Метод рентабельности продаж

При установлении цены продукции данным методом необходимо:

- указать суммарные затраты на производство продукции (ЗАТ);

- рассчитать суммарные затраты на единицу продукции:

ЗАТ1 = ЗАТ: К;

Указать желаемый размер прибыли (ПРПР). Для этого рассчитывается значение ставки процентной наценки как отношение желаемой прибыли к суммарной величине затрат по формуле:

ПРН = ПРПР : ЗАТ.

Цена продукции рассчитывается по формуле:

Пример 3.

Используем условия примера 1. Тогда формирование цены продукции А будет осуществляться следующим образом:

1) общие затраты предприятия:

ЗАТ = 250 тыс. руб. + 200 тыс. руб. + 9600 тыс. руб. = 10 050 тыс. руб.

2) затраты на единицу продукции:

ЗАТ1 = 10 050 тыс. руб.: 120 тыс. ед. = 83,75 тыс. руб.

3) ставка процентной наценки рассчитывается по формуле:

ПРН = ПРПР: ЗАТ = 360 тыс. руб. (250 тыс. руб. + 200 тыс. руб. +

9600 тыс. руб.) = 360 тыс. руб.: 10 050 тыс. руб. = 0,0358;

4) цена составит:

Ц = ЗАТ1 * (1 + 0,0358) = 86,75 тыс. руб.

 

Метод рентабельности активов

Установление цены на продукцию данным методом основано на знании минимальной желаемой ставки рентабельности активов.

Для расчета:

- необходимо задать объем производства (К);

- указать величину суммарных затрат (ЗАТ);

- указать ставку рентабельности активов (Стак);

- указать общую стоимость активов (САК). На основе этой информации рассчитываются затраты на единицу продукции: ЗАТ1 = ЗАТ / К.

Цена продукции определяется по формуле:

Пример 4.

Стоимость имущества предприятия равна 200 тыс. руб., желаемая ставка рентабельности активов – 0,25. Объем производства – 120 тыс. единиц, общие затраты – 10 050 тыс. руб. Определить цену реализации.

Цена продукции определяется следующим образом:

1) затраты на единицу продукции:

ЗАТ1 = 10 050 тыс. руб.: 120 тыс. ед. = 83,75 руб.

2) цена единицы продукции равна:

Ц = ЗАТ1 + Стак * САК / К =

83,75 руб. + 0,25 * 200 тыс. руб.: 120 тыс. ед. = 84,17 руб.

3. Трансфертная цена

Процесс установления внутренних расчетных цен между центрами ответственности одного и того же предприятия называется трансфертным ценообразованием.

Трансфертное ценообразование предполагает четкое фиксирование факта приемки – передачи между центрами ответственности изделия (услуги). На основании таких цен становится возможной объективная оценка функционирования каждого центра ответственности организации. Трансфертное ценообразование является оптимальным, если оно обеспечивает максимально возможный маржинальный доход. При этом должны соблюдаться условия:

1) цели менеджеров различных уровней управления и организации в целом совпадают;

2) руководителям центров ответственности предоставляется необходимая финансовая и хозяйственная самостоятельность.

Трансфертная цена может формироваться на основе:

- рыночных цен – в этом случае цены не зависят от взаимоотношений и квалификации менеджеров центров ответственности, но использование рыночных цен возможно при наличии развитого рынка продукции и услуг, при этом необходимы дополнительные затраты на сбыт и обработку информации об уровнях рыночных цен на конкретных рынках сбыта;

- себестоимости (нормативной, переменной или полной фактической) по принципу «себестоимость плюс», т.е. в трансфертную цену закладывается помимо выбранного показателя себестоимости фиксированный в виде процента размер прибыли;

- договорных цен, сформированных под воздействием рыночной конъюнктуры и затрат на производство продукции (оказание услуг) – в этом случае трансфертная цена рассчитывается как сумма удельной переменной себестоимости и удельного маржинального дохода, утраченного продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж.

 

Пример 5.

Организация на основе маркетинговых исследований установила, что основные конкуренты К1, К2, К3 и К4 реализовали продукцию вида А в следующих объемах и по следующим ценам:

2000 единиц – 5,40 руб.; 1500 единиц – 5,55 руб.;

3000 единиц – 5,29 руб.; 800 единиц – 5,60 руб.

Определить среднее значение рыночной цены.

Среднее значение рыночной цены определяем по формуле средней взвешенной арифметической:

(2000 ед. * 5,40 руб. +1500 ед. * 5,55 руб. + 3000 ед. * 5,29 руб. + 800 ед. * 5,60 руб.): (2000 ед. + 1500 ед. + 3000 ед. + 800 ед.) =

(10 800 руб. + 8 325 руб. + 15 870 руб. + 4 480 руб.): 7300 ед. =

39 475 руб.: 7 300 ед. = 5,41 руб.

Пример 6.

Производственные мощности предприятия позволяют выпускать 30 000 единиц продукции. Удельные переменные издержки на 1 единицу продукции составляют: при выполнении внутренних заказов – 30 руб., из них 20 руб. – прямые материальны, 10 руб. – прямые трудовые затраты. Косвенные издержки составляют 40 тыс. руб. Трансфертная цена определяется по правилу «128 % от полной нормативной себестоимости всей продукции составит: ПС = 30 000 ед. * 30 руб. + 40 000 руб. = 940 000 руб.

Полная себестоимость единицы продукции равна: 940 000: 3 000 = 31,33 руб.

Трансфертная цена равна: 31,33 руб. * 1,28 = 40,1 руб.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: