ЛЕКЦИЯ 4
Методы психологического влияния в процессе общения. Понятие об «аттракции» и ее влияние на развитие процесса общения.
Понимание в процессе общения
«Счастье — это когда тебя понимают» — так написал в сочинении герой кинофильма «Доживем до понедельника». Вы уже знаете, что в ходе общения человек стремится не просто воспринять собеседника, а познать его, понять логику его поступков и поведения. Познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия. Рассмотрим эти механизмы.
Идентификация (от лат. identificare — отождествлять) — это уподобление себя другому. Чтобы понять партнера по общению, необходимо поставить себя на его место, так как нельзя по-настоящему понять человека, пока не побываешь в его «шкуре». В случае неправильного понимания нас окружающими мы говорим: «Побывали бы вы на моем месте», иными словами, предлагаем окружающим «включить» их механизм идентификации. Данный механизм позволяет понять ценности, привычки, поведение и нормы другого человека.
|
|
Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — это не рациональное осмысление проблем другого человека, а эмоциональный отклик, чувствование, сопереживание. Эмпатия основана на умении правильно представлять, что происходит внутри человека, что он переживает, как оценивает события. Установлено, что способность к проявлению эмпатии возрастает с приобретением жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие и испытавшие, лучше понимают человека, попавшего в те или иные обстоятельства, нежели молодые люди.
Высшей формой эмпатии является действенная, характеризующая нравственную сущность человека. Например, можно просто сопереживать сокурснику, который «завалил» экзамен, а можно помочь подготовиться к пересдаче.
Аттракция.
Разум и эмоции – неразрывные составляющие человека. Все попытки отделить чувства, подавить их или даже запретить бесперспективны, и в конечном счете вредны. Чувства, подавленные и скрытые, не исчезают, они воздействуют изнутри и часто проявляются в еще более острых формах. Известно, что эмоциональное в человеке многократно перевешивают рациональное в нем. Это знание способно приносить весомую дань тому, кто будет разумно воздействовать на это самое слабое место человека.
Спросите себя: какого собеседника вам легче всего убедить в своей правоте – того, который вам симпатизирует или того, кто к вам относится с явной антипатией? Ответ очевиден. При прочих равных условиях, люди легче воспринимают позицию того человека к которому испытывают эмоционально-позитивное отношение и, наоборот, труднее принимают (и не редко отвергают) того человека, к которому испытывают эмоционально-негативное отношение.
|
|
Как управлять этим фактором и располагать к себе людей. Существует категория людей, которая умеет располагать к себе индивидов, практически сразу завоевывать доверие, вызывать к себе чувство симпатии, т.е формировать аттракцию (в переводе с латинского – привлечение, притяжение) Анализ поступков таких людей показывает, что в процессе общения они используют психологические приемы формирования аттракции, приемы, которые, как правило скрыты от собеседника.
Итак, определение: Аттракция – привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.
Во время общения с партнером на наши органы чувств поступает огромное количество сигналов. Но не все они осознаются. Например, вы беседуете с человеком, но не можете, закрыв глаза, назвать цвет его галстука. Сигнал, который воздействовал на наши органы чувств, но не был зафиксирован, может и исчезнуть для вас бесследно, а может и нет. Все зависит от того, насколько этот сигнал значим для вас, несет ли он в себе достаточный эмоциональный заряд. Минуя сознание, эмоционально-значимый сигнал остается в сфере бессознательного и оттуда оказывает свое влияние, которое проявляется в виде эмоционального отношения.
Что произойдет, если в процессе общения послать партнеру сигналы таким образом, чтобы, во-первых, сигнал имел для партнера достаточное эмоциональное значение, во-вторых, чтобы это значение было для него позитивным, а в-третьих, чтобы партнер по общению осознал этот сигнал?
Возникает такой эффект:
· Партнер по общению будет утверждать, что «чем-то это общение было приятным»,
· «что-то в нем есть располагающее».
Если же повторить это несколько раз, то у партнера будет вырабатываться достаточно стойкое эмоционально-позитивное отношение. Расположив к себе таким образом человека, т.е. сформировав аттракцию вы с большей вероятностью добьетесь принятие им вашей позиции, его внутреннего согласия с ней.
Какие на ваш взгляд существуют приемы формирования аттракции?
Приемы формирования аттракции:
I. ПРИЕМ «имя собственное».
Он основан на произнесении вслух имени (или имени-отчества) человека с которым предстоит общаться. Это не только вежливость. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Карнеги писал, что звучание собственного имени для человека – самая приятная мелодия.
Каков же психологический прием возникновения приятного ощущения.
Его составляющие:
· Имя, присвоенное данной личности, сопровождает его от первых дней жизни и до последних. Имя и личность неразделимы.
· Когда к человеку обращаются, не называя его по имени, - это «обезличенное» обращение. В этом случае говорящего интересует человек не как личность, а лишь как носитель определенных служебных функций. Когда же к человеку обращаются и при этом произносят имя, то вольно или невольно, показывают внимание.
· Каждый человек претендует на то, что он личность. Когда эти претензии не удовлетворены, мы ощущаем свою ущемленность.
· Если человек получает подтверждение, что он личность, то это не может не привлечь внимания.
· Чувство удовлетворения всегда сопровождается положительными эмоциями, которые необязательно осознаются человеком.
· Человек всегда стремится к тому, кто или что вызывает у него положительные эмоции.
· Если нЕкто вызывает у нас положительные эмоции, то он невольно притягивает к себе, формирует аттракцию.
Попробуйте, например, встречаясь утром со своими коллегами к фразе «доброе утро» прибавить его имя или имя-отчество.
Стараясь зразу запомнить имя-отчество человека, с которым мы беседуем – мы вызываем приятное чувство, которое непременно вернется.