Язычество славян. Принятие христианства. Византийско-древнерусские связи. 5 страница

В 1802-1811 гг. проводилась министерская реформа. Старые петровские коллегии заменялись министерствами, где дела по каждому ведомству решались единолично министром, ответственным только перед императором. Сначала в 1802 г. учреждалось 8 министерств. В 1811 г. число министерств увеличивалось до 12. Созданная при Александре I министерская система с некоторыми изменениями просуществовала до 1917 г.

В 1808 г. Александр I поручил М.М.Сперанскому разработать проект государственных преобразований. В октябре 1809 г. предложение под названием «Введение к Уложению государственных законов» было представлено императору.

План содержал стройную систему центральных и местных учреждений на основе «разделения властей» при независимости судебной власти и ответственности исполнительной власти перед законодательной. Предусматривалась выборность распорядительных и исполнительных органов власти четырех степеней: на уровне волости, уезда, губернии и империи. Но участие в управлении предоставлялось лишь лицам, обладавшим имущественным цензом.

Предполагалось создать высший представительный орган с законодательными полномочиями – Государственную думу, а на местах – губернские, окружные и волостные думы. Высшая исполнительная власть представлялась министерствам, на местах – губернским, окружным и волостным управлениям. Высшим судебным органом империи объявлялся Сенат, которому подчинялись губернские и окружные суды. Высшим органом, призванным объединить деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей являлся Государственный совет. Ни один законопроект не мог получить силы закона, если он не прошел обсуждения в Государственном совете с последующим утверждением императора. Сенат, министры и члены Государственного совета не избирались, а назначались императором. Таким образом, система органов власти в проекте Сперанского нисколько не нарушала прерогатив императора как самодержавного монарха, но могла способствовать началу конституционного процесса в России.

Александр I признал проект М.М.Сперанского «удовлетворительным и полезным». Был составлен и календарный план проведения в жизнь проекта (в течение 1810-1811 гг.). Однако его действия встретили упорное противодействие высших сановников. Александр I отклонил проект. Единственное, что воплотилось в жизнь – это учреждение в 1810 г. законосовещательного Государственного совета при императоре, в который вошли все министры (по их должности), а также лица из высших сановников по назначению императора.

Изменения внутриполитического курса Александра I были связаны с европейской реакцией 1815-1825 гг. В это время Александр I проводит ряд реакционных мер, наиболее жесткой из них являлось учреждение с 1816 г. военных поселений – часть государственных крестьян переводились на положение военных поселян, которые сочетали сельскохозяйственный труд с военной службой. На деле жизнь в военных поселениях превратилась в настоящую каторгу. Поселения и ведавший их устройством А.А.Аракчеев вызывали всеобщую ненависть, что привело к бунтам.

В 1822-1824 гг. были изданы указы, в которых вновь запрещалось крестьянам жаловаться на жестокость помещиков, восстанавливалось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В армии началась палочная муштра, усилились гонения на просвещение и печать. С начала 1820-х годов царя все больше охватывали мистические настроения. Многие историки объясняют это тем, что Александр I ощущал неудачу задуманных реформ как провал главного дела своей жизни и искал утешения в религии и мистике.

После смерти Александра I, междуцарствия и восстания декабристов на российский престол вступил брат Александра I Николай I (1825-1855 гг.). Личность Николая I неоднозначно оценивалась как современниками, так и историками. Правление Николая I справедливо считается одним из самых реакционных периодов нашей истории. Император прославился бескомпромиссной борьбой с революционными и либеральными направлениями общественного движения не только в России, но и во всей Европе.

Основные мероприятия Николая I сводились к укреплению самодержавной власти, дальнейшей централизации и бюрократизации управления страной. При Николае I Государственный совет окончательно потерял свое значение в решении государственных вопросов, а система министерств, созданная при Александре I, была фактически подменена органом, получившим огромное влияние, - Собственной Его Императорского Величества канцелярией (1826 г.). Канцелярия вмешивалась во все стороны жизни страны. Значительно увеличился штат аппарата чиновников (около 70 тыс. человек). Особой задачей Николай I считал укрепление полицейского аппарата, используя для этого III-е отделениеСобственной Его Императорского Величества канцелярии, призванное осуществлять политический сыск и надзор в стране под личным руководством императора. В 1827 г. III-ему отделению был придан корпус жандармов, а вся Россия была поделена на несколько жандармских округов. Следует отметить, что фактически впервые в России была создана эффективная полицейская система, нацеленная на охрану государственного порядка. Одновременно она направлялась на подавление любого инакомыслия, несогласного с крайностями самодержавия и жестокой крепостнической системой. Для этой же цели использовался новый цензурный Устав (1826 г.), названный современниками «чугунным». В 1828 г. был утвержден Устав низших и средних учебных заведений. Он закреплял замкнуто-сословную систему обучения. В 1835 г. вводился новый университетский Устав, лишивший высшие учебные заведения значительной части их автономии.

