Тема 12. Система проверки и оценки результатов обучения истории

 

План

1. Предназначение и функции систематической проверки и оценки знаний

2. Методика организации проверки знаний

3. Функции и роль оценки знаний и умений учащихся

4. Критерии оценок

5. Методы устного и письменного контроля

 

Предназначением проверки знаний является: 1) проверка уровня усвоения знаний, формирования умений и навыков; 2) это ступень осознания учащимися основных фактов, понятий. Проверка знаний не менее полезна и для работы учителя, она позволяет осуществить контроль, самоконтроль, диагностировать уровень знаний, корректировать работу учителя и исправлять недостатки. При проверке знаний реализуется функция повторения.

Основные виды проверки: индивидуальная, групповая (групповые задания), фронтальная. Проверка может быть: устная, письменная, графическая.

Методика организации проверки знаний:

1. Организация познавательной деятельности учащихся в ходе проверки.

а) вопросы в ходе проверки знаний формулируются всему классу;

б) необходимо использовать приемы учебной работы, которые вынуждают класс следить за ответами своих товарищей, анализировать их

Теоретический раздел. Конспект лекций

(ответ по цепочке, рецензирование ответов, предложение учащимся дополнить, расширить, углубить ответ товарища);

в) при индивидуальном опросе, после того, как сформулировали вопрос, учитель не должен перебивать учащегося;

г) фронтальный опрос осуществляется тогда, когда необходимо опросить учащихся за минимально короткое время. Фронтальный опрос проводится по выяснению узловых моментов в домашнем задании. Он выполняет диагностическую функцию. Вопрос ставится всему классу, а ученики вызываются по очереди. Учащиеся отвечают с места. Однако фронтальный опрос не способствует развитию устной речи учащихся.

д) групповые формы проверки знаний используются реже, когда дается задание на уроке и несколько учеников могут выполнять одно и то же задание. Оценка выставляется всей группе.

Письменный опрос также должен использоваться. Он способствует развитию письменных способностей учащихся. Необходимо готовить несколько вариантов письменных заданий (минимум ‒ 2, а обычно ‒ 4‒6.) Письменные работы не должны занимать много времени, максимум ‒ 15 мин.

Оценка имеет три основных цели: обобщающую: оценить, что узнали ученики; формирующую: сформировать процесс обучения, помочь ученикам развивать свои учебные навыки; диагностическую: определить, насколько успешна работа учителя. В то же время оценка знаний выполняет ряд функций: учет знаний, стимулирующую, воспитательную. Оценивание знаний осуществляется в словесной форме, а оценка ‒ это численное выражение знаний. В учреждениях общего среднего образования принята 10-балльная система оценок.

Интегральная десятибалльная система оценки знаний, умений и навыков учащихся

Усовершенствованная отметка Баллы Критерии (показатели) оценок
    3-     1-2   Отсутствие ответа или ответ с многочисленными существенными ошибками, которые не устраняются при дополнительных (наводящих) вопросах учителя. Узнавание объекта изучения; наличие существенных ошибок; значительные затруднения в овладении умениями; проявление волевых усилий и мотивации учения.
    Неполное воспроизведение программного учебного материала; наличие существенных, но устраняемых ошибок с помощью учителя; затруднения в применении специальных, общеучебных и интеллектуальных умений.
3+   Неполное воспроизведение программного учебного материала; наличие исправимых ошибок при дополнительных (наводящих) вопросах; затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений или отдельных навыков; проявление волевых усилий, интереса к учению, самостоятельности, осмысленности действий.
4-   Воспроизведение программного учебного материала, в том числе и различной степени сложности, с несущественными ошибками; затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков.
    Полное воспроизведение программного учебного материала с несущественными ошибками; применение знаний в знакомой ситуации по образцу; применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков с незначительной помощью учителя.
4+   Владение программным учебным материалом, в том числе и различной степени сложности, оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок в действиях; самостоятельное применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; проявление стремления к творческому применению знаний, организованности, самокритичности, рефлексии.
5-   Владение программным учебным материалом и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях; наличие единичных несущественных ошибок в действиях, самостоятельно исправляемых учащимися; наличие определенного опыта творческой деятельности; проявление добросовестности, ответственности, самооценки, рефлексии.
    Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации; выполнение заданий творческого характера.
5+   Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин, умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремленности, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению.

При выставлении оценок необходимо аргументировать и мотивировать оценку (прокомментировать ее). Учет знаний бывает: текущий ‒ включает оценки за усвоение исторического материала на каждом уроке, четвертной, полугодовой, годовой. Следует помнить, что четвертная, полугодовая и годовая оценки являются средней арифметической оценок текущего года. Четвертная оценка ставится за усвоение материала, изучаемого в четверти, не обращая внимания на «1», «2». При выставлении оценок необходимо быть объективным.

