Прибыль – это экономическая категория, которая, с одной стороны, выражает определенные производственные отношения, а с другой стороны, является частью стоимости совокупного национального продукта, а также является частью прибавочной стоимости.
Прибыль –это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации товаров, работ, услуг.
Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства.
С экономической точки зрения прибыль – это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами.
С хозяйственной точки зрения прибыль - это разность межу имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода.
Следует разграничивать понятия бухгалтерской прибыли и экономической прибыли, так как прибыль, исчисленная для бухгалтерского учета не отражает действительного результата хозяйственной деятельности, что привело к разграничении бухгалтерской и экономической прибыли.
Бухгалтерская прибыль – результат реализации товаров и услуг, экономическая – результат «работы» капитала. Они отличаются друг от друга на сумму принимаемой оценки активов. В российской практике бухгалтерская прибыль корректируется на сумму вмененных издержек, в результате чего получается экономическая прибыль (рис.1)
|
|
|
||||||
|
||||||||
|
+ – + =
Прибыль предприятия выполняет ряд важнейших функций:
1) служит критерием и показателем эффективности деятельности организации (контрольная функция);
2) выполняет стимулирующую функцию, т.к. является основным элементом финансовых ресурсов организации (источник образования поощрительных фондов и социального развития коллектива предприятия);
3) служит источником формирования бюджетов различных уровней;
4) служит источником развития организации и прироста акционерного капитала (воспроизводственная функция).
На формирование и использование прибыли влияют следующие факторы:
- Объем реализации продукции и объем выручки
- Себестоимость продукции и условия ее формирования.
- Система налогообложения и др.
Схема формирования бухгалтерской прибыли (убытка) предприятия
Выручка (за минусом НДС и акцизов) | |
– | Себестоимость продаж |
= | Валовая прибыль (убыток) |
– | Коммерческие расходы |
– | Управленческие расходы |
= | Прибыль (убыток) от продаж |
+ | Доходы от участия в других организациях |
+ | Проценты к получению |
– | Проценты к уплате |
+ | Прочие доходы |
– | Прочие расходы |
= | Прибыль (убыток) до налогообложения |
– | Текущий налог на прибыль |
в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы) | |
+ | Изменение отложенных налоговых обязательств |
+ | Изменение отложенных налоговых активов |
+ | Прочее |
= | Чистая прибыль (убыток) |
Распределение прибыли
Распределение прибыли рассматривается в трех направлениях. Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия
Согласно ПБУ, в РФ выделяют следующие виды прибыли:
- Бухгалтерская (балансовая) – это конечный финансовый результат, выявленный в отчетном периоде на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса.[1]
- Валовая прибыль –это разница между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянных управленческих расходов и затрат по сбыту (коммерческих расходов). В соответствии с ПБУ, валовая прибыль представляет собой условный финансовый результат, который дает возможность определить рентабельность производства и установить минимально допустимый уровень цены товаров, работ, услуг.
- Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от обычной деятельности предприятия до уплаты налогов
- Чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, или собственников предприятия. Чистая прибыль формируется в отчете о прибылях и убытках.
- Нераспределенная прибыль – это конечный финансовый результат за вычетом налога на прибыль, дивидендов, средств, направленных на формирование резервных фондов ит.д..
Зарубежные экономисты выделяют следующие виды прибыли:
- Экономическая или чистая прибыль – это часть прибыли, которая остается после вычитания из выручки предприятия всех внешних и внутренних издержек, включая нормальную прибыль и вмененные издержки из общего дохода.
- Нормальная прибыль – минимальная прибыль, которая остаётся у предприятия и которая необходима для того, чтобы предприятие могло удержаться в определенной сфере производства.
- Бухгалтерская прибыль – это прибыль, которая определяется как разница между выручкой (совокупным доходом) предприятия и внешними (явными) издержками
- Маржинальная прибыль – это превышение выручки над переменными затратами на производстве, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль.
- Валовая прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход предприятия, который рассчитывается как разность между совокупным доходом и совокупным расходом.
- Экстремальная прибыль – в основном разовая прибыль, полученная по рисковым операциям.
- Чистая прибыль – разница между выручкой и экономическими издержками (явными и неявными)
Методы планирования прибыли
Экономически обоснованное определение размера прибыли имеет большое значение для предприятия, позволяет правильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников. От объема прибыли, кроме этого, зависит и реализация дивидендной политики акционерного предприятия.
Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов.
На Западе применяется много видов планирования прибыли. Они зависят от сферы деятельности, фондовооружённости и т.п.
В России существуют 5 методов планирования прибыли, которые можно использовать только с учётом специфики деятельности предприятия.
При расчете планового размера прибыли (убытка) от продаж используют производственные показатели. Методы прогнозирования и планирования финансовых результатов в настоящее время не регламентированы. Наиболее известны два традиционных способа планирования прибыли – метод прямого счета и аналитический.
1. Метод прямого счета.
Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции.
Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции (в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью.
Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:
П = (О * Ц) - (О * С),
где О – объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;
Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);
С – полная себестоимость единицы продукции.
Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде определяется как разница между выручкой от реализации и себестоимостью и рассчитывается по формуле:
П = В - С,
где В – планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
С – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции (которая включает в себя себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы).
Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде можно рассчитать, если известны остатки готовой продукции на начало и конец периода по формуле:
П = Пон + Птп – Пок
где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;
Птп — прибыль от выпуска товарной продукции в плановом периоде;
Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.
Объем и состав остатков нереализованной готовой продукции на начало и конец года зависит от учетной политики предприятия.
При определении выручки «по оплате» остатки готовой продукции включают:
- готовую продукцию и товары для перепродажи на складе;
- товары отгруженные, но не оплаченные покупателями и заказчиками, в том числе товары на ответственном хранении.
Если учетная политика предприятия определяет моментом реализации продукции ее отгрузку, то остатки нереализованной готовой продукции представляют собой готовую продукцию и товары для перепродажи на складе.
Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.
Прямой счет очень простой, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает. Расчет требует:
- определения ассортимента по всем позициям номенклатуры;
- составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции;
- исчисления плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции, что, в свою очередь, предполагает разработку сметы производства по всем ее элементам;
- установления цен реализации выпускаемой продукции.
Большим недостатком метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде.
Аналитический метод.
Этот метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.
При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.
Недостатком метода является то, что он применим только при отсутствии инфляции.
Основной принцип, применяемый при этом методе – это ориентация на уровень издержек или рентабельности на основе деятельности предприятия за предыдущие периоды.
1) Базой расчета служат:
- базовая рентабельность,
- затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции, а также совокупность отчетных показателей деятельности предприятия (факторный метод).
2) Планирование прибыли по уровню базовой рентабельности произведенной и реализованной продукции осуществляется в следующем порядке:
- рассчитывают ожидаемую прибыль в отчетном периоде
- определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
Базовая рентабельность — отношение валовой прибыли по товарной продукции к ее себестоимости за отчетный год.
Ро = (По/Стп) * 100%
Ро – базовая рентабельность
По – ожидаемая валовая прибыль
Стп – себестоимость товарной продукции базового года.
(R произвед. продукции = прибыль/ себестоимость, R реализован. продукции = прибыль/объему реализации (продаж))
Пример. По данным за 10 месяцев отчетного года, валовая прибыль предприятия составила 2800 тыс. руб., за оставшиеся 2 месяца предполагается получить 800 тыс. руб., всего за отчетный год ожидается валовая прибыль 3600 тыс. руб. В отчетном периоде рост цен на продукцию дал увеличение прибыли на 300 тыс. руб. Условно-производственная себестоимость продукции 39 000 тыс. руб.
Базовая рентабельность составит ((3600 + 300)/39 000) * 100) = 10%.
3) рассчитывают плановый объем произведенной и реализованной продукции в денежном выражении на планируемый год
4) рассчитывают прибыль от реализации с учетом базовой рентабельности – умножая объем реализованной продукции в денежном выражении на базовый процент рентабельности
5) полученную величину прибыли корректируют на сумму прибыли от производства и реализации тех видов продукции, прибыль по которым рассчитывалась методом прямого счета
После выполнения расчетов по всем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.
Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые прочие доходы и расходы.
Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.
Прибыль (убытки) от традиционных статей прочих доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.
После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также прочих доходов и расходов и с учетом прибыли от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.
При помощи показателя базовой рентабельности рассчитывают прибыль только по сравнимой продукции.
б) С учетом затрат на 1 тыс. руб. товарной продукции прибыль планируют по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой). Рассчитывают по формуле:
П = Т(1000-3)/100,
где П — валовая прибыль от выпуска товарной продукции;
Т — товарная продукция в ценах реализации предприятия;
3 — затраты, руб., на 1 тыс. руб. товарной продукции, исчисленной в ценах реализации.
Пример.
Выпуск товарной продукции в ценах реализации в плановом году составит 300 млн. руб.
Затраты на 1 млн. руб. этой продукции равны 900 тыс. руб.
Валовая прибыль на весь товарный выпуск = 300* (1000-900)/100 = 30 млн. руб.
При помощи показателя базовой рентабельности исчисляют валовую прибыль по сравнимой товарной продукции. Отдельно рассчитывают прибыль по несравнимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках готовой продукции и прибыль от продаж в планируемом году.
При расчете прибыли по сравнимой товарной продукции анализируют влияние на нее изменений по сравнению с отчетным годом отдельных факторов: себестоимости продукции, ее ассортимента и качества, цен реализации.
Прибыль по несравнимой товарной продукции находится прямым методом как разница между ценой реализации и себестоимостью. Если цены не установлены, прибыль рассчитывают по среднему уровню рентабельности. Общая прибыль от продаж получается суммированием прибыли от продаж сравнимой и несравнимой продукции.
Аналитический метод имеет то преимущество, что показывает влияние различных факторов на величину прибыли, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования.
3. Совмещённый метод. Используется, когда предприятие выпускает сравнимую и несравнимую продукцию. По первой – аналитический метод, по второй – метод прямого счёта. Если совмещённый метод применяется только по сравнимой продукции, то это значит, что аналитический метод используется как сравнительный метод для проверки.
4. Планирование прибыли с применением расчета критического объема продаж.
Этот метод базируется на распределении затрат на постоянные и переменные, и позволяет рассчитать требуемые предприятию объемы прибыли от продаж с помощью моделирования оптимальной комбинации: цен, объема производства, переменных и постоянных затрат.
Для этого формулу критического объема продаж в денежном выражении (порог рентабельности) видоизменяют следующим образом:
ПР = FC / КВМ - исходная формула.
Новый вид:
ПР = (FC + П) / КВМ
FC – постоянные расходы;
КВМ – коэффициент валовой маржи (норма маржинального дохода)
КВМ = (В – VC) / В.
Точность расчета финансового результата от продаж с применением данного метода зависит:
- от правильности разделения затрат на переменные и постоянные;
- от наличия инфляции, хотя бы по одному из показателей, а именно по изменению цен или по изменению объема продаж в плановом периоде;
- от наличия инфляции по степени зависимости вышеотмеченных показателей
- Нормативный метод. Используется, когда предприятие выпускает 1-2 вида продукции, или в случае, когда предприятие имеет возможность установить конкретные нормативы по расходованию средств (применяется система бюджетирования), т.е. когда метод прямого счёта совмещается с нормами затрат.
5. Экономико-математический метод. Используется на крупных предприятиях, где существует большая нормативная и учётная база. На первом этапе используют стандартные программы анализа (факторный, корреляционный, индексный). Вводится 15-30 показателей, влияющих на прибыль. Определяется их влияние на величину прибыли (теснота связи между прибылью и показателями, между самими показателями), определяется основной фактор (как правило, прибыль реализации) и влияние остальных факторов на этот показатель суммарно.