В группе школьников.
(предложена Ф.Фидлером, адаптирована Ю.Хариным).
Ход выполнения.
Психолог, учитель предлагает детям следующие задания: из ниже приведённых противоположных по смыслу пары слов, с помощью которых можно оценить взаимоотношения в классе, выберете одно слово. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак «*», тем более выражено это качество в вашем классе.
Образец:
Дружелюбие 8 7 6 5 4 3 2 1 враждебность
Согласие 8 7 6 5 4 3 2 1 несогласие
Удовлетворённость 8 7 6 5 4 3 2 1 неудовлетворённость
Увлечённость 8 7 6 5 4 3 2 1 равнодушие
Продуктивность 8 7 6 5 4 3 2 1 непродуктивность
Теплота 8 7 6 5 4 3 2 1 холодность
Содружество 8 7 6 5 4 3 2 1 отсутствие содружества
Взаимоподдержка 8 7 6 5 4 3 2 1 недоброжелательность
Занимательность 8 7 6 5 4 3 2 1 скука
Успешность 8 7 6 5 4 3 2 1 безуспешность
Ответы по всем шкалам оцениваются по положению поставленного учащимися значка. Итоговый показатель может находиться в диапазоне от 10 (самый благоприятный) до 80 (самый неблагоприятный). Это индивидуальный показатель учащегося.
Для определения классного показателя психологического климата необходимо
1)подсчитать среднее арифметическое индивидуальных показателей,
2) сравнить полученный результат с ключом.
Ключ: 0 –26 баллов – неблагоприятный психологический микроклимат в коллективе.
27 –53 - условно благоприятный.
54 – 80 - благоприятный климат.
Изучение психологического климата в группе школьников (2-4 классы)
Наш класс дружный | 8 7 6 5 4 3 2 1 | Наш класс дружный | 8 7 6 5 4 3 2 1 | |
В нашем классе взаимоподдержка | 8 7 6 5 4 3 2 1 | В нашем классе взаимоподдержка | 8 7 6 5 4 3 2 1 | |
В нашем классе интересно | 8 7 6 5 4 3 2 1 | В нашем классе интересно | 8 7 6 5 4 3 2 1 | |
Мы все делаем вместе | 8 7 6 5 4 3 2 1 | Мы все делаем вместе | 8 7 6 5 4 3 2 1 |