Критерии оценки знаний, умений и навыков

Описание уровня Количество баллов
Уровень 1 характеризует низшую степень обученности. Ученик отличает данный процесс, явление только тогда, когда ему предъявляют его в готовом виде, но воспроизвести ни в какой форме не может. 1‒2 балла
Уровень 2. Учащийся отвечает только на вопросы репродуктивного плана и часто при их определенной последовательности. Будучи прерванным, он, как правило, не может продолжить свой рассказ. Знания неосмысленны. Решает задачи по образцу. Уровень осознанных знаний. Учащийся устанавливает причинно-следственные связи, трансформирует информацию из словесной формы в графическую или знаковую, приводит свои примеры, оценивает правильность рассуждений, классифицирует, сопоставляет ранее изученный материал с новым, выделяет главное, делает выводы, объясняет явления на основе теоретических знаний. 3 балла ‒ при наличии ошибок или меньшем объеме информации. 4 балла ‒ за минимальный объем знаний. 6 баллов (5 баллов ставятся при неполном объеме либо несущественных ошибках).
Уровень 3. В основе уровня лежит алгоритмизация деятельности. При этом учащийся применяет теоретические знания для решения комбинированных задач со стандартным условием: расчетных, качественных, графических и экспериментальных. 8 баллов (7 ‒ выставляется при наличии ошибок, не влияющих существенно на результат).
Уровень 4. Учащийся на данном уровне умеет творчески применять теоретические знания на практике в новой, нестандартной ситуации, «переносит» в нее изученные ранее законы, понятия. Учащийся решает задачи с неопределенным условием, создаст новые алгоритмы решений, составляет задачи, предлагает новый вариант изложения теории, выполняет исследовательские лабораторные работы. 9‒10 баллов

Примерный перечень заданий для проведения поуровневого контроля.

Уровень узнавания (1‒2 балла)

1. Устный контроль.

а) Узнавание событий, фактов, дат, деятелей.

б) Поверхностные (односложные) ответы на вопросы в конце параграфа или поставленные учителем.

в) Краткий общий пересказ содержания программного материала без констатации событий, фактов, понятий.

2. Письменный контроль.

а) Краткое письменное изложение программного материала без констатации событий, фактов, понятий, законов.

б) Подчеркивание из предложенного перечня терминов, понятий, фактов, событий, дат изученной темы.

в) Выполнение тестовых заданий с двоично-выборочными заданиями (ответами в виде «да» или «нет», «+» или «-»).

г) Работа с картосхемами.

Уровень воспроизведения (3‒6 баллов)

1. Устный контроль.

а) Индивидуальные ответы на вопросы, предложенные учебным пособием или учителем в соответствии с последовательностью изложения материала.

б) Выполнение устных заданий информационного типа.

2. Письменный контроль.

а) Индивидуальное изложение вопроса, предложенное учителем по плану изложения материала в учебном пособии или по предложенному алгоритму (плану).

б) Выполнение письменных диктантов по фактологии, определениям, понятиям.

в)Заполнение пропусков в предложениях.

г)Выполнение альтернативно-множественных заданий с одним из правильных ответов.

д) Составление плана ответа на доске на предложенный учителем или учебным пособием вопрос.

е) Заполнение кроссвордов по терминам и понятиям.

ж) Работа с картосхемами.

Уровень применения (7‒8 баллов)

1. Устный контроль.

а) Индивидуальный полностью самостоятельный ответ в соответствии с программными требованиями, но с небольшими неточностями, которые исправляются самим учеником с помощью наводящих вопросов учителя.

Теоретический раздел. Конспект лекций

б) Индивидуальные, логические, правильные и развернутые ответы на вопросы: почему, докажите, объясните, сравните, сопоставьте, сделайте выводы.

в) Эффективное участие в групповых играх типа «Спрашиваем-отвечаем», «Взаимоопрос цепочкой».

2. Письменный контроль.

а) Письменные логически правильные и развернутые ответы на вопросы, начинающиеся со слов: почему, объясните, сравните, сопоставьте, сделайте выводы.

б) Выполнение заданий продуктивного характера с одним решением.

в) Выполнение тестовых альтернативно-множественных заданий с несколькими правильными ответами.

г) Заполнение анализирующих таблиц.

д) Выполнение оформленных письменных заданий информационного типа.

е) Выполнение графических заданий.

Творческий уровень (9‒10 баллов)

Устный и письменный контроль.

а) Выполнение заданий продуктивного характера с несколькими решениями.

б) Выполнение творческих задач, требующих поиска нового принципа решения проблемы, заложенной в условиях на основе межпредметных связей.

в) Выполнение заданий с наличием всех и добавочных избыточных данных; с недостатком необходимых и избыточных ненужных данных.

г) Выполнение тестовых, альтернативно-множественных заданий с возможностями индивидуально-творческого подхода.

д) Защита индивидуальных и групповых творческих работ и рефератов.

е) Рецензирование устных выступлений и письменных работ товарищей.

ж) Выступление с сообщением на конференциях.

 

Список литературы

1. Анализ современного урока. - Минск, 2001.

2. Безрукова, В.С. Все о современном уроке: проблемы и решения / В.С. Безрукова. - М.: Сентябрь, 2004.

3. Дормаш, С.В. Технология учебного процесса / С.В. Дормаш, Т.Е. Заводова. - Минск: Красико-Принт, 2004.

4. Багдановіч, І.І. Методыка выкладання гісторыі ў школе / І.І Багдановіч. – Мінск: БДПУ, 2009.

 

 

Теоретический раздел. Конспект лекций

5. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования / В.В. Шоган. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: