Для целей управленческого учета

1. Понятие и формирование учетной политики

2. Выбор вариантов учета и оценки объектов учета

3. Выбор техники, формы и организации управленческого учета

 

1. Понятие и формирование учетной политики

 

Применительно к управленческому учету учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения учета и составления отчетности.

К способам ведения управленческого учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

- организационно-правовая форма организации (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, количество дочерних и зависимых обществ у головной организации и т.д.);

- отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);

- масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);

- управленческая структура организации и структура бухгалтерии финансового и управленческого учета;

- финансовая стратегия организации;

- материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);

- степень развития информационной системы в организации, в том числе управленческого учета;

- уровень квалификации работников, занимающихся управленческим учетом.

Учетная политика организации формируется работником, на которого возложена ответственность за организацию и ведение управленческого учета, и утверждается руководителем организации.

При этом утверждается:

- выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;

- рабочий план счетов управленческого учета;

- форма первичных документов и учетных регистров, используемых в управленческом учете;

- формы отчетов центров затрат и центров ответственности;

- перечень центров затрат и центров ответственности;

- методы калькулирования себестоимости продукции для соответствующих центров затрат и центров ответственности;

- трансфертные цены;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации управленческого учета.

Способы управленческого учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации независимо от места их нахождения.

 

 

2. Выбор вариантов учета и оценки объектов учета

По основным средствам основными элементами учетной политики являются:

- выбор способов начисления амортизации по основным средствам;

- определение сроков полезного использования объектов;

- определение объектов основных средств, стоимость которых не погашается;

- определение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции.

Для целей финансового учета амортизация объектов основных средств производится по одному из следующих способов:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого остатка;

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Для целей налогообложения применяются два метода начисления амортизации по амортизируемым активам:

- линейный;

- нелинейный.

Определение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции. Затраты по ремонту основных средств могут быть отнесены на себестоимость продукции тремя способами:

1) фактические затраты по ремонту основных средств списывают на счета издержек производства или обращения (с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.);

2) создают резервный фонд на ремонт основных средств с последующим списанием на него фактических затрат по ремонту основных средств;

3) фактические затраты по ремонту основных средств вначале учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем равномерно списывают с этого счета на издержки производства и обращения.

По нематериальным активам элементами учетной политики являются:

- способы начисления амортизации по отдельным группам нематериальных активов;

- сроки полезного использования нематериальных активов.

При выборе способа начисления амортизации для соответствующей группы нематериальных активов следует использовать следующие нормативные документы:

- ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»;

- Налоговый кодекс РФ (гл. 25);

- Международный стандарт финансовой отчетности № 38 «Нематериальные активы».

В соответствии с ПБУ 14/2000 по нематериальным активам амортизационные отчисления осуществляются одним из следующих способов:

- линейный способ исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока полезного их использования;

- способ уменьшаемого остатка;

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).

По материально-производственным запасам основным элементом учетной политики является выбор способа (метода) оценки израсходованных материально-производственных запасов. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и Налоговым кодексом израсходованные материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо и др.) разрешается отражать в учете, используя следующие методы оценки запасов:

- по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости, определяемой по окончании каждого месяца по однородным видам материальных ресурсов или по отдельным видам ресурсов;

- по себестоимости первых по времени закупок партий материальных ресурсов (метод ФИФО);

- по себестоимости последних по времени закупок партий материальных ресурсов (метод ЛИФО).

По учету затрат на производство и выпуск продукции элементами учетной политики являются:

- определение перечня центров затрат;

- установление контролируемых расходов по каждому центру затрат;

- выбор ответственности за расходы по каждому центру затрат;

- выбор способа группировки затрат и списания затрат;

- выбор перечня статей калькуляции;

- выбор способа оценки незавершенного производства;

- выбор способа оценки готовой и отгруженной продукции;

- выбор трансфертных цен;

- выбор варианта сводного учета затрат на производство;

определение порядка и сроков погашения расходов будущих периодов;

- выбор способов распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования;

- выбор методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Определение перечня центров затрат зависит от организационных, технологических и ряда других особенностей организации, а также целей управленческого учета.

Установление контролируемых расходов по каждому центру затрат зависит от уровня управления затратами (первого, второго и последующих уровней) и времени осуществления расходов. Перечень контролируемых расходов по каждому центру затрат указывают в формах смет затрат на производство и отчетов по центрам затрат.

Выбор ответственных за расходы по каждому центру затрат зависит от принятой системы управления затратами и уровня соответствующих центров затрат.

Выбор способа группировки расходов и списания расходов на производство. Применяют два способа группировки и списания расходов на производство:

- деление расходов на основные и накладные и исчисление полной производственной себестоимости продукции;

- деление расходов на переменные, условно-переменные и постоянные и исчисление неполной производственной себестоимости продукции.

При первом способе основные расходы учитывают на соответствующих калькуляционных счетах издержек производства и обращения (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»), а накладные – на собирательно-распределительных счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». По окончании месяца накладные расходы списываются со счетов 25 и 26 на калькуляционные счета издержек производства и определяется фактическая производственная себестоимость продукции.

При втором способе переменные расходы учитывают на калькуляционных счетах 20, 23, 29. Условно-переменные расходы предварительно учитывают на счете 25, а затем списывают с этого счета на счета 20 и 23. Постоянные расходы учитываются на счете 26 и по окончании месяца списываются на счет 90 «Продажи».

В управленческом учете можно использовать третий способ – деление затрат на переменные и постоянные и исчисление себестоимости на основе переменных затрат (вариант системы «директ-костинг»).

Выбор перечня статей калькуляции. При установлении перечня статей калькуляции необходимо учитывать отраслевые особенности организации, ее организационную структуру, необходимость обеспечения сопоставимости статей калькуляции в планировании и учете и ряд других особенностей.

Выбор способа оценки незавершенного производства. Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в учете и балансе:

- по нормативной или плановой себестоимости;

- по прямым статьям расходов;

- по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве незавершенное производство отражается в балансе по фактическим производственным затратам.

Выбор способа оценки готовой и отгруженной продукции. Готовая продукция и товары отгруженные могут отражаться в учете и балансе:

- по полной фактической производственной себестоимости (если в учете не используется счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и общехозяйственные расходы списываются на счета 20, 23, 29);

- по неполной фактической производственной себестоимости (если в учете не используется счет 40 и со счета 26 расходы списываются на счет 90);

- по неполной фактической производственной себестоимости на основе переменных затрат (если в учете не используется счет 40 и часть расходов со счета 25, а также расходы со счета 26 списываются на счет 90);

- по полной нормативной или плановой себестоимости (если в учете используется счет 40 и со счета 26 расходы списываются на счета 20, 23, 29);

- по неполной нормативной или плановой себестоимости продукции (когда используется счет 40 и общехозяйственные расходы списываются на счет 90);

- по неполной нормативной или плановой себестоимости на основе переменных затрат (если используется счет 40 и часть расходов со счета 25, а также расходы со счета 26 списываются на счет 90).

Выбор трансфертных цен. Трансфертные цены устанавливаются:

- на основе рыночных цен;

- на основе затрат;

- договорные трансфертные цены.

При использовании второго метода для определения трансфертных цен указывают конкретную основу затратной трансфертной цены:

- переменные затраты;

- полные затраты;

- полные затраты плюс прибыль.

Выбор варианта сводного учета затрат на производство. Сводный учет затрат на производство организует по бесполуфабрикатному или полуфабрикатному варианту.

При первом варианте ограничиваются учетом затрат по каждому цеху (переделу), себестоимость полуфабрикатов после каждого передела не определяют, а исчисляют лишь себестоимость готового продукта.

При втором варианте движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляется учетными записями и калькулируется себестоимость полуфабрикатов после каждого передела.

Определение порядка и сроков погашения расходов будущих периодов. Порядок и сроки погашения расходов будущих периодов зависят прежде всего от вида этих расходов. Например, расходы на подготовку и освоение производства списываются на текущие затраты в течение нескольких лет. Расходы на приобретение лицензий списываются на затраты в течение срока их действия. Расходы по ремонту основных средств, учтенные в начале года, могут списываться в течение года равномерно по месяцам или пропорционально объему продукции по месяцам.

Выбор способов распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования. Способы распределения косвенных расходов зависят прежде всего от их вида. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы, например, распределяются между объектами учета и калькулирования чаще всего пропорционально плановым (нормативным) затратам указанных косвенных расходов по объектам. Коммерческие косвенные расходы распределяются по видам продукции (работ, услуг) пропорционально их производственной себестоимости.

Выбор методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. В организациях применяют нормативный, позаказный, попередельный, попроцессный (простой) и «директ-костинг» методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции. При этом нужно принимать во внимение технологические, организационные, отраслевые и другие особенности производства продукции.

 

 

3. Выбор техники, формы и организации управленческого учета

Разработка рабочего плана счетов. Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрена возможность формирования расходов по обычным видам деятельности на счетах:

- 20 – 29;

- 30 – 39.

При использовании счетов 20-29 счета 30-39 рекомендуется применять для учета расходов по элементам затрат.

На основе системы субсчетов, предусмотренной утвержденным планом счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также их кодовые обозначения.

Выбор формы управленческого учета. Организации самостоятельно выбирают или разрабатывают форму управленческого учета, под которой понимают перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.

Организация управленческого учета. Организации самостоятельно формируют структуру службы, занимающейся управленческим учетом.

Система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля. Разрабатывается исходя из особенностей функционирования и требований.

 

ТЕМА 8. Основы планирования. Бюджетирование

 

1. Основные понятия бюджетирования. Этапы и цели планирования

2. Виды планирования. Бизнес-план

3. Сметное планирование (бюджетирование). Разработка главного бюджета. Взаимосвязь оперативного и финансового бюджетов

4. Статистические и гибкие бюджеты

5. Основные принципы разработки бюджета предприятия

5.1. Бюджет продаж. Производственная программа

5.2. Планирование использования материалов и затрат по их приобретению

5.3. Планирование трудовых затрат

5.4. Планирование общепроизводственных расходов

5.5. Смета производственной себестоимости продукции

5.6. Смета общехозяйственных (административно-управленческих) и коммерческих расходов

5.7. План прибылей и убытков. Полная себестоимость продукции

5.8. Бюджет денежных средств предприятия

5.9. Бюджетный бухгалтерский баланс предприятия

5.10. Сметы подразделений

5.11. Контроль за исполнением бюджетов

 

 

1. Основные понятия бюджетирования

Различные виды деятельности предприятия на следующий год должны координироваться путем подготовки конкретных программ действий. Эти программы называются бюджетом (сметой). Это финансовый документ, в котором отражаются такие показатели деятельности, как:

- планируемая величина дохода, которая должна быть достигнута в результате деятельности;

- расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода;

- капитал, который необходимо привлечь для достижения цели деятельности и т.п.

Бюджет не имеет стандартной формы.

Структура бюджета зависит от следующих факторов: размер организации, вид деятельности, что является предметом бюджета, степени детализации бюджета и его связи с финансовой структурой предприятия, уровня квалификации и опыта разработчиков бюджета.

Информация, представленная в бюджете, должна быть доступной и ясной для пользователя, объем информации должен служить пользователю для получения обоснованных решений.

Информация, представленная в бюджете, может быть представлена как в стоимостном выражении, так и в натуральном (количество единиц продукции, услуг, время, необходимое для выполнения определенного вида деятельности и т.п.).

Основные функции бюджета:

- планирование видов деятельности, обеспечивающих достижение цели создания организации;

- координация различных видов деятельности и отдельных подразделений для достижения наилучших финансовых результатов деятельности организации в целом;

- стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности;

- контроль и оценка текущей деятельности;

- средства на обучение менеджеров.

Бюджетирование – динамичный процесс составления и реализации финансового документа, основными этапами которого являются:

1) анализ исполнения бюджета прошедшего периода (сопоставление фактических данных с плановыми, выявление отклонений, поиск резервов) АН (БДК);

2) составление бюджета на отчетный период (БД(К+1));

3) контроль (мониторинг) за исполнением бюджета отчетного периода (К(БД(К+1));

4) анализ исполнения бюджета отчетного периода (сопоставление фактических данных с плановыми, выявление отклонений, поиск резервов)

(АН (БД(К+1));

5) составление бюджета на следующий период (БД(К+2)) и т.д.

Бюджетный цикл – составная часть бюджетирования, процесс составления организацией бюджета.

Основные этапы бюджетного цикла:

- планирование с участием руководителей всех центров ответственности деятельности организации в целом, а также его структурных подразделений;

- определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности организации (подразделений);

- оценка возможных изменений в планах, связанных с изменением условий функционирования;

- корректировка планов с учетом возможных изменений.

 

Планирование является основой для принятия управленческих решений. Процесс планирования состоит из следующих этапов:

- определение целей и задач;

- поиск альтернативных вариантов;

- сбор информации об альтернативных вариантах;

- выбор альтернативы, подлежащей реализации;

- проведение в жизнь выбранной альтернативы.

Определение целей и задач. Основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли. Некоммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы.

К достижению поставленных целей ведет производство конкурентоспособных товаров и услуг.

Поиск альтернативных вариантов. Для достижения поставленных целей необходимо определить возможные альтернативы. Поиск альтернативных вариантов, основанный на изучении влияния различных факторов на макроэкономическом уровне, прогнозировании действий конкурентов и прочих факторов, является одним из важных этапов принятия решений.

Поэтому рекомендуется прибегнуть к следующим действиям:

- выпуск новых товаров для реализации на уже существующих рынках;

- выпуск новых товаров для реализации на новых рынках;

- создание новых рынков для уже выпускаемых товаров.

Сбор информации об альтернативных вариантах. Данный этап представляет собой оценку альтернатив в будущей ситуации в условиях определенности и в условиях неопределенности.

Достаточно четко можно оценить производство того или иного ассортимента продукции и услуг исходя:

- из имеющихся мощностей;

- денежных средств;

- квалификации персонала.

Объектами долгосрочного планирования являются:

- организационная структура организации;

- капитальные вложения;

- производственные мощности;

- долгосрочные кредиты и займы и пр.

Для выполнения долгосрочных, стратегических решений администрация организации должна периодически принимать оперативные или краткосрочные решения. Примером краткосрочных решений могут быть следующие:

- дополнительный выпуск продукции в связи с увеличившимся спросом;

- премирование работников за более высокое, чем предполагалось, качество продукции, обусловившее возможность повышения цен;

- снижение цен, вызванное падением спроса на продукцию, т.е. решения по текущей предпринимательской деятельности фирмы.

Выбор альтернативы, подлежащей реализации. После того как произведена оценка имеющихся альтернатив, необходимо провести сравнительный анализ и обсуждение оцененных вариантов. На основании анализа и обсуждения выбирается наиболее подходящая для реализации альтернатива, обеспечивающая максимальную степень достижения целей организации.

Проведение в жизнь выбранной альтернативы. Начинается детальная разработка плана Обобщенным выражением различных видов планирования является бизнес-план. Он представляет собой расчетный прогноз функционирования предприятия, выраженный как в стоимостных, так и в натуральных показателях. Сроки бизнес-планирования устанавливаются на три года. В ходе реализации бизнес-плана он корректируется.

В последнее время все большее признание получает бюджет доходов и расходов предприятия (обобщенная финансовая смета), состоящих из отдельных, различных по своему характеру смет.

Цели планирования:

1) детализированное планирование;

2) координация деятельности каждого подразделения, обеспечивающая их взаимосвязь;

3) обеспечение необходимой информацией всех руководителей

центров ответственности;

4) стимулирование (мотивация) деятельности руководства по

достижению целей организации;

5) контроль за производством;

6) оценка эффективности работы руководителей.

Детализированное планирование.

Разработка долгосрочных планов (смет) основывается на множестве детализированных смет, которые рассчитываются для различных временных периодов, производственных процессов и подразделений.

Чем сложнее производственный процесс на предприятии, чем больший ассортимент продукции и услуг оно производит, тем сложнее процесс планирования, тем больше оно нуждается в детализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: