Содержание занятий с детьми от 1 года 6 месяцев до 2-х лет

ОТ АВТОРОВ

Психическое развитие ребенка раннего возраста тесно связано с проявлением интереса к окружающей действи­тельности и стремлением познать свойства и качества пред­метов. Интерес ко всему новому является основой развития любознательности, а в дальнейшем и познавательной деятельности.

Сенсорное развитие подразумевает умение ребенка выде­лять, учитывать свойства и отношения объектов при выпол­нении практических и игровых действий с ними.

Понимая важность развития познавательной сферы ребенка раннего возраста, авторский коллектив, в который вошли Т.Б. Кротова (учитель-дефектолог МДОУ детский сад «Аленушка» г, Тамбова); О.А. Минина (учитель-лого­пед); А.В. Можейко (канд. пед. наук, педагог-психолог, председатель психолого-медико-педагогической комиссии г. Тамбова), Н.Н. Саранчин (директор Центра психолого- медико-педагогической реабилитации и коррекции г. Тамбова); В.М. Чернышова (зав. лабораторией психоло­гического сопровождения Тамбовского областного инсти­тута повышения квалификации работников образования), разработал цикл взаимосвязанных занятий для учителя- дефектолога.

Включивший в себя игры и упражнения для психокор­рекционной работы с детьми от 1 года до 3-х лет, способ­ствующие активизации и совершенствованию познаватель­ной сферы, ориентировочной деятельности, ознакомлению ребенка с окружающей действительностью (живой и нежи­вой природой, природными явлениями), данный цикл заня­тий имеет в качестве главной цели — повышение уровня познавательного развития детей раннего возраста с пробле-

мами в развитии, а в качестве основных ориентиров выдви­гает перед педагогами задачи:

— учить выделять и учитывать цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выпол­нении ряда практических действий;

— учить группировать в соответствии с образцом пред­меты по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей;

— учить соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырех разно­видностей;

— учить узнавать в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак;

— учить обозначать различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками;

— учить активно использовать «опредмеченные» слова- названия для обозначения формы, цвета;

— учить отбирать предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры;

— учить активно пользоваться общепринятыми словами- названиями цвета;

— развивать общую и мелкую моторику;

— расширять представления об окружающем мире.

Содержание игр, представленных в данном посо­бии, направлено на развитие зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия у детей раннего воз­раста с психофизическими отклонениями. В процессе уча­стия в играх у детей развиваются внимание, память, фор­мируются коммуникативные способности и продуктивные способности сотрудничества с взрослым.

Проведение игр и упражнений предусматривает учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Обучение начинается с выполнения задания совместными действиями взрослого с ребенком. При этом взрослый находится за спиной ребенка и действует его руками. Постепенно отпускает свои руки, давая возмож­ность ребенку выполнять самостоятельно предложенные действия. В дальнейшем позиция взрослого по отноше­нию к ребенку может меняться: рядом с ребенком, а затем


напротив. Каждое действие ребенка должно быть проком­ментировано и обобщено в речевом плане.

Важной чертой предлагаемого цикла занятий является то, что на занятиях обязательно присутствуют родители. Они запоминают упражнения, проводимые с ребенком, и дома ежедневно занимаются с ним по полученному образцу (домашнее задание). В начале занятия педагог настраивает ребенка на предстоящую деятельность, далее с ним разби­рается домашнее задание. Затем проводятся упражнения в соответствии с планом занятия.

Предложенный цикл занятий направлен на познавательное развитие детей от года до 3-х лет. В основу данного цикла занятий положена система С.Л. Новоселовой — Э.Г. Пилюгиной — Е.А. Стребелевой. Значком «*» отмечены задания, разработанные авторами вышеуказанного цикла Т.В. Кротовой и А.В. Можейко.

Цикл состоит из 60 занятий (одно занятие в неделю):

— 30 занятий для детей в возрасте от года до 2-х лет;

— 30 занятий — для детей от 2-х до 3-х лет,

Продолжительность занятий для детей в возрасте от года до двух лет — 7-10 минут; для детей от 2-х до 3-х лет — 10-12 минут. Количество игр в занятии можно варьиро­вать.

Представленный в издании материал в 2006—2008 гг. прошел успешную апробацию на базе Центра психолого- педагогической реабилитации и коррекции и МДОУ д/с комбинированного вида № 2 «Аленушка» г. Тамбова.

Авторы надеются, что материалы данного пособия, адре­сованные учителям-дефектологам и психологам, вместе с двумя другими изданиями серии (по диагностике и разви­тию речевой сферы) окажут существенную помощь адми­нистрации дошкольных образовательных учреждений, педагогам-психологам, учителям-дефектологам, учителям- логопедам и другим педагогическим работникам ДОУ в их работе по созданию оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка ран­него возраста.


ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ
ОТ 1 ГОДА ДО 2-Х ЛЕТ

Примерное календарное планирование занятий

  1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 педеля
Сентябрь Диагностика Занятие 1 Занятие 2
Октябрь Занятие 3 Занятие 4 Занятие 5 Занятие 6
Ноябрь Занятие 7 Занятие 8 Занятие 9 Занятие 10
Декабрь Занятие 11 Занятие 12 Занятие 13 Новогодний праздник
Январь Новогодние каникулы Занятие 14 Занятие 15
Февраль Занятие 16 Занятие 17 Занятие 18 Занятие 19
Март Занятие 20 Занятие 21 Занятие 22 Занятие 23
Апрель Занятие 24 Занятие 25 Занятие 26 Занятие 27
Май Занятие 28 Занятие 29 Занятие 30 Итоговая диагностика
ИТОГО: 30 занятий
 

 


Последовательность проведения игр-занятий с детьми 2-го года жизни
(Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова)

Тема занятия Основная дидактическая задача Минимальный возраст детей
Знакомство с формой, цветом предметов Накопление сенсорного опыта 1 год
Нанизывание колец на стержень Накопление зрительно-осязательных впечатлений 1 год — 1 год 2 мес.
Проталкивание предметов одинаковой формы в соответствующие отверстия Соотнесение по форме 1 год 2 мес.
Нанизывание колец на цилиндрическую и коническую основы Накопление зрительно-осязательного опыта 1 год 2 мес. — 1 год 3 мес.
Складывание матрешек Накопление зрительно-осязательных впечатлений 1 год 3 мес.
Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы Группирование по величине 1 год 3 мес. — 1 год 4 мес.
Раскладывание однородных предметов, контрастных по форме, на две группы Группирование по форме 1 год 5 мес.
Раскладывание однородных предметов, похожих по форме, на две группы Группирование по форме 1 год 6 мес.
Размещение вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях Соотнесение по величине 1 год 7 мес. — 1 год 8 мес.
Раскладывание контрастных по форме вкладышей в отверстиях соответствующей формы Соотнесение по форме 1 год 9 мес.
Размещение похожих по форме вкладышей в отверстиях соответствующей формы Соотнесение по форме 1 год 9 мес.
Раскладывание однородных предметов, контрастных по цвету, на две группы Группирование по цвету 1 год 10 мес.
Раскладывание однородных предметов, похожих по цвету, на две группы Группирование по цвету 1 год 10 мес.
 

 


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ
ОТ 1 ГОДА ДО 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

Занятие 1

Задачи: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную с взрослым работу, развивать ощу­щения собственных движений; учить ребенка сосредото­ченно играть одной игрушкой 3 минуты, выполнять дей­ствия, показанные педагогом.

Задание 1. «Сорока»

Цели: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощу­щения собственных движений.

Педагог хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопро­вождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает малыша к ответным действиям:

Сорока-сорока, кашку варила, деток кормила.

Этому дала, этому дала и этому дала.

Задание 2. Катание с лотка цветных шариков

Цели: учить ребенка сосредоточенно играть одной игруш­кой 3 минуты, выполнять действия, показанные педагогом, понимать слова «покатай», «шарик».

Оборудование: 6 шариков красного и синего цвета (можно дать шарики в другом сочетании двух цветов: желтый и синий, красный и зеленый и т.п.); невысокий лоток.

Педагог дает ребенку 6 шариков красного и синего цвета (можно дать шарики в другом сочетании двух цветов: жел­тый и синий, красный и зеленый и т.п.). Ребенку дают

возможность поиграть шариками, как ему хочется. Через некоторое время педагог ставит на стол или на пол невы­сокий лоток и скатывает с него по очереди шарики, при­говаривая: «Вот как катится шарик!» Затем предлагает малышу: «Покатай шарик! Еще покатай шарик».

Занятие 2

Задачи: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную с взрослым работу, развивать ощу­щения собственных движений; учить ребенка сосредото­ченно играть одной игрушкой 3-4 минуты, выполнять дей­ствия, показанные педагогом.

Задание 1. «Испечем оладушки»

Цели: формировать эмоциональный контакт ребенка с взрослым и познакомить его со своими руками, их функ­циональным назначением.

Педагог предлагает «испечь оладушки»: хлопает в ладоши, просит ребенка также похлопать, говорит потешку:

Ладушки, ладушки,

Испечем оладушки,

Испечем оладушки Мы для нашей бабушки.

Затем педагог просит малыша раскрыть ладошки, при этом говорит: «Молодец, Аня[1], испекла оладушки! Вот какие умелые ручки у нашей Анечки!»

Если ребенок не может выполнить хлопки самостоя­тельно, педагог использует совместные действия.

Задание 2. Перекладывание цветных шариков в корзинку

Цели: учить ребенка сосредоточенно играть одной игруш­кой 3-4 минуты, выполнять действия, показанные педагогом, понимать слова «положи», «корзиночка».

Оборудование: 8 шариков красного и синего цвета (можно дать шарики в другом сочетании двух цветов: желтый и синий, красный и зеленый и т.п.); две корзинки.

Педагог дает ребенку 8 шариков красного и синего цвета (можно дать шарики в другом сочетании двух цветов: желтый и синий, красный и зеленый и т.п.). Ребенку дают возмож­ность поиграть шариками, как ему хочется. Через некоторое время педагог ставит на стол две корзинки и показывает, как можно перекладывать шарики из одной корзинки в другую, и приговаривает: «Положу шарик в корзинку, еще положу шарик», — затем предлагает и ребенку так перекладывать.

Занятие 3

Задачи: учить ребенка фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем; накапливать зрительно-осязательные впечатления; учить детей сосре­доточенно играть, накладывать кубик на кубик.

Задание 1. Игра «Кто спрятался?»

Цели: учить ребенка фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем.

Оборудование: яркий платок.

Педагог сажает ребенка перед собой на стульчик, смо­трит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Педагог накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем педагог сни­мает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.

Задание 2. Постройка башенки из кубиков

Цели: учить детей сосредоточенно играть, накладывать кубик на кубик, понимать слова «сделай», «башня».

Оборудование: четыре кубика одинаковой величины (размер сторон 8—10 см).

Ребенку даются четыре кубика одинаковой величины (размер сторон 8—10 см). Педагог сам строит башню, стара­тельно ее подравнивая. Затем предлагает: «Таня, построй башню» и т.д. Если постройка ребенка неустойчива, то педагог сам исправляет ее, а затем предлагает ребенку построить хорошо, ровно, «чтобы башня не упала». Педагог может, взяв руку ребенка, провести его ладонью но поверх­ности башни, чтобы он почувствовал, ровная ли она.

Занятие 4

Задачи: учить ребенка узнавать себя в зеркало, исполь­зовать указательный жест; накапливать зрительно- осязательные впечатления; развивать у ребенка умение сосредоточенно играть одной игрушкой; развивать коорди­нацию мелких движений кисти руки.

Задание 1. Игра «Кто это?»

Цель: учить ребенка узнавать себя к зеркале, использо­вать указательный жест.

Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.

Ребенок стоит перед зеркалом. Педагог указательным жестом обращает внимание ребенка на изображения в зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя» (педагог жестом показывает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя и на взрослого. Если ребе­нок не может это сделать самостоятельно, педагог берет его руку в свою и помогает ему совместными действиями.

Важно, чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зер­кало. Игра повторяется 2—3 раза. В дальнейшем педагог побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, говорить «Я».

Задание 2. Нанизывание колец на стержень

Цели: развивать у ребенка умение сосредоточенно играть одной игрушкой, развивать координацию мелких движений кисти руки, понимать слова «надень», «сними», «кольцо».

Оборудование: пирамидка из пяти колец одинакового размера (5-6 см в диаметре).

Педагог дает ребенку пять колец одинакового размера (5-6 см в диаметре). Кольца могут быть одноцветными или окрашенными в разные (основные) цвета. Дав ребенку поиграть кольцами» педагог ставит на стол стержень (на устойчивой подставке) и показывает, как надевать кольца. При этом приговаривает: «Наденем колечко, еще колечко наденем. Все колечки надели! А теперь снимем колечко и еще снимем. Все сняли!» Затем дает стержень малышу и предлагает ему надеть кольца, а потом снять. Ребенок может надевать и снимать столько раз, сколько ему захочется. Если ребенок не хочет их снимать, надо ему напомнить: «А теперь сними колечки, потом наденешь на палочку». Необходимо следить за движениями ребенка, так как неко­торые из детей держат кольцо всей кистью, а не пальцами. Если ребенок испытывает затруднения и показ не воспри­нимает, то педагог сам вкладывает ему кольцо в пальцы и 1-2 кольца помогает нанизать на стержень.

Занятие 5

Задачи: формировать у ребенка эмоциональный контакт с взрослым, фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции; раз­вивать у ребенка умение сосредоточенно играть одной игруш­кой; развивать координацию мелких движений кисти руки.

Задание 1. Игра «Топни ножкой»

Цели: формировать у ребенка эмоциональный контакт с взрослым, фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции.

Педагог показывает ребенку, как нужно топнуть ногой, и проговаривает потешку:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Топни, Катя, ножкой,

Топ-топ-топ!

Педагог просит повторить действие. Если ребенок не может это сделать самостоятельно, действует вместе с ним.

Задание 2. Нанизывание колец на стержень

Цели: развивать у ребенка умение сосредоточенно играть одной игрушкой, развивать координацию мелких движений кисти руки, понимать слова «надень», «сними», «кольцо».

Оборудование: пирамидка из восьми колец одинакового размера (5—6 см в диаметре).

Педагог дает ребенку восемь колец одинакового размера (5-6 см в диаметре). Кольца могут быть одноцветными или окрашенными в разные (основные) цвета. Дав ребенку поиграть кольцами, педагог ставит на стол стержень (на устойчивой подставке) и показывает, как надевать кольца. При этом приговаривает: «Наденем колечко, еще колечко наденем. Все колечки надели! А теперь снимем колечко и еще снимем. Все сняли!» Затем дает стержень малышу и предлагает ему надеть кольца, а потом снять. Ребенок может надевать и снимать столько раз, сколько ему захочется. Если ребенок не хочет их снимать, надо ему напомнить: «А теперь сними колечки, потом наденешь на палочку». Необходимо следить за движениями ребенка, так как неко­торые из детей держат кольцо всей кистью, а не пальцами. Если ребенок испытывает затруднения и показ не воспри­нимает, то педагог сам вкладывает ему кольцо в пальцы и 1-2 кольца помогает нанизать на стержень.

Занятие 6

Задачи: учить ребенка фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем; формировать соотносящие действия по форме.

Задание 1. Игра «Бабушкин клубочек»

Цели: учить ребенка фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем.

Оборудование: клубок ниток.

Педагог сажает ребенка перед собой на пол, показывает клубок, смотрит на ребенка, улыбается, ласково ему гово­рит: «Вот бабушкин клубочек, он катится к Анечке. Лови, Аня, клубочек!»

Если ребенок не может самостоятельно поймать клубо­чек, педагог помогает ему. Затем педагог восклицает: «Вот, Аня, поймали клубочек!» и одновременно похлопывает своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.

Задание 2. Игра «Посадим грибочки»

Цель: формировать соотносящие действия по форме.

Оборудование: деревянная коробка с тремя одинаковыми отверстиями, грибочки.

Педагог показывает ребенку коробку с тремя одинако­выми отверстиями для грибочков, говорит: «Давай их поса­дим» (вставляет грибочки в отверстия). Ребенок повто­ряет это действие по подражанию. Если он затрудняется, используются совместные действия. Когда все грибочки будут «посажены», педагог подытоживает: «Какие краси­вые грибочки у нас на полянке выросли!»

Занятие 7

Задачи: закреплять у ребенка умение рассматривать себя в зеркале, эмоционально реагировать на свое изображение; формировать соотносящие действия по форме.

Задание 1. Игра «Маме улыбаемся»

Цель: закреплять у ребенка умение рассматривать себя в зеркале, эмоционально реагировать на свое изображение.

Оборудование: зеркало.

Ребенку перед зеркалом взрослый говорит: «Маме улы­баемся! Улыбнулись, посмотрели на себя в зеркале, вот так улыбнулись»,


Задание 2. Игра «Посадим грибочки»

 

Цель: формировать соотносящиеся действия по форме.

Оборудование: деревянная коробка с четырьмя одинако­выми отверстиями, грибочки.

Педагог показывает ребенку коробку с четырьмя оди­наковыми отверстиями для грибочков, говорит: «Давай их посадим» (вставляет грибочки в отверстия). Ребенок повторяет это Действие по подражанию. Если он затрудня­ется, используются совместные действия. Когда все гри­бочки будут «посажены», педагог подытоживает: «Какие красивые грибочки у нас на полянке выросли!»

Занятие 8

Задачи: учить ребенка выделять себя, употреблять лич­ное местоимение «Я»; подражать действиям взрослого; накапливать зрительно-осязательный опыт.

Задание 1. Игра «Вот я!»

Цели: учить ребенка выделять себя, употреблять личное местоимение «Я», подражать действиям взрослого.

Ребенок сидит на стульчике перед педагогом. «Сейчас я спрячусь. Вот так, — говорит педагог и присаживается за спинкой стула. — Я спрятался. А теперь ты спрячешься, как я». Ребенок повторяет движения. Затем педагог выгля­дывает из-за стула, улыбается, говорит: «Вот я», побуждая ребенка делать то же.

Игра повторяется 2-3 раза.

Игру можно проводить, используя шляпу.

Задание 2. Нанизывание колец
на цилиндрическую основу

Цель: развивать у детей умение нанизывать кольца на цилиндрическую основу.

Оборудование: пирамидка из пяти колец одинакового размера (5-6 см в диаметре, кольца должны быть одноцвет­ными) на цилиндрической основе.


Педагог дает ребенку пять колец одинакового размера (5-6 см в диаметре). Кольца должны быть одноцветными. Дав ребенку поиграть кольцами, педагог ставит на стол цилиндрическую основу и показывает, как надевать кольца. При этом приговаривает: «Наденем колечко, еще колечко наденем. Все колечки надели! А теперь снимем колечко и еще снимем. Все сняли!» Затем дает основу малышу и пред­лагает ему надеть кольца, а потом снять. Ребенок может надевать и снимать столько раз, сколько ему захочется. Если ребенок, надев кольца, не хочет их снимать, надо ему напомнить: «А теперь сними колечки, потом наденешь на палочку». Необходимо следить за движениями малышей, так как некоторые из них держат кольцо всей кистью, а не пальцами.

Если ребенок испытывает затруднения и показ не вос­принимает, то педагог сам вкладывает ему кольцо в пальцы и 1-2 кольца помогает нанизать на стержень.

Занятие 9

Задачи: учить ребенка узнавать себя в зеркале, показы­вать на себя, называть свое имя, повторять его действия за взрослым перед зеркалом; подражать действиям взрослого; накапливать зрительно-осязательный опыт.

Задание 1. Игра «Улыбнись, поклонись»

Цели: учить ребенка узнавать себя в зеркале, показы­вать на себя, называть свое имя, повторять его действия за взрослым перед зеркалом.

Оборудование: зеркало в рост ребенка.

Ребенок стоит перед зеркалом. Педагог, находясь в сто­роне (его в зеркале не видно), побуждает малыша посмо­треть на себя в зеркале: «Кто это? Это — Петя. Вот так. Петя, поклонись, молодец! А теперь улыбнись. Помаши ручкой». Если ребенок затрудняется выполнять действия по инструк­ции, педагог показывает их, а ребенок за ним повторяет.


 


Задание 2. Нанизывание колец на коническую основу

 

Цель: развивать у детей умение нанизывать кольца на коническую основу.

Оборудование: пирамидка из пяти колец одинакового размера (5-6 см в диаметре, кольца должны быть одноцвет­ными) на конической основе.

Педагог дает ребенку пять колец одинакового размера (5—6 см в диаметре). Кольца должны быть одноцветными. Дав ребенку поиграть кольцами, педагог ставит на стол коническую основу и показывает, как надевать кольца. При этом приговаривает: «Наденем колечко, еще колечко наденем. Все колечки надели! А теперь снимем колечко и еще снимем. Все сняли!» Затем дает основу малышу и пред­лагает ему надеть кольца, а потом снять. Ребенок может надевать и снимать столько раз, сколько ему. Захочется. Если ребенок, надев кольца, не хочет их снимать, надо ему напомнить: «А теперь сними колечки, потом наденешь на палочку». Необходимо следить за движениями малышей, так как некоторые из них держат кольцо всей кистью, а не пальцами. Если ребенок испытывает затруднения и показ не воспринимает, то педагог сам вкладывает ему кольцо в пальцы и 1—2 кольца помогает нанизать на стержень.

Занятие 10

Задачи: накапливать зрительно-осязательные впечатле­ния; учить открывать и закрывать коробку (развитие коор­динации движений кисти руки, пальцев).

Задание 1. Игрушки

Цель: накапливать зрительно-осязательные впечат­ления.

Оборудование: набор из пяти игрушек.

На столе расставляется набор из пяти игрушек.

Педагог читает стихи из цикла стихотворений А. Барто «Игрушки».

Затем ребенку дается инструкция: «Возьми куклу (зайку, кота, машинку и т.п.)».


Задание 2. Занятие с открывающейся коробочкой

Цель: учить открывать и закрывать коробку (развитие координации движений кисти руки, пальцев).

Оборудование: цилиндрическая коробочка такого раз­мера, чтобы можно было легко охватить кистью верхнюю часть (примерно 5 см в диаметре) с вложенными в нее мел­кими игрушками (шарики или грибочки, куколка, цыпле­нок и т.п.).

Педагог дает ребенку цилиндрическую коробочку такого размера, чтобы можно было легко охватить кистью верхнюю часть (примерно 5 см в диаметре) с вложенными в нее мел­кими игрушками (шарики или грибочки, куколка, цыпле­нок и т.п.). Педагог трясет коробку: «Что это там стучит?» Открывает и показывает ее содержимое, закрывает. Дает ребенку коробку и предлагает открыть ее. Ребенок откры­вает, играет игрушками, кладет их обратно и закрывает.

Занятие 11

Задачи: знакомить с тождеством: такой — не такой, оди­наковые — разные; накапливать зрительно-осязательные впечатления.

Задание 1. Одинаковые — разные

Цель: познакомить с тождеством; такой — не такой, одинаковые —разные.

Оборудование: набор из 3-4 игрушек (такой же набор предметов находится у педагога).

На столе расставляется набор из 3—4 игрушек (такой же набор предметов находится у педагога). Педагог показы­вает ребенку игрушку и говорит: «Найди такую же куклу (мяч, машинку и т.п.)».

Задание 2. Сборная матрешка

Цель: накапливать зрительно-осязательные впечатления.

Оборудование: одинарная матрешка.


Педагог дает ребенку одинарную матрешку. Предлагает ребенку показать низ и верх игрушки. Слова «верх» и «вниз» ему еще непонятны и употреблять их в разговоре не нужно. Ребенок практически должен усвоить эти про­странственные понятия и помочь ему в этом может жиз­ненный опыт, уже имеющийся у малыша. «Покажи, где у матрешки головка, а на головке у нее красивый платочек» (верхняя часть матрешки); «А вот у матрешки кармашек на платье или переднике» (нижняя часть матрешки). В зави­симости от оформления игрушки могут быть названы дру­гие знакомые ребенку признаки. Затем совместно с ребен­ком педагог открывает и закрывает матрешку.

Занятие 12

Задачи: закреплять представления о тождестве: такой — не такой, одинаковые — разные; накапливать зрительно- осязательный опыт.

Задание 1. Одинаковые — разные

Цель: закреплять представления о тождестве: такой — не такой, одинаковые — разные.

Оборудование: набор из 4-5 игрушек (такой же набор предметов находится у педагога).

На столе расставляется набор из 4-5 игрушек (такой же набор предметов находится у педагога). Педагог показы­вает ребенку игрушку и говорит: «Найди такую же куклу (мяч, машинку и т.п.)».

Задание 2. Сборная матрешка

Цель: накапливать зрительно-осязательные впечат­ления.

Оборудование: одинарная матрешка.

Педагог дает ребенку одинарную матрешку. Предлагает ребенку показать низ и верх игрушки. Затем ребенок само­стоятельно открывает и закрывает матрешку.

 

Занятие 13

Задачи: обратить внимание ребенка на явление при­роды — снег; учить группировать предметы по величине.

Задание 1. Игра «Снежок»*

Цель: обратить внимание ребенка на явление природы — снег.

Оборудование: белая краска, лист синего картона, кисточка.

Педагог рисует тучи, затем берет пальчик ребенка, опу­скает в белую краску и совместными движениями рисуют снежинки на синем картоне.

Затем педагог произносит стихи:

Падают снежинки,

Легкие пушинки.

На варежки и шапочки

Нашей милой лапочке.

Задание на дом: во время снегопада родители организуют наблюдение на прогулке за этим природным явлением. Обращают внимание ребенка на сугробы, которые образу­ются после снегопада, на снежинки и тучи, из которых идет снег; люди идут в шубах, в теплых сапогах.

Задание 2. Постройка башен из кубиков
различной величины

Цель: учить детей различению размеров, называнию раз­меров «большой» и «маленький».

Оборудование: два куба резко контрастных размеров (примерно 20 и 4 см3).

Ребенку дается постройка башни из двух кубов резко контрастных размеров (примерно 20 и 4 см3). Педагог сам ставит меньший куб на больший, называет размеры кубов, предлагая ребенку подать то большой, то маленький куб, поставить маленький на большой. Само построение не пред­ставляет трудности для ребенка; важно, чтобы он усвоил названия.

Занятие 14

Задачи: закреплять понятие о явлении природы — снег; учить группировать предметы по величине.

Задание 1. Игра «Снежок»*

Цель: закрепить понятие о снеге как явлении природы.

Оборудование: картинка, нарисованная на прошлом занятии; вата.

Педагог показывает картину, которую рисовали на предыдущем занятии. Затем предлагает «слепить» снежки из ваты. Совместными круговыми движениями педагог с ребенком «лепят» снежки.

Задание на дом: во время снегопада родители продол­жают организовывать наблюдение на прогулке за этим при­родным явлением.

Задание 2, Постройка башен из кубиков
различной величины

Цель: учить детей различению размеров, называнию раз­меров «большой» и «маленький».

Оборудование: два куба резко контрастных размеров (примерно 20 и 4 см3).

Ребенку предлагается дать названия кубов: «большой», «маленький» и самостоятельно построить башню из двух резко контрастных кубов.

Занятие 15

Задачи: обратить внимание ребенка на явление при­роды — ветер; учить группировать предметы по форме.

Игра «Ветерок»*

Цель: обратить внимание ребенка на явление природы — ветер.

Оборудование: изготовленные на предыдущем занятии «снежки» из ваты; два кубика.

Педагог читает потешку:

Дует, дует ветерок.

Снег принес нам на порог.

Не пугай нас, ветерок,

Мы наденем свитерок.

Затем педагог предлагает поиграть в «Ветерок». Он совместно с ребенком строит из двух кубиков ворота. Используя изготовленные на предыдущем занятии «снежки» из ваты, педагог изображает ветер (дует на «снежки» и старается попасть ими между кубиками). Затем он предлагает повторить вышеуказанные действия ребенку.

Задание на дом: во время прогулки родители органи­зуют наблюдение за этим природным явлением. Обращают внимание ребенка на порывы ветра; люди закрываются от ветра.

Задание 2. Занимательная коробка

Цель: учить различению форм — шар и куб, употребле­нию названий «шарик» и «кубик».

Оборудование: коробка, на стенках которой имеются отверстия круглой и квадратной формы, а также шар и куб. Коробка с одной стороны открыта.

Ребенку дается коробка, на стенках которой имеются отверстия круглой и квадратной формы, а также шар и куб. Коробка с одной стороны открыта.

Педагог дает ребенку в руки шарик и кубик, предла­гает показать то куб, то шар. «А теперь будем опускать в коробку шарик и кубик. Куда же нам шар опустить? В какое окошко? Вот в это окошко опустим шарик! А теперь кубик опустим. Куда же его опустить? Вот сюда!» Затем по пред­ложению педагога ребенок сам опускает шар и куб, а потом игрушка целиком поступает в его распоряжение. Ребенку предлагают называть шарик и кубик.

Занятие 16

Задачи: закреплять понятие о ветре как явлении при­роды; учить группировать предметы по форме.

Задание 1. Игра «Ветерок»*

Цель: закрепить понятие о природном явлении — ветре.

Оборудование: два одинаковых кубика, теннисный мяч.

Педагог читает потешку:

Дует, дует ветерок,

Снег принес нам на порог.

Не пугай нас, ветерок,

Мы наденем свитерок.

Педагог предлагает ребенку поиграть в «Ветерок» и само­стоятельно построить из двух кубиков ворота. Используя теннисный мячик, педагог изображает ветер (дует на мячик и старается попасть им между кубиками). Затем он пред­лагает повторить вышеуказанные действия ребенку.

Задание на дом: во время прогулки родители продол­жают наблюдение за этим природным явлением.

Задание 2. Занимательная коробка

Цель: учить различению форм — шар и куб, употребле­нию названий «шарик» и «кубик».

Оборудование: коробка, на стенках которой имеются отверстия круглой и квадратной формы, а также два шара и два куба. Коробка с одной стороны открыта.

Ребенку дается коробка, на стенках которой имеются отверстия круглой и квадратной формы, а также два шара и два куба. Коробка с одной стороны открыта,

К коробке сразу даются два шарика и два кубика. Так же, как на предыдущем занятии, ребенку предлагается поочередно подержать, пощупать шарики и кубики. Затем педагог предлагает ребенку взять шарик и опустить в соот­ветствующее отверстие. Таким же образом находят кубик и опускают в соответствующее отверстие. Процедура повто­ряется.

Занятие 17

Задачи: учить ребенка воспринимать и выделять из окру­жающей среды живое — собачку; группировать предметы по форме.

Задание 1. Игра «Собачка»*

Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окру­жающей среды живое.

Оборудование: игрушка собачка, картинки с изображе­нием домашних животных.

Педагог показывает игрушку — собачку, дает возмож­ность поиграть с ней, обыгрывает потешку о собаке:

Баю, баю, баю, бай.

Ты, собаченька, не лай!

Ты, собаченька, не лай!

Мою крошку не пугай!

Потом педагог предлагает найти изображение собаки на картинке, выделяя среди изображений: «Вот — собачка, умеет лаять — гав-гав».

Задание на дом: родители организуют наблюдение ребенка за собакой, обращают внимание на то, что она бегает, лает, ест, машет хвостиком, у нее есть голова, туловище (тело), хвост и лапы. Собаку можно встретить на улице с хозяином.

Задание 2. Игра «Разложи»

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предметов.

Оборудование: две пустые коробки, коробка с шариками и кубиками одного цвета и размера.

Педагог ставит перед ребенком пустые коробки и просит разложить в одну — шарики (показывает шарик), в дру­гую — кубики (показывает кубик).

Если ребенок затрудняется, взрослый соотносит шарик с шариком, кубик с кубиком, фиксируя «такой — не такой».

По окончании игры педагог обобщает: «Здесь — все шарики, а тут — все кубики».

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ ДО 2-х ЛЕТ

Занятие 18

Задачи: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды живое — кошку; соотносить предметы по величине.

Задание 1. Игра «Кошечка»*

Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окру­жающей среды живое — кошку.

Оборудование: игрушка кошка, картинки с изображе­нием домашних животных.

Педагог показывает игрушку кошку, дает возможность поиграть с ней, обыгрывает потешку про кошку «Кисонька- Мурысонька»:

Киска, киска! Киска, брысь!

На дорожку не садись!

Моя деточка пойдет,

Через киску — упадет! (бух!)

Затем педагог ищет с ребенком изображение кошки на картинке, выделяя ее среди других: «Вот она — кошечка, умеет мяукать — мяу-мяу!»

Задание на дом: родители организуют наблюдение ребенка за кошкой, обращают внимание на то, что она ходит, мяукает, лакает, машет хвостиком, у нее есть голова, туловище (тело), хвост и лапы.


 


Задание 2. Игра «Пирамидки»

 

Цели: развивать у ребенка зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом наложения.

Оборудование: две пирамидки: одна с маленькими колеч­ками, другая — с большими, все колечки на обеих пира­мидках одного цвета.

Педагог ставит перед ребенком две пирамидки, предлагает ему снять колечки с пирамидок. При этом педагог обыгрывает колечки, показывает ребенку, что колечки крутятся. После этого педагог берет стержень большой пирамидки и гово­рит: «Сюда надо надевать все вот такие, большие колечки». Помогает ребенку выбирать все большие колечки. При необхо­димости используются совместные действия взрослого с ребен­ком, прием наложения — маленькое колечко накладывается на большое кольцо: «Видишь, эти колечки разные, надо найти такое же, большое». Затем ребенку предлагается надевать маленькие колечки на соответствующий стержень, В конце игры педагог обращает внимание ребенка на обе пирамидки: «Здесь — все большие, а здесь — маленькие колечки».

Занятие 19

Задачи: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды живое — птицу; соотносить предметы по величине.

Задание 1. Игра «Птичка»*

Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окру­жающей среды живое — птицу.

Оборудование: игрушка птичка, картинки с изображе­нием домашних птиц.

Педагог показывает ребенку игрушку птицу, дает воз­можность поиграть с ней, читает стихотворение про птичку, выполняя действия, о которых в нем говорится:

Птичка, птичка, воробей,

Ты не бойся, не робей!

Прыгни с веточки скорей!


Затем педагог ищет с ребенком изображение птицы на картинке, выделяя ее среди других: «Вот она — птичка, умеет летать, петь — пи-пи-пи!»

Задание на дом: родители организуют наблюдение ребенка за птицей в Живом уголке или па улице, обращая внимание малыша на то, что у птички есть голова, туло­вище (тело), крылья, лапки, она умеет ходить, летать, петь, клевать зерна.

Задание 2. Игра «Матрешка»

Цели: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориенти­ровки, учить пользоваться методом проб.

Оборудование: двухместная матрешка.

Педагог показывает ребенку, как «идет» к нему матрешка: «Смотри, вот идет к тебе Ляля. Открой ее, посмо­три, что там внутри у нее». Взрослый помогает ребенку открыть матрешку и говорит: «Вот там есть еще малень­кая, возьми ее. Покажи, как она ходит. Спрячь маленькую матрешку в большую». Если ребенок не выполняет это дей­ствие, взрослый сам медленно складывает матрешку. Затем ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. В конце игры взрослый обобщает: «Маленькую матрешку можно спрятать в большую матрешку».

Занятие 20

Задачи: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды живое — рыбку; соотносить предметы по величине.

Задание 1. Игра «Рыбка»*

Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окру­жающей среды живое — рыбку.

Оборудование: игрушка рыбка, картинки с изображе­нием домашних животных и рыб.

Педагог показывает игрушку рыбку, дает возможность поиграть с ней, обыгрывает потешку про рыбку:


Рыбка, рыбка, приплыви!

Нам свой хвостик покажи!

Затем педагог ищет с ребенком изображение рыбки на картинке, выделяя ее среди других: «Вот она — рыбка, умеет плавать».

Задание на дом: родители организуют наблюдение ребенка за рыбкой, обращают внимание на то, что она пла­вает, машет хвостиком, у нее есть голова, туловище, хвост.

Задание 2. Игра «Вставь яблоки»

Цели: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориенти­ровки, учить пользоваться методом проб.

Оборудование: деревянная доска-трафарет с пятью вкла­дышами (яблоки) разного размера.

Педагог показывает ребенку доску с пятью вкладышами яблок разного размера. Предлагает ему выложить яблоки — вкладыши на стол. Затем просит ребенка вложить каждое яблоко в свою ячейку (место). Если ребенок затрудняется, используются совместные действия. Взрослый показывает ребенку, как пользоваться методом проб: «Сюда не подходит, яблоко — большое, а место — маленькое, ищи большое место».

Занятие 21

Задачи: знакомить ребенка с водой; учить соотносить предметы по величине.

Задание 1. Игра «Водичка»*

Цель: познакомить ребенка с водой.

Оборудование: бассейн с водой, плавающие игрушки.

Педагог предлагает ребенку посмотреть на водичку и обыгрывает потешку:

Кап, кап, водичка

На нашу ладошку!

Вот, она — водичка!

Намочила крошку!

Затем педагог опускает в бассейн плавающие игрушки, пред­лагает ребенку потрогать руками воду и поиграть с игрушками, обращает внимание ребенка, что его руки стали мокрыми.

Задание на дом; во время купания поиграть с ребенком с водой.

Задание 2. Игра «Брось мяч в корзину»

Цели: развивать у ребенка зрительную ориентировку на величину предметов, учить выделять по слову — большой, маленький.

Оборудование: мячи одного цвета двух размеров, кор­зина.

Педагог ставит недалеко от ребенка корзину и набор мячей, предлагает ему бросать мячи в корзину: «Бери такой, как у меня, большой, бросай! Теперь снова бери большой, бросай». Педагог обобщает: «В корзине — только большие мячи, а здесь — маленькие». Затем ребенку пред­лагают выбирать и бросать только маленькие мячи.

Занятие 22

Задачи: обратить внимание ребенка на явление при­роды — дождь; учить соотносить предметы по форме.

Задание 1. Игра «Дождик»*

Цель: обратить внимание ребенка на явление природы — дождь.

Оборудование: синяя краска, альбомный лист,

кисточка.

Педагог рисует тучи, берет пальчик ребенка, опускает в синюю краску и совместными движениями рисуют дождик, проговаривая: «Кап-кап».

Затем педагог дорисовывает лужи, произносит стихи:

Дождик, дождик, кап-кап-кап,

Мокрые дорожки.

Все равно пойдем гулять,

Наденем сапожки.

Задание на дом: во время дождя родители организуют наблюдение на прогулке за этим природным явлением. Обращают внимание ребенка на лужи, которые образуются после дождя, на капли воды, тучи, из которых идет дождь, люди идут в плащах, под зонтиками, в сапогах.

Задание 2. Игра «Спрячь игрушку»

Цель: вызвать у ребенка интерес к свойствам предметов, к овладению способами выявления этих свойств.

Оборудование: две коробки: одна — круглой формы с соответствующей крышкой, имеющей «ручку», другая — квадратной формы также с «ручкой»; шарик и кубик (нахо­дятся на подносе).

Педагог ставит перед ребенком две коробки, опускает в круглую шарик, в квадратную — кубик и предлагает их спрятать (закрыть коробки крышками). При этом обраща­ется внимание на то, как ребенок берет крышки за ручку тремя пальцами (щепотью). Если малыш затрудняется, педа­гог показывает и комментирует способ действия: «Круглую коробочку надо закрывать такой, круглой крышкой. А эту коробочку — другой, не такой, не круглой крышкой».

Занятие 23

Задачи: закрепить понятие о дожде как природном явле­нии; учить соотносить предметы по форме.

Задание 1. Игра «Дождик»*

Цель: закрепить понятие о дожде как природном явлении.

Оборудование: картинка, нарисованная на предыдущем занятии; синяя краска, альбомный лист, кисточка.

Педагог показывает картинку, нарисованную на предыду­щем занятии, рисует тучи на другом альбомном листе, берет пальчик ребенка, опускает в синюю краску и предлагает ему самостоятельно нарисовать дождик, проговаривая: «Кап-кап».

Задание на дом: во время дождя родители продолжают наблюдать на прогулке за этим природным явлением.

Задание 2. Игра «Опусти игрушку в свой домик»

Цель: вызвать у ребенка интерес к свойствам предметов, к овладению способами выявления этих свойств.

Оборудование: 2 коробки: одна — с круглой прорезью, вторая — с квадратной, шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).

Педагог ставит перед ребенком обе коробки, берет шарик, подносит к квадратной прорези и говорит: «Не проходит, не такая, надо в другую». Потом подносит шарик к круглой прорези, медленно опускает его и говорит: «Вот такая, круг­лая. Шарик круглый, у него такой домик». Затем педагог предлагает ребенку по очереди опускать предметы в про­рези, каждый раз обращая его внимание на соответствие формы прорези и формы предмета. По окончании игры педагог достает из каждой коробки опущенные предметы и обобщает выделенное свойство: «Здесь все такие, круглые, шарики. А здесь — не такие, здесь — кубики».

Занятие 24

Задачи: обратить внимание ребенка на явление при­роды — солнце; учить соотносить предметы по форме.

Задание 1. Игра «Солнышко»*

Цель: обратить внимание ребенка на явление природы — солнце.

Оборудование: альбомный лист, краски, кисточка.

Педагог рисует солнышко, берет пальчик ребенка и пред­лагает совместно с ним нарисовать лучики к солнышку. Затем педагог дорисовывает цветы, травку, произнося:

Свети, свети, солнышко,

Зеленей, лужок.

Задание на дом: в солнечную погоду родители во время прогулки обращают внимание ребенка на то, что когда све­тит солнце, становится тепло, солнышку рады птички, цветы, все люди легко одеты, ходят без зонтиков.

Задание 2, Игра «Почтовый ящик»

Цели: развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предметов, формировать практические способы ори­ентировки (метод проб).

Оборудование: коробка с двумя прорезями (квадратной и круглой), шарики и кубики одного цвета и размера (нахо­дятся на подносе).

Педагог ставит перед ребенком коробку с прорезями, обращает внимание на форму прорезей и предлагает опу­стить в нее предметы, находящиеся на подносе. При этом вначале вместе с ребенком опускает формы в прорези, поль­зуясь методом проб и комментируя действия. В дальнейшем предлагает самостоятельно опускать кубики и шарики.

Занятие 25

Задачи: закрепить понятие о явлении природы — солнце; учить соотносить предметы по форме.

Задание 1. Игра «Солнышко»*

Цель: закрепить понятие о явлении природы — солнце.

Оборудование: картинка, нарисованная на прошлом занятии; альбомный лист, краски, кисточка.

Педагог показывает ребенку картинку, нарисованную на прошлом занятии, рисует солнышко, предлагая ребенку нарисовать лучики к нему самостоятельно.

Задание на дом: в солнечную погоду родители во время прогулки продолжают обращать внимание ребенка на то, что когда светит солнце — становится тепло, солнышку рады птички, цветы, дети катаются на велосипедах, играют в песочнице, в мяч, все люди легко одеты, ходят без зонтиков.

Задание 2. Игра «Прокати шарик через ворота»

Цель: закрепить у ребенка умения выполнять практиче­ские и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами (форма).

Оборудование: шарик и кубик одного размера и одного цвета, ворота.

Педагог и ребенок сидят напротив друг друга. Перед ними лежат шарик и кубик. Педагог предлагает ребенку катить шарик к нему через ворота. В случае необходимости педагог переходит к совместным действиям с ребенком. После чего ему предлагается выполнить задание самостоятельно.

Занятие 26

Задачи: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды растение — цветок; учить группиро­вать предметы по цвету.

Задание 1. Игра «Красивый цветочек»*

Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окру­жающей среды растение — цветок.

Оборудование: живой цветок, ваза для цветов, картинки с изображениями цветов.

Педагог Обращает внимание ребенка на цветок в вазе. После наблюдений за цветком педагог читает потешку:

К нам весна пришла!

И цветочки принесла.

Ох, и рада детвора —

Любоваться им пора!

Затем педагог совместно с ребенком ищет изображение цветка на картинке.

Задание на дом: родители организуют на прогулке наблюдение ребенка за растением цветком, обращают внимание на то, что цветок растет на земле, цветет, пахнет, украшает полянку.

Задание 2. Игра «Посади бабочку»

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на цвет методом сличения (такой — не такой).

Оборудование: два картонных круга («полянки») двух цветов — желтого и красного, бабочки только одного цвета — желтого или красного одинакового размера.

Педагог кладет перед ребенком «полянки» и говорит: «Бабочка любит свою полянку, это — ее домик». Педагог берет желтую бабочку, прикладывает ее к красному кругу и говорит: «Это — не такой цвет, не ее домик. Вот ее домик (прикладывает к желтому кругу). Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку». После того, как задание выпол­нено, педагог обобщает: «Полянка — желтого цвета, такая, и все бабочки тоже желтого цвета».

Занятие 27

Задачи: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды растение — цветок; учить группиро­вать предметы по цвету.

Задание 1. Игра «Красивый цветочек»*

Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окру­жающей среды растение — цветок.

Оборудование: комнатное растение, картинки с изобра­жениями цветов.

Педагог обращает внимание на комнатное растение, предлагает полить его. Потом ищет с ребенком изображе­ние цветка на картинке.

Задание на дом: родители организуют наблюдение ребенка за комнатным растением — цветком, обращают внимание на то, что цветок растет, цветет, пахнет.

Задание 2. Игра «Подбери ленточку»

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения.

Оборудование: два воздушных шарика разного цвета, две ленточки соответствующего цвета.

Педагог надувает один из шариков и просит ребенка дать ленточку такого же цвета, как шарик. Если ребенок

дает нужную ленточку, привязывает ее к шарику и гово­рит: «Правильно, ты дал такую же ленточку, как шарик (при этом называется цвет)». В противном случае педагог прикладывает ленточку шарику и говорит: «Ленточка не такого цвета, как шарик, дай другую».

Занятие 28

Задачи: знакомить ребенка с песком, формировать инте­рес к играм с песком; учить группировать предметы по цвету.

Задание 1. Игра «Сделаем дорожку»

Цели: познакомить ребенка с песком, формировать инте­рес к играм с песком.

Оборудование: емкость с песком, совок, ведерко, машина.

Педагог дает ребенку совок и предлагает насыпать песок в ведро, после чего они высыпают песок из ведра, строят дорожку для машины.

Задание на дом: в солнечную погоду родители органи­зуют игры с ребенком в песочнице, показывают, что песок можно копать, набирать в ведерко.

Задание 2. Игра «Построй домики»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет пред­метов методом сличения.

Оборудование: два кубика синего и голубого цветов, две призмы соответствующих цветов.

Педагог строит домики, затем говорит ребенку: «Смотри, какие получились домики. Вдруг налетел ветер (дует на дома и убирает крыши). Помоги, построй такие же домики». Если ребенок затрудняется, педагог показывает, как можно использовать метод сличения при постройке домиков. Игра заканчивается словами взрослого: «У этого домика такая же крыша, как домик (называется цвет), а у этого домика — другая крыша, не такая (называется цвет)».

Занятие 29

Задачи: продолжать знакомить ребенка с песком, фор­мировать интерес к играм с песком; учить группировать предметы по цвету.

Задание 1. Игра «Сделаем дорожку»

Цели: продолжать знакомить ребенка с песком, форми­ровать интерес к играм с песком.

Оборудование: емкость с песком, совок, ведерко, машина.

Педагог дает ребенку совок и предлагает насыпать песок в ведро, после чего они высыпают песок из ведра, строят башню.

Задание на дом: в солнечную погоду родители продол­жают организовывать игры с ребенком в песочнице, пока­зывают, что песок можно копать, набирать в ведерко, стро­ить из него башни.

Задание 2, Игра «Цветные горки»

Цель: развивать у ребенка зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения.

Оборудование: деревянная цветная горка с надетыми на стержни цветными шариками двух цветов (красный и оран­жевый).

Педагог ставит перед ребенком цветную горку и предла­гает снять с нее все шарики. Затем просит ребенка надеть шарики на стержни: на один стержень одного цвета, а на другой другого цвета. В конце игры педагог называет цвет шариков на каждом стержне.

Занятие 30

Задачи: знакомить ребенка с камнем, формировать инте­рес к постройкам из камней; учить группировать предметы по цвету.


Задание 1. Игра «Построим забор»*

 

Цели: знакомить ребенка с камнем, формировать инте­рес к постройкам из камней.

Оборудование: машина, камни, картинка с изображе­нием каменного забора.

Педагог показывает ребенку разнообразные камни, кото­рые лежат в машине. Показывает картинку с изображением каменного забора. И совместно с ребенком строят забор из камней, обыгрывая потешку:

Строим, строим мы забор.

Удивительный узор Из камешек сложили,

Ничего мы не забыли!

Задание на дом: в солнечную погоду родители органи­зуют прогулку на участке, где находятся камни. Говорят ребенку, что вокруг дома из песка надо построить забор и предлагают собрать камни в машину, после этого они везут камни к домику и строят забор.

Задание 2. Игра «Построй дорожку из кирпичиков»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет пред­метов методом сличения.

Оборудование: кирпичики двух цветов (черный и корич­невый), два игрушечных мишки (черный и коричневый).

Педагог показывает ребенку мишек и предлагает постро­ить для каждого свою дорожку, обращая при этом внима­ние на цвет кирпичиков: «Для этого мишки надо постро­ить такую дорожку (показывается кирпичик и называется цвет), а для этого мишки — дорожку другого цвета, такую, как этот кирпичик». По окончании дорожки обыгрыва­ются, называется их цвет.


ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
С ДЕТЬМИ ОТ 2-Х ДО 3-Х ЛЕТ

Примерное календарное планирование занятий

  1 неделя 2 педеля 3 неделя 4 неделя
Сентябрь Диагностика Занятие 1 Занятие 2
Октябрь Занятие 3 Занятие 4 Занятие 5 Занятие 6
Ноябрь Занятие 7 Занятие 8 Занятие 9 Занятие 10
Декабрь Занятие 11 Занятие 12 Занятие 13 Новогодний праздник
Январь Новогодние каникулы Занятие 14 Занятие 15
Февраль Занятие 16 Занятие 17 Занятие 18 Занятие 19
Март Занятие 20 Занятие 21 Занятие 22 Занятие 23
Апрель Занятие 24 Занятие 25 Занятие 26 Занятие 27
Май Занятие 28 Занятие 29 Занятие 30 Итоговая диагностика
ИТОГО: 30 занятий
 

 


Последовательность проведения игр-занятий с детьми 3-го года жизни
(Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова)

Тема занятия Основная дидактическая задача Минимальный возраст детей
Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех Соотнесение по форме 2 года
Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех Соотнесение по величине и форме 2 года
Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы Группирование по цвету 2 года 1 мес.
Размещение самолетиков двух цветов в «гаражи» соответствующего цвета Соотнесение по цвету 2 года 1 мес.
Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех Соотнесение по цвету 2 года 2 мес.
Выкладывание цветной мозаики на тему «Новогодняя елка» Обозначение с помощью цвета свойств предметов 2 года 2 мес.
Рисование на тему «Огоньки на елке» Обозначение с помощью цвета свойств предметов 2 года 4 мес.
Выкладывание мозаики на тему «Веточка рябины» Изображение с помощью цвета свойств предметов 2 года 5 мес.
Рисование красками на тему «Снежинки» Изображение с помощью цвета свойств предметов 2 года 6 мес.
Рисование красками по замыслу Изображение с помощью цвета свойств предметов 2 года 9 мес.
Рисование красками на тему «Овощи», «Фрукты» Изображение с помощью цвета свойств предметов 2 года 10 мес.
Изготовление бус Группирование по цвету 2 года 6 мес.
Нанизывание больших и маленьких бусин Чередование по величине 2 года 7 мес.
Нанизывание бусин разной формы Чередование по форме 2 года 8 мес.
Нанизывание бусин разного цвета Чередование по цвету 2 года 9 мес.
 

 


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ
ОТ 2-Х ЛЕТ ДО 2-Х ЛЕТ 6 МЕСЯЦЕВ

Занятие 1

Задачи: развивать у ребенка координацию движений (в том числе кистей и пальцев рук), обучать различным приемам игры в мяч, учить ориентироваться в простран­стве; соотнесение по форме; учить ребенка мыть руки.

Задание 1. Игра «Кати мяч»

Цели: развивать у ребенка координацию движений (в том числе кистей и пальцев рук), обучать различным при­емам игры в мяч (катать мяч друг другу или взрослому, отталкивать мяч при катании), учить ориентироваться в пространстве.

Оборудование: мяч средней или большой величины.

Ребенок и педагог садятся на пол друг против друга, педагог катит мяч ребенку и говорит: «Лови!», — побуж­дая ребенка катать мяч друг другу.

Задание 2. Соотнесение предметов двух заданных форм
при выборе из четырех*

Цель: соотнесение по форме.

Оборудование: два маленьких мяча, два маленьких куба (одного цвета), тазы квадратной и круглой формы.

Педагог просит ребенка положить мячи в круглый таз, кубы — в квадратный таз.

При выполнении заданий педагог делает акцент на назва­ние формы предметов.


 


Задание 3. Игра «Вымой руки»

 

Цель; учить ребенка мыть руки.

Оборудование: два маленьких мяча, маленьких куба (одного цвета), тазы квадратной и круглой формы, полотенце.

Педагог обращается к ребенку: «Мы поиграли с тобой, теперь нам нужно вымыть ручки, мячики и кубики». Педагог показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры педагог хвалит ребенка.

Занятие 2

Задачи: учить ребенка катать мяч в нужном направле­нии, совершенствовать навык отталкивания при катании, развивать координацию движений рук; закрепление соот­несения по форме; учить ребенка последовательно выпол­нять действия при мытье рук, выполнять действия по инструкции педагога.

Задание 1. Игра «Кати мяч в ворота»

Цели: учить ребенка катать мяч в нужном направлении, совершенствовать навык отталкивания при катании, раз­вивать координацию движений рук.

Оборудование: мяч средней величины, ворота.

Педагог показывает, как нужно прокатить мяч в ворота, радуется: «Попал!», — побуждает ребенка сделать так же, эмоционально одобряет его действия.

Задание 2. Соотнесение предметов двух заданных форм
при выборе из восьми*

Цель: закрепление соотнесения по форме.

Оборудование: четыре маленьких мяча (одного цвета), четыре маленьких куба (одного цвета), тазы квадратной и круглой формы.

Педагог просит ребенка положить мячи в круглый таз, кубы — в квадратный таз.

При выполнении заданий педагог просит ребенка дать названия формы предметов.


Задание 3. Игра «Сделаем лодочки»

Цели: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, выполнять действия по инструкции педагога.

Оборудование: маленький и большой мячи, маленький и большой кубы (одного цвета), большой и маленький тазы, полотенце.

Педагог обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

1) засучить рукава (педагог произносит потешку: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»);

2) открыть кран;

3) сложить ладони рук «лодочкой»;

4) подставить руки под струю воды;

5) закрыть кран;

6) вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия (помыть мячи и кубы), подражая педагогу, который обращает вни­мание ребенка на положение рук.

Занятие 3

Задачи: учить ребенка ловить мячи разной величины, развивать координацию движений рук и быстроту реакций; соотнесение по величине и форме; учить ребенка намыли­вать руки с внешней и внутренней стороны.

Задание 1. Игра «Лови мяч»

Цели: учить ребенка ловить мячи разной величины, раз­вивать координацию движений рук и быстроту реакций.

Оборудование: мячи разной величины.

Один из родителей предлагает ребенку ловить мяч. Педагог показывает, как ребенок должен держать руки и ловить мяч. Зятем малыша учат ловить мяч от груди, сверху вниз, из-за головы,

В конце игры предлагается ребенку выполнить действия самостоятельно, взрослые эмоционально одобряет его.

Задание 2. Соотнесение предметов двух заданных форм
и величин при выборе из четырех*

Цель: соотнесение по величине и форме.

Оборудование: маленький и большой мячи, маленький и большой кубы (одного цвета), большой и маленький тазы.

Вариант 1: педагог совместно с ребенком раскладывает маленькие предметы в маленький таз; большие — в боль­шой таз.

Вариант 2: педагог совме


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: