Пример текста для аналитического задания

Задания для 9-11 классов составляются по общим принципам, поэтому в качестве

примера приведём один вариант текста (для 10 класса) с указанием возможных

направлений его анализа.

Выполните целостный анализ стихотворения Ярослава Смелякова «Памятник».

Обратите внимание на следующие особенности его содержания и формы (поэтики):

соотношение сна и мечты, настоящего и будущего в мире лирического «я»; выбор

адресата лирического монолога; соотнесенность с литературной традицией (в каких

произведениях русских и зарубежных авторов вы встречали образ памятника поэту?

соглашается или полемизирует с ними Я.Смеляков?). Работа должна представлять

собой цельный, связный, завершённый текст.

Ярослав Смеляков

Памятник

Приснилось мне, что я чугунным стал.

Мне двигаться мешает пьедестал.

В сознании, как в ящике, подряд

чугунные метафоры лежат.

И я слежу за чередою дней

из-под чугунных сдвинутых бровей.

Вокруг меня деревья все пусты,

на них еще не выросли листы.

У ног моих на корточках с утра

самозабвенно лазит детвора,

а вечером, придя под монумент,

толкует о бессмертии студент.

Когда взойдет над городом звезда,

однажды ночью ты придешь сюда.

Все тот же лоб, все тот же синий взгляд,

все тот же рот, что много лет назад.

Как поздний свет из темного окна,

я на тебя гляжу из чугуна.

Недаром ведь торжественный металл

мое лицо и руки повторял.

Недаром скульптор в статую вложил

все, что я значил и зачем я жил.

И я сойду с блестящей высоты

на землю ту, где обитаешь ты.

Приближусь прямо к счастью своему,

рукой чугунной тихо обниму.

На выпуклые грозные глаза

вдруг набежит чугунная слеза.

И ты услышишь в парке под Москвой

чугунный голос, нежный голос мой.

Критерии оценивания аналитического задания

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается

ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она

соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе: первая

оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка»,

четвёртая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют

условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию

ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но

часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчёркивает. Работа по этому

критерию в целом выглядит как «четвёрка с минусом». В системе оценок по критерию

«четвёрке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка

выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и

введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель

оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном

процессе, как оценивание письменных текстов.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр –

оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому

критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе

показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов

работы.

Критерии:

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман),

последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте

сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: