разнообразное многократное повторение Методика деятельности – структура, форма Медленное, но бесконечное совершенствование Сохраняется как качество личности. Служит методом жизни Верования, убеждения, стратегии, тактики Осознанные и контролируемые умения
Столкновение с неизвестным, пугающим неожиданным, а также с утратой Гнев Отрицание Торговля Депрессия Приятие Женщины пытаются сделать себя лучше и совершеннее Мужчины занимаются саморазрушением из-за невыносимого чувства утраты
Эффективная коммуникация Калибровка (узнавание, состояние) Подстройка Ведение        
               
               
               
               
               

 

Если мы смотрели фильм «А, как же Боб» то помним как наш герой «детскими шагами» преодолевал свои фобии. Но, детскими шагами не надо идти назад или в бок, а только в определённой последовательности, иначе получится две шаги налево, две шаги направо, шаг вперёд и два назад, а это уже танец, а не психотерапия…

Нельзя сходить в туалет, потом подтереться и снять штаны… В природе за весной идет лето, но не осень. Земля вращается вокруг Солнца, а не вокруг Луны…

Если мы посмотрим на любую технику, то увидим там технологические шаги. Это алгоритм, шаги, та последовательность, которую желательно никогда не нарушать иначе окажемся описанными и обкаканными, т.к. надо вначале снимать штаны… Я думаю далее не нужно доказывать важность алгоритмов в психотерапии… Не надо вносить «отсебятину» не надо изображать из себя гениев, не надо кичиться, не нужно быть спесивыми (болезнь многих психологов, признающих только своё и категорически отвергающих всё остальное. Им можно сказать только одно: «Можно знать многое, но нельзя знать всего»), надо просто строго соблюдать технологические шаги, когда мы работаем с людьми. Это не то, что в случае брака можно выбросить. Соблюдение технологических шагов гарантирует нас от брака, т.к. главное в психотерапии – «Не навреди!». Это у врачей важен во время правильный уход от пациента, почему? Потому что не навреди!

Существует наука о совместимости и последовательности тех или иных лекарств, физиотерапевтических процедурах… Это всё мы понимаем, тоже самое и в психотерапии, несмотря на то, что мы работаем с душой человека, а не с его телом, хотя и при работе с телом надо выполнять определённого рода правила и законы, которые не нами созданы, а если кто против, то обращайтесь к Господу Богу, он создал так и не нам отменять законы и правила Вселенной…

Что, сложновато будет? Мне часто говорят: «А можно проще, меньше, совсем коротко…». Коротко только юбки на моделях смотрятся. Можно ещё короче, но не нужно… Я всем отвечаю, что это не книга, а конспект, т.е. краткое, простое, а вот буквальное описание будет примитивным, а кому это надо, вам или мне?

Шестой камень. Так как пациент к нам приходит после того как обошёл уже всех возможных врачей, гадалок, магов и колдунов, то мы уже имеем дело с ХРОНИЧЕСКИМ БОЛЬНЫМ. Чем же отличается больной от хронически больного?

У хронического больного в голове уже сформировался застойный очаг болезни, т.е. ДОМИНАНТА. А посему и потому, подход к лечению, т.е. стратегия, меняется диаметрально противоположно. Свойство доминанты уникальное, она подчиняет себе всю деятельность человека и действует до тех пор, пока не выполнит своё предназначение и призвание до конца… А какой конец у болезни?

Если вы смотрели фильм «Пятый элемент» то имеете представление о такой доминанте. Любые попытки её уничтожить, оборачиваются её укреплением. Вот почему любые потуги в лечении хронических больных оканчиваются лишь усилением и углублением симптомов. Доминанту болезни может победить только другая доминанта здоровья, но как только мы начинаем ей формировать, так по закону борьбы доминанты вступают в схватку и побеждает та, которая сильнее, т.е. доминанта болезни. Вот почему невозможно сформировать доминанту здоровья, её сразу же уничтожает доминанта болезни. Так что же делать, обкакаться и не жить?

А как вы думаете, зачем Бог дар людям дар – умение лгать, обманывать и хитрить? А вот как раз для подобного рода случаев… А вы думали, чтобы обманывать друг друга, папу с мамой, жену, друзей и товарищей? Это тоже можно делать, но, но, но главная задача дара лжи – это борьба с негативными и пагубными доминантами, которые формируются у нас в мозгу. Так устроена психика человека, все претензии не ко мне, а к Господу Богу.

Итак, мы учимся лгать ещё в детстве, и достигаем совершенства, постепенно изощряясь в данном роде искусстве. Вот оно-то и выручает нас, когда ничто, даже правда-матка, выручить уже не может.

Я так же советую пациентам посмотреть фильмы «Жизнь или что-то вроде этого» в нём героиня проходит пять этапов эмоционального смирения: отрицание – гнев – торг – депрессия – смирение. Неплохо предварительно посмотреть фильм «День сурка», а также «Пятый элемент».

У меня на странице САМОРЕГУЛЯЦИЯ в рубрике ВИДЕО есть папка «Психотерапевтические фильмы». Я постоянно туда добавляю фильмы, которые я использую в психотерапии. Настоятельно рекомендую туда заглядывать. Иногда…

Если прямо и буквально, непосредственно хотим уничтожить свой страх, то на самом деле обманываем только себя, а не страх. Мы только думаем, что справились со страхом, а на самом деле сделали из него хорошую, натренированную, вечную, можно сказать, привычку.

В последнее время возникло множество новых и модных разновидностей и направлений в психотерапии. С одной стороны – это хорошо, но, с другой стороны – плохо, потому что они начинают противоречить, в конце концов, друг другу, а потому всё дальше отходят от фундаментальных наследий академика и лауреата Нобелевской премии И. П. Павлова, лауреата и академика Нобелевской премии Д. Н. Узнадзе, а также учения Анохина, Эриксона, Ухтомского, Выгодского и других титанов и создателей психотерапии. Обо всём этом нас и предупреждал в своё время Н. Н. Ланге.

 

  1 2
  1 2  
  1 2

 

 


Схема 1 Схема 2 Схема 3

 

  х.
    1 2
 
 

 

 


 

 

Схема 4 Схема 5 Схема 6

 

Схемой нарисованной выше можно воспользоваться, чтобы объяснить ФЕНОМЕН уменьшения навязчивого переживания, страдания и боли. Именно данная схема показывает тактику и стратегию работы с пагубной и негативной доминантой. Доминанту болезни нельзя победить, но её можно обмануть, а как?

Каждой мысли, чувству, ощущению, представлению соответственно в мозгу возникает «очаг» возбуждения. Упрощённо эти «очаги» обозначены красным и синим цветом. Овал схематично означает мозг. Внутри овалов, схематично изображено взаимодействие конкурирующих «очагов» возбуждения. Чем более выражена эмоция, переживание, ощущение, страх, тревога или боль, тем крупнее, чётче и интенсивнее соответствующий «очаг» возбуждения. «Очагов» возбуждения в мозгу великое множество, они взаимодействуют между собой разнообразными способами и влияют друг на друга., но главная доминанта, действующая в данный момент, всегда одна, мы за ценой не постоим..

Если переживания не имеют ничего общего в содержании и не выражаются в одинаковой деятельности в одних и тех же мышечных групп, например, то соответствующие им «очаги» не оказывают друг на друга влияния, между ними нет связи. Можно идти на лыжах и думать о весне, и, наоборот.

Если два «очага» соответствуют двум взаимоисключающим переживаниям, то они начинают конкурентную борьбу. Люблю – ненавижу, хочу – не желаю, здоровье – болезнь, секс – воздержание и т.д. (Схема 2).

Если же переживания, страдания, эмоции, ощущения касаются общего предмета, символа, образа, поведения, действия или деятельности, то между соответствующими им «очагами» возбуждения появляются функциональные взаимосвязи, и они начинают оказывать друг на друга взаимовлияние.

Относительно конкурирующих «очагов» возбуждения существует следующая закономерность в их взаимодействии: более сильный «очаг» подавляет слабый, и берёт его энергию себе. Так сливаются две капли ртути, большая, вбирает в себя малую и увеличивается. Например, есть два конкурирующих переживания: «Я боюсь умереть!», которое сопровождается сильным чувством (1) и другое переживание; «Стыдно бояться!», сопровождающиеся менее сильным чувством (2). То в результате попытки перестать бояться, СТРАХ, как более сильное чувство усиливается, а чувство СТЫДА теряет энергию, остаётся пустой ЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕЕЙ (Схема3), таким образом, любая попытка подавить некое переживание, в основе которого лежит сильная эмоция, при помощи другого переживания с меньшей эмоцией, приводит к усилению переживания с большей эмоцией. В результате, все конкурирующие «очаги» теряют энергию, а «очаг» первичного переживания, как более сильный, становится ещё сильнее за счёт энергии конкурирующих «очагов» за счёт этого он и «живёт».

В основе любой НАВЯЗЧИВОСТИ, ХРОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ, ФОБИИ, ТРЕВОГИ, СТРАХА лежит всегда более сильное чувство, чем в основе тех переживаний, с помощью которых мы пытаемся «отвлечься», «не думать». Таким образом, попытки ослабить ЗАВИСИМОСТЬ, НАВЯЗЧИВОСТЬ, ХРОНИКУ или ФОБИИ только усиливают ПАГУБНУЮ, НЕГАТИВНУЮ ДОМИНАНТУ, так как в её основе лежит относительно более сильный «очаг» застойного возбуждения, поэтому более слабые «очаги» отдают свою энергию сильному «очагу», усиливают его в конкурентной борьбе. Итак, мы усиливаем ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ ДОМИНАНТУ и «изводим», истощаем всё, с чем сталкиваемся.

Психотерапевт просит пациента СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ на НАВЯЗЧИВОСТИ, СТРАХЕ, БОЛИ или НЕГАТИВНОЙ, ПАГУБНОЙ ПРОБЛЕМЕ - усилить её, обыграть и т.д. тем самым прекратить «борьбу» с ним, а значит, «перекрыть» приток энергии к «очагу» навязчивой зависимости, лежащей в основе хронического невроза. В Библии об этом сказано так: «Если тебе плохо, пожелай, чтобы было ещё хуже!». Теперь этот «очаг» перестаёт истощать энергию других «очагов», связанных общим символом, образом, желаниями и т.д. другие «очаги» начинают накапливать энергию, которая раньше «отсасывалась» более сильными. Это, во-первых, смотрим (Схему 4). Во-вторых, просьба психотерапевта сознательный фокус внимания на навязчивости, способствует дальнейшему истощению энергии сильного «очага», лежащего в основе невроза. Таким образом, сосредоточенный фокус внимания нашего РАЗУМА на проблеме, влияет на неё, уменьшая её значение, актуальность или меняет наше отношение и позицию, В результате этого, невротический «очаг», который «жил за чужой счёт» быстро начинает истощаться, когда пациент пытается его «эксплуатировать» (Схема5). Например, делая его сигналом обратной связи, усиливая его и т.д. Когда же в результате данного ПРОЦЕССА «очаг» невроза становится слабее других ресурсных и позитивных «очагов», то в силу тех же законов конкурирующих «очагов» возбуждения, он как более слабый отдаёт свою энергию более сильному объединённому «очагу» здоровья» энергию усиливая образ молодости и здоровья (Схема 6)

После такого ПОНИМАНИЯ процессов, происходящих в КГМ, мы стараемся удерживать всякое непривычное переживание в фокусе своего внимания, то есть предлагается парадоксальное: «Думай о плохом, но сознательно, целенаправленно с позиции «наблюдателя» и анализируй это», о хорошем будем думать, когда выздоровеешь, когда тебе станет действительно хорошо. Наша задача УТОМИТЬ связанные с болезненным переживанием «очаги» возбуждения в КГМ, истощить их, измучить себя сегодня, чтобы «очаги» возбуждения в КГМ, истощить их, измучить себя сегодня, чтобы прекратить мучения завтра!.

Так как навязчивые переживания ассоциативно связаны с множеством явлений среды и различными индифферентными представлениями, то психотерапевт просит специально в психотехнологии спровоцировать проявление навязчивости, ставя в своём представляемом воображении в те условия, которые провоцируют невроз. Говорим: «Вспомни, постарайтесь воспроизвести и ухудшить своё состояние, усилить навязчивую зависимость. Делайте то, чего боитесь. Чем хуже вам станет здесь и теперь, тем лучше вы станете чувствовать потом». После такого ПОНИМАНИЯ процессов, происходящих в КГМ, мы стараемся удерживать всякое непривычное переживание в фокусе своего внимания, то есть предлагается парадоксальное: «Думая о плохом, но сознательно, целенаправленно с позиции «наблюдателя», анализируй это и желай, как это ни странно, худшего, о хорошем будем думать, когда выздоровеем.

Седьмой камень. Как работает фокус нашего внимания?

Мы живём в мире (как я это называю) ЗАЗЕРКАЛЬЯ. В мире, где фальшь, обман, воровство, подлость, лицемерие, предательство процветают и подняты капиталистической идеологией до уровня добра и добродетели. Меркантильность, ложные ценности, двойная мораль управляют людьми, а честность, порядочность, доброта высмеиваются лицемерами и вменяются в вину..

Но, выбор всегда за нами. Выбор и принятие решения всегда остаётся за каждым из нас. те люди, которые ради тщеславия, эгоизма, стяжательства, гордыни, спеси, воровства, ради меркантильной наживы идут на ВСЁ, свой выбор уже сделали, а мы делаем свой выбор, мы пойдём совсем иным, своим путём.

Итак, поговорим о внимании, точнее, о фокусе нашего внимания… В диссоциированных техниках, когда мы представляем себя сидящими в зале кинотеатра и наблюдающего за собой на сцене, а то ещё и находящегося в будке кинооператора – всё это «точки зрения», всё это позиции.. А кто нас переключает из одной позиции наблюдения к другой? Фокус внимания…

Рассмотрим работу нашего внимания на примере образа лимона. Располагаемся удобно. Глаза закрыты. Мысленно представляем себе спелый, сочный лимон. Берём его в руку, ощущаем шероховатый на ощупь, пористый и упругий объем. Представляем цвет, запах, блики света. Подносим к лицу, вдыхаем аромат. Вспоминаем, какая у него прохладная, влажная, нежная, сочная мякоть.

А теперь мысленно широко открываем рот и откусываем большой кусок, и, начинаем есть лимон, холодный, кислый, душистый сок растекается по всему рту. Проглатываем кусок и кусаем новый…

Теперь посмотрим, как организм реагирует на наш воображаемый ОБРАЗ лимона, на котором мы сосредоточили фокус нашего внимания. Слюна во рту появилась? Да! Мы просто ПРЕДСТАВИЛИ, что едим лимон и всё; остальную работу сделал организм. Главное, образ лимона в сознании, а механизм реализации и действия автоматически и неосознанно активизирует нужные ответные реакции..

На примере образа лимона мы можем понять, как действует психотерапия – работа с образами, фокусом внимания и воображением – это её механизмы, которые лежат в основе психокоррекции. Тюнинг мозга осуществляется целенаправленным и сознательным обращением нашего фокуса внимания в нужном направлении. Это только один из «ключей», это ещё один из наших «кирпичей», которые нам нужны для работы над собой.

Принцип работы мозга у взрослых людей примерно одинаков, т.е. наш мозг работает через посредников, роль которых выполняет ОБРАЗ, СЛОВО, ДЕЙСТВИЕ., т.е. поведение, понимание, представление. Однако, лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать и раз отрезать. Слово ЗДОРОВЬЕ, УСПЕХ и СЧАСТЬЕ – это есть те посредники, через которые нам надо иметь то, что называется здоровьем, успехом и счастьем. Словами хорошо манипулирует сознание, но наше тело абстрактных слов не понимает. Слово «Здоровье», «Успех» и «Счастье» для нашего тела сплошная АБРАКАДАБРА. Вот почему нам нужен визуальный ОБРАЗ, слова относятся ко второй сигнальной системе, а наше тело работает в первой сигнальной системе, что делать, как быть?

Всё просто, как и гениальное. Мы должны зрительно, т.е. визуально представить, а потому и почувствовать, как это было у нас с образом лимона. Мы должны создать в воображении зрительное представление образа здоровья. Таким образом, мы осознанно и целенаправленно сможем контролировать и управлять функциями организма: сознание даёт организму задачу в виде образа достижения, а тело начинает чувствовать и выполнять поставленную перед ним задачу.

Когда мы приступаем к работе и ставим ясную, чёткую, реальную, конкретную задачу, то организм сразу же бессознательно и автоматически начинает её воплощать в реальной жизни.

Когда мы работали с образом лимона, то о слюне и не думали, реакция на слюноотделение мы получили совершенно автоматически и бессознательно, реакция получилась сама собой: организм отозвался на предъявленный ему образ. Этим мы и пользуемся, когда проводим технологию «Картинная галерея», «7-ь хрустальных шаров» и пр. А вывод такой – мысль и образ могут воплощаться в нашем теле. Значит с помощью ОБРАЗА (представление) и СЛОВА либо МЫСЛИ (понимание) мы берём под свой контроль и управление нашим организмом в свои руки, подчиняя поступки, действия и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (бытие).

Восьмой камень. Обратная связь.

Природа вмонтировала в нас механизм саморегуляции, который в основном основан на системе «обратной связи». Механизм творчества, принятия решения и реализации действует по схеме наведения «баллистических ракет». Закладываются координаты цели и того места, откуда стартует ракета. Система наведения основана на обратной связи». С помощью «обратной связи» постоянно идёт сравнение между тем, что ЕСТЬ и тем, что должно БЫТЬ – в результате вырабатывается сигнал «ошибки», который усиливается, оценивается, обрабатывается и подаётся на систему реализации и управления.

По такой же схеме работает и психика человека. Сигнал «ошибки» с отрицательным знаком означает, что организм реализации должен произвести перегруппировку, коррекцию, т.е. изменить ориентацию. Таким образом мы различаем негативную и позитивную информацию. Любая негативная информация в «разумных пределах» обычно для человека является средством предупреждения, чтобы он задумался о происходящем.

В случае же СТРЕССА, когда появляется излишек негативной информации, в механизмах «принятия решения» и «механизмах реализации» может возникнуть «тормозная реакция» возникает ПРОБЛЕМА (короткое замыкание, вылетают пробки), если проблему не решать. То возникает внешний или внутренний КОНФЛИКТ, который поддерживается чрезмерным эмоциональным напряжением. Человек подобно «торпеде» идёт «кругами»!

Таким образом, чрезмерная негативная информация, перенапряжение – включает сильнейшую негативную, отрицательную обратную связь и тем самым «блокирует» механизмы принятия решения и реализации. Поэтому волнения, озабоченность, тревога, депрессия, страхи – ломают привычный и правильный автоматический механизм «обратной связи».

Конечно, биологическая обратная связь в человеческой психике устроена значительно сложнее, чем это в ракетах и торпедах. У человека, например, осуществляется два одномоментных и одновременных процесса. Один – избегание не желательного. Другой – достижение желаемого. В случае верного решения и правильного действия по достижению заданной ЦЕЛИ, человек испытывает УДОВОЛЬСТВИЕ, он удовлетворён – это можно назвать «положительным подкреплением», т.е. специфическим позитивным подкреплением. Если человек НАГРАДИЛ себя и купил себе шоколадку, то такое ПОДКРЕПЛЕНИЕ будет называться неспецифическим подкреплением. Положительная и позитивная информация, в разумных пределах, служит сигналом – «Так держать!», ваш курс верный, правильный.

В случае же чрезмерной позитивной и положительной информации, в механизме реализации также как и в случае негативной информации, возникает «застойный очаг возбуждения», который будет тормозить все остальные «доминанты», человека «заклинивает» на данном способе и он начинает повторять один и тот же способ реагирования и действовать, раз за разом повторяя этот «удачный» способ поведения, даже если он уже не приносит удовлетворения потребности в данной ситуации, а ведь нужно делать что-то иное. Чрезмерное увлечение успешным вариантом действия может оказать «медвежью услугу», если изменится контекст, а человек не изменит своё поведение.\

Неудача, «ошибка», результат с негативным действием, тем более повторяющейся, снижает уровень ПРИТЯЗАНИЯ и побуждает человека помимо его ВОЛИ, к выбору более лёгких путей, планов, целей и задач; человек «мельчает».

Неудача, результат с негативными последствиями, при условии слабой МОТИВАЦИИ, приводит человека к выбору лёгких путей и мелких целей, которые гарантируют успех. Так, начинает мельчать человек, сам того не замечая.

Достижение же УДАЧИ, достижение результата с позитивными последствиями, вырабатывает, вырабатывает УСТАНОВКУ на достижение ЦЕЛИ, повышает МОТИВАЦИЮ, укрепляет ВОЛЮ человека. Вот почему так важно, чтобы на сеансах психотерапии, пациент ВСЕГДА добивался, пусть маленьких, но ПОБЕД, пусть он находит с помощью маятника спрятанные предметы, успешно осваивает экстрасенсорику и т.д. и т.п.

В случае неудачи, но при имеющейся очень сильной МОТИВАЦИИ на исполнение задуманного, также (как и в случае успеха) может выработаться устойчивая бессознательная фиксированная установка на избегание «ошибок» и «неудач». Хотя в НЛП нет понятия ОШИБА, а есть понятие отрицательная обратная связь. Установка на избегание неудач рассматривается психологией как специфический человеческий МОТИВ личностной деятельности.

Творческий механизм достижения успеха

Природа вмонтировала в людей механизм творчества, который функционирует, даже если мы об этом не знаем, всюду и всегда, даже во сне и более эффективно, чем при бодрствовании.

То, что мы называем личностью – есть внешнее свидетельство уникальной творческой индивидуальности или свободное и полное выражение, нашего внутреннего, истинного «Я».

Механизм реализации задуманного, действует по схеме наведения «баллистических ракет», закладывается цель, координаты. Сама же система наведения и достижения цели, основана на «обратной связи», пока не получен результат. С помощью механизма «обратной связи» идёт постоянное сравнение между тем, что есть и тем, что нужно – в результате вырабатывается сигнал «ошибки», который усиливается, прорабатывается и подаётся в механизм реализации для уточнения курса. По такой же приблизительно схеме работает и психика человека.

Негативная информация, т.е. отрицательная обратная связь обычно для человека является средством предостережения, сигналом опасности. Сигнал ошибки – это знак, что надо делать что-то иначе! Но, картина резко меняется, если негативная информация поступает в избыточном количестве или внутренний сервомеханизм слишком чувствителен; тогда вместо коррекции курса, происходит реакция её полного торможения.

Излишняя негативная информация, напряжение, фрустрация и торможение реакций идут рука об руку. Это бывает при «заклинивании» на каких-то проблемах, чрезмерном эмоциональном реагировании на что-либо, а также избыточный сознательный конт роль, т.к. в чрезмерных количествах это мешает принимать решения, делать выбор и вовсе тормозится всякое движение к цели, о позитивном и положительном результате можно только мечтать…

Наш внутренний механизм достижения желаемого, т.е. бессознательный, автоматический сервомеханизм, всегда действует в режиме биоавтомата, в соответствии с выявляющимися обстоятельствами и заложенными в него данными.

Чрезмерные напряжения, чрезмерная мотивация и эмоциональность, излишняя озабоченность результатами – включает сильнейшую отрицательную обратную связь, повышается сознательный самоконтроль и тем самым «блокируется» наш сервомеханизм ждостижения цели.

Такое явление мы наблюдаем при заикании, неврозе ожидания неудачи и т.д. правильные ответы и решения приходят лишь потом, когда мы успокаиваемся, и напряжение спадает, а далее дело за внутренним механизмом саморегуляции.

Тревоги, волнения, страхи, депрессия, стрессы – ломают правильную и автоматическую работу сервомеханизма саморегуляции и приводят к разного рода нарушениям – неврозам, психосоматическим заболеваниям, психозам и т.д.

Сознанию трудно справляться с информационным потоком, в нём обычно проходят процессы воображения и целеполагания, накапливается информация, оцениваются сведения, формируются взгляды и суждения. Однако, сознание само по себе не в состоянии реализовать принятые решения. Как информационный центр, сознание плохо выполняет конкретную работу (у него иные функции), его дело ставить и очерчивать, решать, а вот приводить в исполнение принятые решения и разрешения проблем и задач практически, реализуя планы – дело подсознания и бессознательного…

Выполняет принятые сознанием решения – подсознание, которое обладает опытом, навыками, стратегиями и тактиками и ведает автоматическим механизмом достижения, т.е. творческим механизмом достижения конкретных результатов.

Подсознательный автоматический механизм реализации не любит, когда в его работу вмешивается и контролирует сознание, тогда он просто перестаёт работать, останавливается, почему? Поэтому, чтобы добиться желаемого, нужно не давить на свою волю, а, наоборот, сознательно поставив цель, расслабиться, успокоиться, предоставив подсознанию достигнуть её экологически чистыми и эффективными методами, при этом, не влезая в механизм подсознательного исполнения.

Заботиться, нервничать, переживать – тогда, когда мы намечаем цель, ищем ресурсы, нейтрализуем ограничения – может быть и оправдано. Но, коль уж цель выбрана и принято решение, то мы должны успокоиться и дать механизму достижения реализовать цель, чтобы получить результат.

Если мы сознательно начнём беспокоиться, влазить сознательно в процессы дочтижения и реализации цели. то механизм достижения просто будет бастовать. Так, излишняя и чрезмерная предупредительность, чрезмерная маниакальность, чувство ждолга, ощущение стыда, угрызения совести, повышенная забота – хороши при принятии решения. Но совершенно не уместны, когда включается реализация задуманного.

Когда выбор сделан. Принято решение и человек расслабился и отбросил сознательную ответственность, полностью полагаясь на подсознание, то больше шансов того, что результат будет получен; верующие сказали бы: \2на всё воля \бога, полагайся на него!», - таким образом, мы растормаживаем творческие интеллектуальные, практически автоматические и бессознательные механизмы интуитивного опыта, позволяя им действовать свободно и непринуждённо и тогда они служат нам вдвойне. За исполнением результата хорошо заботиться мать-природа, главное, чтобы пациент расслабился. Успокоился и дал возможность своему автоматическому подсознательному сервомеханизму достичь того, что «проработано» и заложено сознанием в подсознание для реализации в виде визуального (образа) представления.

Механизм творческого бессознательного и автоматического достижения результата реализует желаемое. Только после этого мы можем дать сознательную оценку достигнутого результата, чтобы наметить новую цель, предоставив подсознанию её достигнуть.

Бесчисленные исследования доказывают, начиная с йоги и кончая \нлп и психоанализом, свидетельствуют, что в особо сложных случаях, УСПЕХ, как правило. Достигается через «капитуляцию и пассивность», а не активность в стадии реализации цели. активность нужна, но на стадии выработки решения и при необходимости физических действий.

Таким образом, через расслабление, а не напряжение. Мы достигаем цуели. Сознательно, многократно отрабатывая «образ достижения», себя желательного «Я», мы отбрасываем всё, ослабляем мышечный зажим и предоставляем позаботиться о судьбе принятого решения бессознательным механизмам.

Все мы люди, а не только композиторы, поэты и певцы – обладаем механизмом достижения успеха, и он всегда будет действовать активно, участвуя в реализации решении й наших проблем.

Учёные доказывают, что, то именуемое «талантом» является не что иным, как умение пользоваться «естественным процессом- подсознательным механизмом достижения».

Творческая интуитивная деятельность в противоположность сознательно-волевой, всегда самопроизвольна, всегда естественна. Даже самый искусный пианист не сможет сыграть простейшую композицию, если во время игры, каждый раз будет напрягаться.

Станиславский ставил эксперимент, заставляя студентов поднимать за одну ножку рояль и декламировать какой-либо монолог, а затем тоже самое, но без рояля, понятно что получилось?

Если некоторые люди слишком застенчивы и робки в обществе, то причина часто бывает в том, что они слишком озабочены, чрезмерно контролируют себя, чрезмерно стараются что-либо делать или не делать, тщательно и сознательно контролируют каждое движение и слово, обдумывают каждую фразу; т.е. не доверяют своему внутреннему подсознательному автомату. Когда же такие люди «отпускают тормоза» и перестают стараться, тревожиться и постоянно контролировать своё поведение; то они начинают жить и вести себя творчески, спонтанно – словом, быть самими собой, настоящими.

Итак, мы прекрасно понимаем, что наш творческий механизм действует в полную силу лишь в условиях минимального вмешательства сознания, а такое условие максимально соблюдается в состоянии диссоциации, т.е. транса. Когда мы в трансе (изменённое состояние сознания), то рефлекторно расслабляемся, а это лучшее условие для творчества, появляется идеальная возможность функционировать без помех.

А. С. Пушкин множество стихотворений написал во сне, а М. Менделеев открыл свою таблицу: «утро вечера мудренее!», - говорит народная пословица, в которой заключается объяснение механизма действия саморегуляции.

Процесс обратного распределения

В метафорическом смысле наши нервные сети имеют сложную «ячеистую» структуру в виде голограммы, символические ВЕСЫ и МАЯТНИК, обратная связь – всё это присутствует и работает. Нейронная сеть головного мозга в символическом смысле можно сравнить с компьютерной системой. «Мозговая Сеть» используется для разного рода процессов, например, для распознавания сложных паттернов. Механизм РАСПОЗНАВАНИЯ включает в себя ряд вспомогательных элементов, служащих для создания своего рода «МОДЕЛЕЙ» того или иного паттерна, явления, события или действия.

МЕХАНИЗМ РАСПОЗНАВАНИЯ представляет собой функцию весов и маятника с обратной связью к нейронной сети. Это механизм мозг использует совершенно бессознательно и автоматически. Качество модели определяется результативностью всей нервной системы.

Ценность «нервный связей» заключается в том, что они способны научиваться распознавать паттерны ЭВРИСТИЧЕСКИ, как функцию повторяющегося ОПЫТА, который складывается в результате дифференцировки на основе механизма подкрепления – «наказание – поощрение».

«Модель ВЕСОВ» регулируется согласно определённому КОДУ или ПРАВИЛУ, обучаясь, каждый раз, когда «нервная сеть» всё лучше и лучше распознаёт конкретные данные и реагирует на них. Так ребёнок учится распознавать свою мать и других людей – это процессы дифференцировки.

Обычно стратегия обучения для «голографической нейронной сети» является «обратное распределение». Сосредоточение ВНИМАНИЯ на определённой особенности подобна процессу наделения «весов» или «маятника» ЗНАЧИМОСТЬЮ того или иного элемента системы. Например, если ребёнку сказать «подними глаза вверх и влево», в то время как он пытается научиться правильно писать какое-то слово, то тем самым мы придадим большее значение и весомость положению глаз при грамотном письме.

Таким образом, этапы модели или процедуры направляют внимание человека на различные аспекты и черты его опыта. Это «перемещение внимания» - создаёт своего рода Аттрактер», который стимулирует в человеке САМООРГАНИЗУЮЩЕЕСЯ поведение. Например, если вы заметите, как теннисный мяч коснулся земли, прежде чем долетел до вас, это автоматически повлияет на то, как вы взмахнёте ракеткой, чтобы его отбить.

С помощью данного механизма модель самосовершенствуется в процессе опытного применения, поведения САМООРГАНИЗОВЫВАЕТСЯ. Поправки идут как результат сравнения реального и желаемого результатов и вносятся в систему до тех пор, пока не будет выработана наиболее эффективная элементарная модель, которая уже в свою очередь оказывает благотворное влияние на организм и личность человека в целом.

Обращаем внимание на то, что процесс «Обратного распространения» более совершенен и фундаментально отличается как от простой «обратной связи», где результатом деятельности является «сигнал ошибки», так и от попытки логического, статического обоснования теории через анализ поступающих результатов.

Феномен ОБРАТНОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ подразумевает непрерывную регулировку самой системы как функцию сравнения её результатов с желаемым «образом достижения». моделирование включает в себя:

1. Попытку применить шаги, стратегии и особенности, определяемые моделью, в соответствующем контексте;

2. Концентрацию на достигнутых результатах и сравнение их с желаемым результатом;

3. Регулировка мер и особенностей, предлагаемых моделью, с помощью ЦЕЛЕЙ, которые повышают «степень приближения»;

4. Попытку применить новые ПЛАНЫ и «настройки» модели и продолжающиеся попытки повторения процесса до тех пор, пока пациент, на которого рассчитывается эта МОДЕЛЬ, не достигнет требуемого «порогового» уровня желаемого результата;

5. Выработка КОДА.

По мнению Грегори Бейтсона: «Если хочешь подумать о чём-либо, лучше думать об этом так. Как думает оно само». Понятие «конгруэнтность кода» подразумевает наиболее эффективную, экологическую чистую модель, в которой взаимосвязи между элементами соответствуют взаимосвязи внутри системы элементов моделируемого явления у пациента.

Девятый камень. УСТАНОВКА

Теория УСТАНОВКИ, детальнейшим образом разработанная классической советской школой под руководством Д. Н. Узнадзе. Что для западных психотерапевтов стало открытием, равным по значению разве что с открытием психоанализом БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. Фундаментальный вклад в развитие проблемы УСТАНОВКИ после Узнадзе, внёс Ф. Б. Басин.

Исторически так сложилось, что западные психологи только в 60-х годах ХХ века открыли для себя концепцию Д. Н. Узнадзе, что стало настоящей сенсацией, после которой психоанализ стал меркнуть и отдавать свои позиции как практического метода психотерапии. Эта сенсация дала академику Узнадзе Нобелевскую премию и заставила пересмотреть многие теории и методологии во многих психотерапевтических школах и направлениях психологии. Так запад оценил открытие УСТАНОВКИ.

В зарубежной психологии первые попытки классифицировать различные значения, вкладываемые в понятие УСТАНОВКА, принадлежат Гибсону. Его классификация объясняла УСТАНОКУ через множество таких аналогий как «схема», «ожидание», «намерение», «гипотеза» и т.д. Его классификация заключала около восьми, как минимум, объяснений установки, что дало ему право заявить: «Никакого общего значения не может быть выявлено, кроме массы двусмысленных противоречий. Термин же «установка» оказывается связанным с разными совершенно противоположными вещами».

Таким образом, Дж Гибсон систематизировал всевозможные проявления установки, распределив их по нейрологическим уровням, но за обширным кругом этих проявлений, он не сформулировал общего, фундаментального ядра установки.

Дж Кандор решил ликвидировать двойственность приписываемую установке, но вплотную к современному пониманию основных функций установки подошёл Дж Фридман (1939), который повторил опыты с собаками по методике И. П. Павлова. Он заявил, что УСТАНОВКА обеспечивает СОГЛАСОВАНОСТЬ поведения, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ поведения и плавные переходы от одной реакции к другой. Собака, поставленная в станок «застывает» в выжидательной позиции, задолго до предъявления ей условного стимула, которую Павлов называл ориентировочной реакцией. Другим примером может служить бегун, который срывается с места (фальтстарт) не дожидаясь пистолетного выстрела. Следовательно, существует некий внутренний фактор, определяющий реакцию на внешний раздражитель, а в ряде случаев и сам выступающие как её причина.

Вот таким фактором, организующим и поддерживающим поведение, придающей всей поведенческой деятельности целенаправленный и избирательный характер, по мнению Фридма-на и явилась УСТАНОВКА. Выявив основные функции установки, он приступил к поискам её материального субстрата, её «физиологической подстилки» и он её нашёл. Позднее Хасай Алиев назовёт подобную реакцию «психофизиологической саморегуляцией».

УСТАНОВКА – общее состояние организма. Любая физическая активная деятельность, разыгрывается на «тоническом» фундаменте. ТОНИКА – опережает любую реакцию, поддерживает её, участвует в переключении с одной физической реакции на другую. Основываясь на физических факторах о ТОНИКЕ, по работам Ч. Шерингтона, Фридман формулирует представление об УСТАНОВКЕ на языке физиологии: «Установка представляет собой центральное выражение ограничивающего влияния пропреоцептивной тонической активности на экстероцептивную физическую активность».

По этому поводу И. И. Сеченов высказался весьма тривиально: «В теле замечается непрерывный ряд движений.. одни из них появляются как-то бесцельно, машинально, а между тем в очередной связи с душевными движениями». Каждый психотерапевт знает, как качается «маятник» в руке у пациента.

Согласно теории установки по Д. Н. Узнадзе, УСТАНОВКА не может быть актуализирована, если отсутствует внутренний фактор: ПОТРЕБНОСТЬ, МОТИВ, ПРОШЛЫЙ ОПЫТ, а ситуация удовлетворяющая потребности, выступающая, как необходимое условие актуализации, но уже имеющейся, готовой установки.

Понятие УСТАНОВКА в школе Д. Н. Узнадзе представляется целостным психофизиоло-гическим состоянием индивида, которое является результатом закрепления и якорения предшествующего опыта. Тем самым, УСТАНОВКА представляет собой психическое состояние субъекта, отражающее отношение объекта к реальной действительности при той или иной деятельности.

Олпорт сформулировал следующее:

1. Установка - бессознательная стадия любого зарождающегося поведения, действия, реакции или деятельности.

2. Установка подготавливает, поддерживает протекание и завершение поведенческий акт либо деятельность организма.

3. Установка – это динамический агрегат, посредством которого проводится сличение получаемых результатов с потребными целями.

4. Установка активизирует одни реакции и затормаживает другие реакции при данном поведении или деятельности.

5. Установка – общий агрегат регулирующий как восприятие, так и хранение и воспроизведение действий и реакций организма.

Таким образом, можно выделить биологические, социальные и душевные (культурологические) установка. Отсюда установки бывают поведенческие, тактические, стратегические, целевые, смысловые, идеологические и пр.

Брунен исследовал процессы восприятия и заявил, что каждый акт восприятия – это последовательная цепь решений, подчиняющихся общей стратегической установке.

Брунен называл процесс категоризации построением «внутренней модели мира». обучаясь воспринимать мир, мы строим внутреннюю модель, мы обучаемся тем отношениям, которые существуют между свойствами объектов и явлений; обучаемся предсказывать и контролировать, что за сем должно идти, что за чем может появиться, что может случиться. Такой процесс называется вероятностным прогнозированием. Планированием ведает наш РАЗУМ. Смыслом и целями руководит РАССУДОК, а установками ведает – Ум. Это как бы…

Предсказать появление события можно только в том случае, если модель мира, на основании которой производится предсказание - репрезентативна, т.е. если она соответствует явлениям и событиям нашего внешнего мира. Тогда мы ведаем, ведём, контролируем и управляем процессом и поступаем потому АДЕКВАТНО и ЦЕЛЕСООБРАЗНО, даже если делаем это совершенно автоматически и совершенно бессонательно – умом.

По Бруннеру, отражать мир – это значит конструировать внутреннюю модель мира и з сенсорных данных: «Мы можем с достаточной уверенностью утверждать, пишет автор, что мозговые отражения мира строятся по типу МОДЕЛЕЙ, и далее, «подобно тому, как наш мозг функционирует отражением реального внешнего мира – фактической ситуации настоящего момента и пережитых, т.е. памятью ситуаций прошедшего времени, он должен в какой-то мере обладать способностью «отражать», т.е. по сути дела конструировать не ставшую ещё действительностью ситуацию непосредственного предстоящего, которые его биологические потребности побуждают его реализовывать». По сути это некая машина времени.

Таким образом, просматривается некая прямая и обратная связь между идеями Брунера и Бернштейна, т.е. в принципе построения модели мира.. Именно на основании модели мира, соответствующей реальной действительности, осуществляются акты «заглядывания» в будущее и регулирование деятельности субъекта.

Работа Стивенсона основывается на том, что «сетка» (решётка или соты) категорий наложенные на громкость, яркость, высоту тона, удалённость т.е. на субмодальные различения (элементарные свойства физических стимулов – триггеров и якорей, условных и безусловных стумулов) воспринимаются через «призму» категорий.

С точки зрения Брунера, субъект никогда не воспринимает «сырой материал», «чистый стимульный процесс»; уже при своём рождении индивид уже сравнивает их с по-видимому врожденными категорийными наборами. Особое значение Брунер прилагал категории «причина и следствие» и меньше – «смысл и цели».

Брунер предположил четыре механизма опосредующих перцептивную готовность: группировка и интеграция, упорядочение готовности, установление соответствия и фильтрация.

Понимание УСТАНОВКИ как готовности субъекта к реагированию, всегда присутствовала в психологии. Выделить УСТАНОВКУ в чистом виде и ответить на вопрос; какова сущность понятия УСТАНОВКА удалось только советской школе психологии.

Социальные психологи под установкой одномоментно понимают и состояние готовности, обусловленной потребностью и мотивом, так и одной из возможных попыток решения вопроса по А. Леонтьеву – это напоминает нейрологическую иерархическую лестницу мышлении. Леонтьев предположил, раз есть потребности. То природой должны быть предусмотрены механизмы их реализации в виде инстинктов, опыта, культуры. Механизм это сложный и комплексный состоящий из действий, мотивов, потребностей. Как осознанного, так и бессознательного характера.

Соответственно представлениям А. В. Леонтьева и положению Д. Н. Узнадзе выделяют виды, типы и уровни установок; например, мотивы, цели. Условия осуществления и реализаторы установок.

Ведущим уровнем регуляции деятельности является смысловая установка, активизи-рующаяся мотивом и выступающая в форме отношения субъекта к целям действия.

Можно разбить установки на биологические, социальные и культуральные, а также по времени; быстро реализуемые, средне и длительно реализуемые и пр. градации типа: поведенче-ских, ориентировочных, когнитивных, креативных и т.д.

Итак, можно выстроить иерархию установок; поведенческие, тактические, стратегиче-ские, целевые, смысловые, идейные, ценностные мировоззренческие и пр..

Смысловая установка – есть некая форма личностной готовности к совершению определённой деятельности. Основные функции смысловой установки заключается в том, что она определяет общую устойчивость и динамику деятельности. Эту функцию смысловой установки прежде всего можно уловить в проявлении тенденции в выборе тех или иных целей, соответствующих данному мотиву деятельности.

В том случае, если осуществляется процесс целеобразования он приводит к возникнове-нию целевой установки. Под целевой установкой понимается готовность к достижению осознан-ного предвидимого результата, определяющая избирательность и устойчивость данного конкрет-ного действия. Целевая установка выполняет по отношению к деятельности избирательно-регулирующую функцию, тогда как смысловая осуществляет контролирующую функцию.

Следующим, ниже расположенном нейрологическом уровне регуляции, контроля и реализации деятельности лежит операционная установка. Под операционной установкой понимается готовность субъекта к осуществлению определённого способа действия, которая возникает в ситуации разрешения задачи на основе предвосхищения. Оперяющегося на прошлый опыт поведения в подобного рода ситуац


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: