Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.
Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне их. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать аудиозаписи, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.
На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музыкальных произведениях, формируются певческие и музыкально-ритмические навыки, обеспечивается последовательное музыкальное развитие всех детей по определенной системе. В повседневной жизни дошкольного учреждения акцент делается на индивидуальной работе с детьми - развитии их музыкальных способностей, формировании чистой интонации, обучении игре на детских музыкальных инструментах и т. д. Проводником музыки здесь является воспитатель, понимающий цели и задачи музыкального воспитания, обладающий определенной музыкальной культурой. Он выбирает то время в течение дня, в которое может звучать музыка.
В режиме детского сада время отводится помимо занятий на еду, сон, гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику, разнообразные игры. Учитывая возраст детей, воспитатель определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.
Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, перед ночным сном (в группах с круглосуточным пребыванием детей), при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений. Возможно включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.
Игра безусловно является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной.
Возможны различные варианты применения музыки в играх. В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, проводя игру «Мамы и дети», ее участники поют колыбельную, празднуют новоселье в новом доме, пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музыкальных занятиях, праздниках.
Для того, чтобы музыка звучала в играх любой тематики, музыкальному руководителю необходимо отбирать и разучивать с детьми музыкальный материал, отвечающий их интересам и потребностям. В детском репертуаре должны быть песни, легкие для исполнения, предполагающие возможность петь их самостоятельно, соответствующие тематике игр, привлекательных для детей. В него следует включать песни о маме, игрушках, дне рождения, о строителях, моряках, железнодорожниках и т. д., а также плясовые и маршевые, под которые детям удобно двигаться.
Музыка может входить как составная часть и в разные занятия: по развитию речи, ознакомлению детей с природой, окружающим. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко, эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же время наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. В занятия по природоведению, проводимые в группе, также полезно включать музыку. Например, после того, как дети понаблюдали за рыбками, воспитатель может спеть песню «Рыбка», музыка М. Красева. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит воспитатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления. В результате ребенок учится не только наблюдать, но и чувствовать красоту природы, сопоставлять ее явления с музыкальными образами.
Музыкальный руководитель должен хорошо знать план общевоспитательной работы детского сада для того, чтобы в соответствии с намеченными мероприятиями проводить музыкальные занятия. Таким же образом можно связать музыкальные произведения с тематикой экскурсий по городу, посещением определенных музеев, с рассказами-беседами о трудовых профессиях.
Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например, при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться о том, чтобы инструментальное произведение или песня не нарушили целостности сказочного образа, а наоборот, дополняли его. Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых написаны оперы или детские музыкальные игры. Так, при прочтении детям сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» можно дать послушать фрагменты одноименной оперы Н. Римского-Корсакова, характеризующие три чуда: богатырей, царевну-лебедь, белку. Рассказывая русскую народную сказку «Теремок», желательно спеть песни зверей (лягушки, зайца, мышки и др.) из детской оперы-сказки М. Красева «Теремок». Исполнение песен по ходу сказок придает им особую эмоциональность.
Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные темы (о временах года, наступающем празднике, о Родине, детском саде). Например, беседу о Родине в старших группах рекомендуется закончить песнями о Родине, написанными композиторами А. Филиппенко, Е. Тиличеевой, А. Пахмутовой. При проведении беседы с детьми средней группы по картинке «Кошка с котятами» желательно использовать песню «Серенькая кошечка», музыка В. Витлина.
В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует устранению дефектов речи. Музыка расширяет круг представлений детей, способствует развитию внимания. Если ребенок слушает внимательно, то он усваивает и правильное произношение слов, и обогащает свой словарный запас. Во время беседы о музыке дети знакомятся с новыми понятиями, связанными с ее содержанием.
Дети дошкольного возраста часто неправильно произносят звуки, а также их сочетания, затрудняются в произношении тех или иных слов. Исполнение распевных песен помогает исправить отдельные недостатки речи. Пение быстрых, четких песен способствует выработке правильной артикуляции. Произношение слов улучшается и при пении различных народных потешек и прибауток с четко ритмизированным текстом, таких как «Андрей-Воробей», «Дождик», «Скок-поскок», «Дедушка Егор», «Огуречик», «Две тетери».
Использование музыки в физкультурной деятельности придает увлекательность, способствует ее эффективности. Музыка поднимает настроение детей, организует их движения, способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует их более точному и скоординированному выполнению. Но не все движения можно сопровождать музыкой. Такие, как прыжки с разбега, метание, лазанье под музыку выполнять не рекомендуется, поскольку предполагают свободный, соответствующий возможностям каждого ребенка ритм движений. Музыка также помогает детям усвоить различные построения и перестроения, которые обычно проводятся в начале или в конце занятия.
Начать занятие можно ходьбой под музыку бодрого характера или под пение песни. Пение организует ходьбу, придает ей ритмичность, а также является лучшим способом дыхательной гимнастики. Построения, перестроения, бег, проводимые в сопровождении музыки, приобретают большую четкость. Заключительную ходьбу целесообразно сопровождать ударами в бубен или исполнением на фортепиано, в аудиозаписи произведений спокойного характера, так как дети должны закончить занятие в состоянии нормализованного дыхания, кровообращения, при снижении физической нагрузки.
Комплекс упражнений для утренней гимнастики предварительно разучивается с детьми на занятиях по физкультуре без музыкального сопровождения. Воспитатель может подключать музыку только тогда, когда дети усвоили способ выполнения движений и способны согласовать их с музыкой. Например, постепенно вводится музыка при выполнении дыхательных упражнений, наклонов, прыжков, движений с предметами (палками, обручами, лентами). Всегда без музыкального сопровождения выполняются движения, цель которых - профилактика плоскостопия. Подвижная игра может проходить с включением музыки только тогда, когда ее звучание предшествует соревнованиям в скорости бега, ловли, перестроения или построения, так как эти действия предполагают индивидуальный ритм и темп движений, большую или меньшую затрату энергии у того или иного ребенка. Если на занятии не присутствует музыкальный руководитель, то воспитатель может использовать бубен, барабан, аудиозапись, какой-либо народный инструмент.
Работа по овладению разнообразными движениями ведется и на утренней гимнастике. Но основная ее цель - оздоровительная. Благодаря гимнастике укрепляется опорно-двигательный аппарат, совершенствуются все функции и системы организма. Кроме того, утренняя гимнастика позволяет организовать начало дня в детском саду. Одна из целей гимнастики с музыкой - создать у детей бодрое настроение на весь день, способствовать их активности в труде, играх, занятиях. Поэтому музыка может быть применена тогда, когда она не снижает темпа движений, не создает излишних пауз между упражнениями. И, разумеется, когда комплекс хорошо усвоен детьми. При подборе музыкального материала для гимнастических упражнений необходимо помнить о том, чтобы движения соответствовали характеру музыкального произведения, его форме.
Между музыкальным воспитанием и изобразительной деятельностью также легко наладить взаимосвязь. С одной стороны, музыка углубляет те впечатления, которые дети выразили в рисунке или лепке. С другой - дает материал для ее проведения. Например, после новогоднего праздника на занятии «Лепка по замыслу детей» многие дети вылепили персонажей, участвовавших в детском празднике. Отметив наиболее удачные работы - мишку и зайчика -воспитатель предложил всем детям спеть «Песенку зайчиков» (музыка М. Красева) и песню «Мишка» (музыка Е. Тиличеевой). В данном случае музыка углубила впечатления, выраженные в лепке. Темой рисунков, лепки, аппликации может быть и содержание хорошо знакомой песни. Например, при проведении занятия на тему «Моя любимая песня» каждому из детей предлагается нарисовать то, о чем поется в его любимой песне. Рассматривая получившиеся рисунки, ребенок узнает по ним, какие песни любят его друзья.
Воспитатель также может предложить детям нарисовать рисунок по содержанию какой-либо определенной песни, любого из ее куплетов, или изобразить конкретный образ («Птичка», музыка М. Раухвергера, слова А. Барто). Возможно, также дать детям прослушать в аудиозаписи пьесы с яркими характерными образами («Марш солдатиков» Р. Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Птичка» Э. Грига, «Подснежник» П.И. Чайковского и др.), а затем отразить в рисунке, аппликации, макете их содержание. Таким образом, объединение музыкальной и изобразительной деятельности помогает ребенку в восприятии каждого вида искусства.
Музыка, включаемая воспитателем в различные моменты повседневной жизни детей, вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства, создает приподнятое настроение. Если малыш боится воды, можно пропеть, умывая его, попевку «Водичка, водичка, умой мое личико».
Многие дети спокойно засыпают, когда мама по вечерам поет им колыбельную песню. Желательно это сделать и воспитателю перед вечерним сном детей в круглосуточных группах. Пение колыбельной песни создает домашнюю обстановку, успокаивает, навевает сон. Рекомендуется почаще использовать народные песни, прибаутки. Их тонкий юмор, яркая образность обладают гораздо большей силой воздействия на поведение ребенка, чем нравоучение или прямое указание. Большую роль в развитии двигательной активности ребенка играют потешки. Интерес, который они всегда вызывают, позволяет воспитателю использовать их для индивидуальной работы по разучиванию самых разнообразных движений. В ходе игр-потешек дети приучаются владеть своим телом, двигаться выразительно.