Крестьянский вопрос оставался центральным в социально-экономической и политической жизни страны. Необходимость отмены крепостного права и изменения социального строя понимали наиболее дальновидные представители правящих кругов. В годы правления Николая I эта проблема обсуждалась в Секретных комитетах. Но эти дискуссии оказались бесплодными. Правительство ограничивалось полумерами, направленными на смягчение крепостного права. В 1841 г. был принят закон о запрещении продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1843 г. права приобретать крепостных лишались безземельные дворяне. В 1837-1841 гг. проводилась реформа государственных крестьян, инициатором которой являлся граф П.Д.Киселев, стремившийся повысить эффективность крестьянских хозяйств и показать помещикам пример отношения к крестьянскому сословию. Реформа улучшила правовое и материальное положение государственных крестьян, составлявших к тому времени около трети населения страны. Конечно, эти мероприятия в области решения крестьянского вопроса не уничтожили крепостного права. Но положение некоторых категорий крестьян было улучшено.

Вступая на престол, Николай I объявил о своем намерении обеспечить России законность и порядок. Он твердо верил, что следование букве существующих законов даст возможность процветания и спокойного развития страны. В связи с этим в его царствование была проведена кодификация российского законодательства. Это ответственное дело было поручено М.М.Сперанскому. Ставилась задача – на основе изучения и классификации старых законов создать новое законодательство. Работа привела к публикации «Полного собрания законов Российской империи», начиная с Соборного Уложения 1649 г. (45 томов), и «Свода законов» (15 томов), созвучных современному правовому положению страны.

 

К началу XIX в. определились два основных направления во внешней политике России:

- ближневосточное – стремление к укреплению своих позиций в Закавказье, на Черном море и на Балканах, и

- европейское – участие в коалиционных войнах 1805-1807 гг. против наполеоновской Франции.

Россия активизировала свою политику в районе Кавказа и Закавказья. Обстановка здесь обострилась в 90-х гг. XVIII в., когда Иран предпринял активную экспансию в Грузию. Царь Восточной Грузии неоднократно обращался к России с просьбой о покровительстве. 12 сентября 1801 г. был издан манифест Александра I о присоединении Восточной Грузии к России. Царствовавшая грузинская династия лишилась престола, а управление Восточной Грузией перешло к наместнику русского царя. В 1803-1804 гг. на тех же условиях в состав России вошли княжества, составлявшие Западную Грузию.

После присоединения Закавказья перед правительством встала задача обеспечить стабильную обстановку на Северном Кавказе. В годы правления Александра I генерал А.П.Ермолов начал продвигаться в глубь Чечни и Дагестана. По мере закрепления русских войск возрастало сопротивление горских народов. В конце 20-х гг. XIX в. это сопротивление оформилось в религиозно-политическое течение мюридизм. Оно подразумевало непримиримую борьбу против «неверных», т.е. русских. Наиболее широко это движение было распространено в Дагестане, в котором сложилось своеобразное государство на религиозной основе – имамат. В 1834 г. имамом (главой государства) стал Шамиль, который создал сильную армию. Под руководством Шамиля началась борьба против русского присутствия на Северном Кавказе, продолжавшаяся около 30 лет. К концу 50-х гг. XIX в. государство Шамиля стало клониться к закату, началось его внутреннее разложение. В августе 1859 г. после ожесточенной битвы пало последнее убежище Шамиля – аул Гуниб. Имамат прекратил свое существование. Так завершилось присоединение к России территории Северного Кавказа.

Присоединение Грузии столкнуло Россию с Ираном, претендовавшим на эту территорию. Начавшаяся в 1804 г. война с Ираном велась Россией успешно. По заключенному в октябре 1813 г. Гюлистанскому миру Иран признал присоединение к России части ханств Северного Азербайджана. В 1806 г. началась война России с Турцией. В 1812 г. в Бухаресте был подписан мирный договор, по которому к России отходила Бессарабия, за исключением ее южной части.

В 1803-1805 гг. в Европе началась полоса наполеоновских войн. 20 ноября 1805 г. при г.Аустерлице (близ Вены) Наполеон разгромил русско-австрийскую армию. Вскоре одержал еще ряд блестящих побед и предложил Александру I мир. Хотя Россия и не понесла никаких территориальных потерь, условия Тильзитского мира (1807 г.) были для нее очень тяжелыми. Союз с Францией ограничивал ее самостоятельность в международных делах. Присоединение (с 1808 г.) к континентальной блокаде, направленной против Англии, наносило сильный ущерб экономике России. Созданное в 1808 г. Наполеоном зависимое от него Герцогство Варшавское было превращено в стратегический плацдарм для нападения в 1812 г. на Россию. Условия Тильзитского мира вызвали сильное недовольство в различных кругах русского общества.

Вместе с тем российское правительство использовало этот момент и для территориальных приобретений. В 1808-1809 гг. проходила русско-шведская война, по итогам которой к России отходили Финляндия и Аландские острова. В составе России Финляндия получила довольно широкую автономию.

В 1810 г. Наполеон открыто заявил о своем стремлении к мировому господству, а также о том, что на пути к нему стоит Россия. 12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона четырьмя потоками вторглась в пределы России. Расчет Наполеона сводился к тому, чтобы, пользуясь численным превосходством своих войск, разбить рассредоточенные русские армии поодиночке в нескольких решающих сражениях у западных границ России. Под давлением общественного мнения Александр I подписал приказ о создании единого командования всеми действующими русскими армиями и о назначении главнокомандующим М.И.Кутузова. М.И.Кутузов, прибыв в войска 17 сентября, для генерального сражения избрал позицию в 120 верстах к западу от Москвы у с.Бородино. Перед Бородинским сражением русская армия насчитывала около 154 тыс. человек и 640 орудий, французская – 134 тыс. человек и 587 орудий. В Бородинском сражении цель Наполеона – разгром русской армии – не была достигнута. Ввиду понесенных потерь и неприбытия обещанных резервов М.И.Кутузов отдал приказ своим войскам об отступлении к Москве, которая 1 сентября была оставлена. На следующий день французская армия вступила в опустевшую Москву. В 80 км от Москвы по Калужской дороге был создан знаменитый Тарутинский лагерь, который сыграл решающую роль в подготовке русской армии к контрнаступлению. В Москве французская армия находилась 36 дней. Попытки Наполеона склонить Александра I к миру были отвергнуты. Из Москвы выступила 116-тысячная боеспособная армия, с огромным обозом награбленных ценностей. После переправы через р.Березину 14-16 ноября началось беспорядочное бегство остатков французских войск. Наполеон передал командование маршалу Мюрату, а сам поспешил в Париж. Из 650 тыс. солдат «Великой армии» Наполеона на родину вернулось не более 40 тыс. 25 декабря 1812 г. был издан царский манифест об окончании Отечественной войны.

1 января 1813 г. русская армия под командованием М.И.Кутузова перешла границу, и начались европейские походы русской армии. В начале марта русские войска заняли Берлин. Решающее значение имело сражение при Лейпциге 4-7 октября 1813 г., названное «битвой народов». Оно завершилось победой над армией Наполеона. После нее территория германских государств была освобождена от французской оккупации. По заключенному 18 мая 1814 г. в Париже миру Франция возвращалась к границам 1792 г.

После крушения Наполеона международный престиж России значительно возрос. Александр I и другие европейские монархи воспользовались победой над Наполеоном для реставрации легитимных монархических режимов в Европе. В сентябре 1814 г. по инициативе держав-победительниц России, Англии, Австрии и Пруссии в Вене собрался международный конгресс, на котором присутствовали 216 представителей всех европейских держав. Они установили новые границы государств в Европе. 14 сентября 1815 г. Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III подписали акт о создании Священного союза, целью которого были охрана новых государственных границ.

В царствование Николая I во внешней политике России на первое место вышел «восточный вопрос». Для России большое значение имел режим черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. В 40-е годы XIX в. проливы были закрыты Турцией для всех военных флотов, что особенно тяжело отразилось на русском флоте. Общеевропейский конфликт на Ближнем Востоке начался в 1850 г., когда впервые между православным и католическим духовенством в Палестине разгорелись споры о том, кто будет главенствовать и владеть святыми местами в Иерусалиме и Вифлееме. Учитывая тот факт, что православную церковь поддерживала Россия, а католическую -Франция, спор между священнослужителями перерос в противостояние этих двух европейских государств. Он и стал поводом к возникновению русско-турецкой, а впоследствии общеевропейской войны. Русская армия насчитывала более миллиона человек, но она была отсталой в техническом отношении.

В Крымской войне (1853-1856 гг.) против России выступала Османская империя, которую поддержали Англия и Франция. В ходе войны можно выделить два этапа. Первый – собственно русско-турецкая кампания (ноябрь 1853 г. – апрель 1854 г.), второй – англо-французская интервенция в Крыму и боевые действия на Кавказе (апрель 1854 г. – февраль 1856 г.).

Разгром турецкого флота в Синопской битве (1853 г.) заставил Англию и Францию объявить войну России. В октябре 1854 г. началась героическая оборона Севастополя, которая продолжалась 11 месяцев. Душой обороны стал адмирал П.С.Нахимов. После его гибели положение ухудшилось, в августе 1855 г. Севастополь пал. В 1856 г. был подписан Парижский мирный договор. Самым тяжелым и унизительным был пункт о так называемой«нейтрализации» Черного моря. В результате Россия потеряла право иметь на Черном море военно-морские силы, военные арсеналы и крепости на его побережье. Это наносило существенный удар по безопасности южных границ России. Роль России на Балканах и Ближнем Востоке была сведена на нет. Поражение в Крымской войне подвело печальный итог николаевскому правлению, выявило экономическое и военно-техническое отставание России, активизировало российскую общественность и заставило правящие круги вплотную заняться реформированием государства.

 

 

В общественной мысли и общественном движении России XIX в. обычно выделяют три основных направления: консервативное, либеральное и революционное.

Зарождение революционного направления связано с движением декабристов. Понимание того, что сохранение самодержавия и крепостничества гибельно для дальнейшего развития России – основная причина зарождения революционной идеологии и тайных революционных организаций. Большое влияние на формирование революционного мировоззрения оказали Отечественная война 1812 г., заграничные походы русской армии, взгляды европейских и русских просветителей.

В Петербурге в 1816 г. возникло первое тайное общество будущих декабристов, получившее название «Союз спасения» (с 1817 г. – «Общество истинных и верных сынов Отечества»). Впервые в истории России в этом документе был поставлен вопрос о необходимости введения конституции. В январе 1818 г. был создан «Союз благоденствия». Программа общества говорила о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества, введении конституционного правления и, главное, об осуществлении этих требований насильственными средствами. В 1821 г. после роспуска «Союза благоденствия» создаются новые декабристские организации – Северное и Южное общества.

Южное общество возникло на Украине. Его руководителем был П.И.Пестель. В 1822 г. в Петербурге было образовано Северное общество. Его признанными лидерами стали Н.М.Муравьев, К.Ф.Рылеев, С.П.Трубецкой, М.С.Лунин. «Конституция» Н.М.Муравьева отражала взгляды более умеренной части участников тайных обществ, «Русская правда» П.И.Пестеля – радикальной. В них содержались требования ликвидации крепостного права, самодержавия, сословного строя, провозглашалось введение широких гражданских прав и свобод, учреждение представительных органов власти. Но если в «Русской правде» речь шла о республике с твердым централизованным управлением, то по «Конституции» предполагалось сохранение конституционной монархии в виде федерации. В ноябре 1825 г. неожиданно скончался император Александр I. По российскому закону о престолонаследии новым царем должен был стать его брат Константин. Однако Константин еще при жизни Александра I отрекся от престола в пользу третьего брата – Николая. В стране сложилась необычная ситуация – междуцарствие. Руководители Северного общества разработали план восстания, назначенного на 14 декабря – день принятия Сенатом присяги Николаю. План состоял в том, что от имени Сената декабристы рассчитывали провозгласить их новый программный документ — «Манифест к русскому народу», в котором были сформулированы их основные требования.

14 декабря 1825 г. заговорщики вывели на Сенатскую площадь около 3 тыс. солдат и матросов. Но Сенат уже присягнул новому императору Николаю. Назначенный руководителем восстания С.П.Трубецкой на площадь не явился. Восставшие оказались без единого военного руководства и обрекли себя на бессмысленную тактику выжидания.

Восстание декабристов было жестоко подавлено. 579 человек были привлечены к следствию, 289 признаны виновными, пятеро руководителей: П.И.Пестель, К.Ф.Рылеев, С.И.Муравьев-Апостол, М.П.Бестужев-Рюмин, П.Г.Каховский повешены.

Движение декабристов стало значительным явлением русской истории. Впервые была совершена попытка изменить социальную и политическую систему России насильственным путем, разработаны программы демократических преобразований и планы будущего устройства страны.

Правительство Николая I осознавало, что идеям декабристов надо противопоставить свою идеологию. Эту задачу попытался решить министр народного просвещения граф С.С.Уваров, выдвинувший в 30-е гг. XIX в. новую правительственную концепцию, ставшую выражением консервативного направления«теорию официальной народности». Ориентиром развития общественного сознания, по мысли С.С.Уварова, должны были служить три взаимосвязанных начала – «православие, самодержавие, народность».

Резкой реакцией на правительственную идеологию стало выступление П.Я.Чаадаева. Он написал цикл «Философических писем». Эта публикация стала крупнейшим событием идейной жизни России. Развернувшиеся в обществе споры вокруг «Философического письма» сыграли значительную роль в общественной жизни России, ускорив оформление вызревавших крупных либеральных идейных течений.

Центрами идейной жизни в 1830-1840 гг. становятся светские салоны, журналы, университетские кафедры. К концу 30-х годов в русском обществе сложились либеральные течения западников и славянофилов. Западники исходили из мысли о единстве исторических путей России и Европы, поэтому полагали, в России со временем должны утвердиться европейские порядки. Иных взглядов на исторический путь России придерживались сторонники славянофильства. По своему социальному положению это были богатые помещики, представители старых дворянских родов. Они больше, чем западники, уделяли внимания древним историческим корням России, роли религии и церкви. Славянофилы считали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Это, однако, не делало славянофилов сторонниками правительственной идеологии. Они были решительными противниками крепостного права, критиковали деспотизм и бюрократизм, с которыми было связано самодержавие Николая I. Общим для западников и славянофилов являлось решительное неприятие революции.

По мере развития общественной мысли от западнического крыла постепенно отделялось особое направление, представителями которого были А.И.Герцен, Н.П.Огарев и В.Г.Белинский. Спасение тысяч людей от нищеты В.Г.Белинский, А.И.Герцен и их единомышленники видели в социализме – справедливом общественном строе, в котором отсутствуют частная собственность и эксплуатация человека человеком. Русские радикалы пришли к выводу, что первой достигнет социалистического будущего не Европа, слишком глубоко погрязшая в буржуазной стихии, а Россия, которой буржуазные отношения пока чужды. Основы «русского социализма» были разработаны А.И.Герценом, который в 1847 г. эмигрировал на Запад. Опорой нового общественного строя в России должна была стать крестьянская община. Постепенно социалистические взгляды получили широкое распространение в русском обществе, способствуя развитию революционного направления общественного движения.

 

 

18 февраля 1855 г. умер Николай I. Перед вступившим на престол Александром II (1855-1881 гг.) встала задача проведения реформ и в первую очередь крестьянской. Впервые о необходимости отмены крепостного права было официально заявлено Александром II в его речи перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 г. Император сказал, что «лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Инициатива преобразований в крестьянском вопросе исходила от государства. Подготовка реформы началась с создания в январе 1857 г. Секретного комитета, который вскоре был переименован в Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости (речь теперь шла уже о гласной подготовке к проведению реформ). При Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии для рассмотрения материалов, представленных губернскими комитетами, и составления проекта Закона об освобождении крестьян. 28 января 1861 г. проект поступил на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета. 19 февраля 1861 г. «Положения» (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны Александром II и получили силу Закона. В этот же день был подписан Манифест, возвещающий об освобождении крестьян из крепостной зависимости.

По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу. Отныне бывший крепостной получал возможность свободно распоряжаться своей личностью:

- вступать в брак без согласия помещика,

- от своего имени заключать имущественные и гражданские сделки,

- открывать торговые и промышленные заведения.

Крестьянам предоставлялось право:

- самим распределять между собой данную им в надел землю,

- раскладывать повинности,

- определять очередность в отбывании рекрутской повинности,

- давать разрешения на выход из общины и прием в нее.

Конкретные экономические условия освобождения крестьян (размеры надела и повинностей за него) фиксировались в уставных грамотах, которые в соответствии со статьями закона должны были составлять помещики при содействии с проводящими на местах реформу в жизнь мировыми посредниками (назначаемыми из местных помещиков), а крестьяне удостоверить их своими подписями.

Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности на всю землю в его имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика, до этого он считался временнообязанным. Из категории временнообязанных они переходили в разряд собственников.

Однако фактическими собственниками своих наделов крестьяне могли стать лишь в том случае, если они выплатили за них всю выкупную сумму. Крестьяне были не в состоянии сразу выплатить выкупную сумму. Дело выкупа взяло на себя государство. Оно сразу выплатило помещикам основную часть выкупной суммы, а затем уже взыскивало ее в виде выкупных платежей с крестьян. За 45 лет крестьяне уплатили с процентами казне в полтора раза больше первоначально установленной с них выкупной суммы.

Обнародованные Манифест и «Положения» 19 февраля 1861 г. вызвали взрыв крестьянского протеста весной-летом 1861 г. Но несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, крестьянская реформа явилась в конечном счете важнейшим прогрессивным историческим актом. Освобождение крестьян дало толчок интенсивному росту рынка рабочей силы. Предоставление крестьянам не только имущественных, но и определенных гражданских прав способствовало развитию их сельскохозяйственного и промышленного предпринимательства.

Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других реформ:

- в области местного самоуправления,

- суда,

- образования,

- печати,

- финансов,

- военном деле.

Разработка этих реформ началась практически одновременно с подготовкой крестьянской. Однако проведение их замедлилось на полтора десятилетия.

Второй по важности после крестьянской реформы 1861 г. можно назвать земскую. 1 января 1864 г. было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», вводившее всесословные выборные органы местного самоуправления – земства. Земства были лишены каких бы то ни было политических функций, сфера деятельности земств ограничивалась исключительно вопросами местного значения. В ведение земств отдавались устройство и содержание местных путей сообщений, земской почты, земских школ, больниц, богаделен и приютов, «попечение» по местной торговле и промышленности, ветеринарная служба, взаимное страхование, местное продовольственное дело, даже постройка церквей. Однако и в пределах этой компетенции земства были поставлены под контроль центральной власти – губернатора (уездные земства) и министра внутренних дел (губернские земства). Земства сыграли немалую роль в решении местных хозяйственных и культурных вопросов. В 1870 г. учреждается городское самоуправление на основе «Городского положения», по которому вводилось городские думы, избираемые на 4 года.

Наиболее последовательный характер носила судебная реформа. 20 ноября 1864 г. были обнародованы новые уставы уголовного и гражданского судопроизводства и судоустройства. Судебные уставы вводили всесословный гласный суд независимый от администрации с участием присяжных заседателей, адвокатов (защитников) и прокуроров (обвинителей). Учреждались две судебные инстанции: окружной суд и судебная палата, объединявшая несколько судебных округов. Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 руб. вводился в уездах и городах мировой суд с упрощенным судопроизводством.

После отмены крепостной зависимости крестьян изменился порядок организации армии и воинской повинности. В 1861-1874 гг. была проведена серия военных реформ. В 1861 г. солдатская служба была сокращена до 12 лет, были отменены телесные наказания в армии. В 1864 г. была реорганизована система военного управления: в стране вводились 15 военных округов со своим управлением, подчиненным лишь министру. В 1865 г. учреждается Генеральный штаб. Ликвидируются кадетские корпуса, взамен создаются военные училища с трех- и двухгодичным сроком обучения. В 1867 г. был принят военно-судебный устав, построенный на принципах судебной реформы 1864 г. Завершающей реформой в военном деле было введение «Уставом воинским» 1 января 1874 г. всесословной воинской повинности для лиц мужского пола, достигших 20-летнего возраста. Устанавливался определенный срок службы (6 лет в армии и 7 лет – на флоте), в зависимости от образования он снижался. В связи с сокращением численности армии на службу призывалось не более 20-23 % лиц призывного возраста.

Демократические преобразования коснулись и народного образования. Устав 1863 г. вернул Университетам автономию. Вводились выборность ректора, деканов, профессоров. Университетский совет стал сам решать все научные, учебные, административно-хозяйственные вопросы. В 1861 г. принимается Положение о начальных народных училищах. Они могли открываться общественными организациями и частными лицами. В 1864 г. был утвержден устав гимназий, который провозглашал равенство для поступления в гимназию всем сословиям (из-за высокой платы гимназическое образование было доступным лишь детям состоятельных родителей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: