Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВО РГУПС)


А.В. Федоров, Е.А. Миллерова

 

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы, подготовке к практическим занятиям обучающихся направления подготовки

5.40.03.01 «Юриспруденция»

 

 

Ростов-на-Дону

 

 

Рецензент – кандидат юридических наук Напханенко И.П. (РГУПС)

 

Федоров, А.В.

Уголовный процесс: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы, подготовке к практическим занятиям обучающихся направления подготовки 5.40.03.01 «Юриспруденция» / А.В. Федоров, Е.А.Миллерова; ФГБОУ ВО РГУПС, 2017. – 71 с.

 

 

Предназначено для студентов третьего курса очной и заочной формы обучения направления подготовки 5.40.03.01 «Юриспруденция» в целях закрепления учебного материала, полученного на лекционных занятиях и проверки знаний по дисциплине «Уголовный процесс». Включает в себя вопросы на практические занятия, практические задания в виде задач структурированных по темам и составление проектов процессуальных документов, темы рефератов, вопросы к зачету (экзамену).

Одобрено к изданию кафедрой «Административное право и уголовно-правовые дисциплины».

 

© Федоров А.В., Миллерова Е.А., 2017

© ФГБОУ ВО РГУПС, 2017

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Введение ……………………………………………………………………... 3

2 Общие методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов …………………………………………………… ………… 4

3 Рекомендации по подготовке докладов ………………………………. ……. 7

4 Требования к выполнению и критерии оценивания прочих видов работ …. 8

5 Задания на семинарские занятия и контролируемой самостоятельной

работы …………………………………………………………………………….. 9

6 Перечень вопросов для подготовки к зачету (экзамену)……………… …….61

 

 

Введение

Уголовный процесс относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла. Он играет ключевую роль в обеспечении защиты прав и свобод граждан от преступных посягательств, охране общественного правопорядка и безопасности, обеспечивает реализацию норм уголовного права, тесно связан с оперативно-розыскной деятельностью и является базовым по отношению к криминалистике.

Освоение дисциплины «Уголовный процесс» предполагает знание системы правоохранительных органов и судебной системы, основных положений теории права, юридической логики, наличие общекультурных компетенции, формируемых циклом гуманитарных и социальных наук.

Освоение данной дисциплины логически продолжается изучением таких дисциплин как криминалистика, судебная экспертиза.

Целями освоения дисциплины «Уголовный процесс» являются:

- формирование у студентов базовых знаний в области уголовного процесса, что является необходимым условием профессиональной деятельности юриста;

- ознакомление с нормами действующего УПК РФ;

- формирование умения правильно понимать и толковать уголовно процессуальные нормы;

- изучение сущности и значения основных уголовно-процессуальных институтов;

- овладение навыками применения норм УПК РФ в конкретных ситуациях.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные положения науки уголовного процесса, сущность и содержание основных его понятий и институтов.

Уметь: оперировать уголовно-процессуальными понятиями и категориями; анализировать, толковать и правильно применять нормы уголовно-процессуального закона в конкретных ситуациях.

Владеть: уголовно-процессуальной терминологией; навыками работы с законодательными текстами, правовыми документами и судебно-правовыми актами; навыками анализа явлений и фактов правоприменительной практики; Навыками реализации норм уголовно-процессуального права.

 

Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

При изучении дисциплины «Уголовный процесс» особая роль отводится самостоятельной работе студентов. Современный юрист обязан быть подготовлен к самостоятельной профессиональной деятельности, требующей аналитического подхода, в том числе и в нестандартных ситуациях. Именно поэтому студенты в результате обучения должны прежде всего научиться творчеству, умению приобретать имеющиеся и создавать новые знания. Теоретическая база, которую обеспечивает прежде всего самостоятельная творческая работа, является фундаментом, на котором стоит здание правовых знаний.

Самостоятельная работа студентов включает:

- ознакомление с содержанием учебно-методического комплекса по дисциплине;

- чтение и изучение учебной и другой научно-методической литературы;

- подготовку рефератов (докладов) к практическим занятиям, составление процессуальных документов по поставленным вопросам;

- отработку тем пропущенных практических занятий, подготовку ответов на вопросы для зачета и экзамена.

Студенты, обучающиеся по направлению «Юриспруденция» уголовный процесс изучают в 5-м и 6-м семестрах, в 5-м семестре сдают зачет по общей части уголовного процесса, в 6-м – экзамен.

Материалы самостоятельной работы должны представляться в виде конспектов, докладов, материалов практических занятий.

Важным в самостоятельной работе студентов является изучение ими различных рекомендаций по темам дисциплины, учебных материалов теоретического характера.

Для обсуждения теоретических вопросов студенту следует обратиться к содержанию лекционного материала, изучить соответствующую специальную литературу, положения закона, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ. При изучении теоретических положений целесообразно обращение к рекомендованной литературе, как основной, так и дополнительной, а также к периодическим изданиям, например таким как «Российский судья», «Российский следователь», «Уголовный процесс», «Уголовное судопроизводство», «Законность», «Российская юстиция», ««Черные дыры» в российском законодательстве» и другим изданиям.

Результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в следующих формах: в составлении плана изученного источника; в выписках концептуальных положений автора работы; в составлении тезисов, т.е. самостоятельное краткое изложение основных мыслей прочитанного источника; в составлении аннотации, т.е. краткой обобщающей характеристики прочитанной книги, брошюры, статьи; в написании конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтвержденные цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами.

Самостоятельная работа с литературой должна научить студентов выделять и запоминать наиболее важные положения, выработать у них творческий подход к пониманию теоретических проблем и их практических следствий, критическое отношение к отдельным концепциям и выводам, основанное как на логическом анализе, так и на результатах практической деятельности.

По каждой теме практического занятия имеется перечень необходимой литературы. Следует отметить, что указанным перечнем вся литература по той или иной теме, безусловно, не исчерпывается.

Кроме того, студент должен самостоятельно отслеживать изменения УПК РФ, используя при этом официальные издания («Российскую газету», «Собрание законодательства») или электронные справочные системы – Консультант Плюс, Гарант и другие. Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе направлений судебной практики. С последней следует знакомиться и изучая материалы, публикующиеся в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации».

На практических занятиях используется система устных ответов (мини-докладов). К устному ответу студент готовится самостоятельно, определив предварительно в соответствии заданием на семинарское занятие тему и перечень вопросов, которые необходимо изучить. Оптимальная продолжительность ответа по одному вопросу – до 5 минут. По наиболее сложным вопросам на ответ (мини-доклад) может быть отведено и более продолжительное время. В обсуждении теоретических вопросов принимают участие все присутствующие на семинаре студенты.

При решении типовых задач студент должен показать умение использовать теоретический и законодательный материал при практическом разрешении поставленных проблем, умение работать с уголовно-процессуальным кодексом.

При пропуске студентам практических занятий их темы должны быть отработаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем может состоять в подготовке конспектов, докладов, письменных и устных ответов по отдельным вопросам либо решение задачи по пропущенной теме.

Для закрепления изученного материала предлагаются контрольные вопросы и практические задания в виде составления проектов процессуальных документов. Их выполнение покажет студенту степень усвоения отдельных тем и дисциплины в целом.

В целях закрепления изученного материала, на последних занятиях со студентами проводится учебная деловая игра на тему: «Судебное заседание по уголовному делу».

Виды самостоятельной работы студентов:

- самостоятельное решение тестовых заданий;

- подготовка и защита докладов (рефератов);

- решение типовых задач (казусов);

- составление проектов процессуальных документов

- подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, «круглых столах», олимпиадах, учебных деловых играх.

- подготовка по вопросам для собеседования и экспресс-опроса.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: