Правовые и организационные основы

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Основные законодательные акты Российской Федерации по

Охране труда.

 

К числу основных законодательных актов РФ по охране труда следует отнести, прежде всего, Конституцию РФ, принятую путем всенародного голосования 12 декабря 1993 г.,

Трудовой Кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г.);

Гражданский Кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 23 декабря 1995 г.);

Кодекс РФ об административных правонарушениях (принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г.);

Уголовный Кодекс РФ (принят Государственной Думой 24 мая 1996 г.);

Федеральный закон от 17.07.99 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»;

Федеральный закон от 24.12.01 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

Федеральный закон от 21.07.97 г. № 116- ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Федеральный закон от 30.03.99 г. №52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения»;

Федеральный закон от 21.12.94 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Федеральный закон от 12.01.96 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», а также большое число Правительственных постановлений, связанных с утверждением нормативных правовых актов по охране труда, в том числе «Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», «Положение о расследовании профессиональных заболеваний», «Система стандартов безопасности труда» (ССБТ), «Санитарные нормы и правила», «Правила пожарной безопасности» и многие другие нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда (Л. 1 – 10).

Согласно Конституции Российской Федерации (Л.1) человек, его права и свободы являются высшей ценностью (глава 1, ст.2), охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (гл.1, ст.7). Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.42,53).

Законодательством установлены особые условия труда для беременных женщин и матерей. Государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающим их физиологическим особенностям и состоянию здоровья. Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учрежде-

ниях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке. Гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам определяется законодательством РФ и его продолжительность может быть увеличена в соответствии с законодательными актами республик в составе РФ, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Государство гарантирует беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет полноценное питание, в том числе в случае необходимости обеспечение их продуктами через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации, (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, раздел 5, ст. 23).

Законодательными актами установлены также особые условия труда для молодежи, в том числе и для несовершеннолетней. Запрещен прием на работу лиц моложе 16 лет и лишь в исключительных случаях, и только по согласованию с местным комитетом профсоюза могут приниматься на работу подростки, достигшие 15 лет. При этом подростки должны предварительно пройти медицинский осмотр, который дает возможность определить состояние здоровья подростка, а также выявить противопоказания для определенных видов труда. До достижения 18 лет подростки подлежат обязательному ежегодному медицинскому осмотру. Несовершеннолетние граждане имеют право на медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством РФ, за счет средств бюджетов всех уровней, на диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравохранения РФ, министерствами здравохранения республик в составе РФ, на бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности.

Законодательством запрещено направлять подростковую молодежь на учаски с вредными условиями труда, превышать установленные предельно-допустимые нагрузки, нормы выработки, а также продолжительность рабочего дня.

 

1.2. Государственное управление безопасностью жизнедеятельности.

 

Законодательством Российской Федерации предусмотрено государственное управление охраной труда (ст.11 ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»).

Защита населения страны и ее территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное время возложена на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В переходный период и в военное время функции защиты населения и территории страны возложены на Гражданскую оборону Российской Федерации (ГО РФ).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЕГСПЛ ЧС) представляет собой организационную систему, объединяющую органы, пункты и средства управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, предназначенную для выполнения комплекса общегосударственных мероприятий, обеспечивающих в мирное время защиту населения, территории, окружающей природной среды, социально-экономического комплекса материальных и культурных ценностей государства от чрезвычайных ситуаций природного техногенного и иного характера. В полной мере ее задачи определены в федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. и «Положении о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденном Постановлением Правительства РФ № 1113 от 5 ноября 1995 г.

В соответствие с указанными законодательными актами органами управления по делам защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях являются:

- на федеральном уровне – МЧС России; в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации – управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций;

- на региональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций;

- на территориальном уровне – министерства, государственные комитеты и главные управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- на местном уровне – управления (в категорированных городах и районах городов с районным делением), - отделы (в сельских районах, некатегорированных городах и других населенных пунктах) по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, создаваемые при органах местного самоуправления;

- на объектовом уровне – отделы (секторы, работники) по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, создаваемые на конкретных объектах, предприятиях и т.п.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти. При этом федеральным органам исполнительной власти, которым, в соответствии с законодательством РФ, предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда и координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда.

Основными органами государственного управления охраной труда являются федеральный орган исполнительной власти по труду – Министерство труда и социального развития Российской Федерации и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей) в пределах своей компетенции.

Правовые основы государственного управления охраной труда установлены Федеральным законом от 17.07.99 г. 3 181 – ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (ст.5,6,7) и постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.08.95 г. № 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда».

К органам управления охраной труда на предприятиях и в их объединениях относятся

- службы охраны труда, создаваемые в обязательном порядке в отраслевых министерствах и ведомствах Российской Федерации, а также в концернах, ассоциациях и других объединениях предприятий;

- службы охраны труда или привлеченные на договорной основе специалисты по охране труда на предприятиях (численность работников службы охраны труда должна определяться работодателем в соответствии с «Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда», утвержденными постановлением Минтруда России от 10.03.95 г. № 13);

- совместные комитеты (комиссии) по охране труда, создаваемые на предприятиях с численностью работников более 10 человек, в которые входят на паритетной основе представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя.

Органы государственного управления охраной труда координируют научно-исследовательскую работу по проблемам охраны труда, разработку нормативных требований по охране труда, распределяют средства на проведение межотраслевых научно- исследовательских работ по охране труда. Они координируют также работу служб охраны труда федеральных органов исполнительной власти, организуют учет потребности в средствах индивидуальной защиты (работа без применения которых запрещена соответствующими нормативными правовыми актами), разрабатывают нормативные требования по охране труда при выдаче организациям лицензий на отдельные виды деятельности, организуют обучение и проверку знаний по охране труда, проведение экспертизы условий труда, проведение аттестаций рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: