Иные отрасли экономики

В первые пореформенные десятилетия в Донбассе по-прежнему преобладали мелкие разработки местных помещиков, казачьей старшины и зажиточных крестьян с сезонным производством, базировавшиеся на ручном труде и обслуживавшие чрезвычайно узкий местный рынок. Основным центром угледобычи в эти годы оставался Грушевский антрацитовый район. Неудачей окончились очередные, оказавшиеся на сей раз последними, попытки царского правительства организовать крупное металлургическое производство на Юге: построенный в конце 60-х гг. казенный Лисичанский завод после безрезультатных плавок был закрыт. Случайными заказами перебивался и Луганский завод.

Но уже в конце 60-х гг. намечается перелом. Большую роль в развитии донецкой промышленности сыграло железнодорожное строительство. Донбасс и весь горнопромышленный Юг покрывается сетью железных дорог, связавших новые индустриальные районы со всей страной. Особое значение для подъема горной и горнозаводской промышленности имело сооружение в 1880–1884 гг. Екатерининской железной дороги, связавшей Донбасс с Криворожьем.

Почти одновременно с Юзовским заводом ростовским промышленником Д.А. Пастуховым также при поддержке правительства был выстроен в Области Войска Донского Сулинский металлургический завод. Однако до 1887 г. он действовал с перебоями из-за отсутствия необходимого опыта работы на антраците. Оба завода работали первое время на местной руде с невысоким процентом содержания железа (криворожская руда еще не разрабатывалась), используя новую технику и технологию: паровые двигатели, горячее доменное дутье и плавку на коксе.

Строительство железных дорог и металлургических заводов на Юге России и связанный с ним быстрый рост спроса на топливо и металлоизделия вызвали на рубеже 60–70-х годах небывалую учредительскую горячку в Донбассе. Закладываются десятки шахт и штолен, основываются многие предприятия и компании. Происходивший при этом процесс вытеснения и поглощения мелких предпринимателей более крупными усилился в 70-х гг., когда в угольной промышленности Донбасса неоднократно проявлялись кризисные явления. В эти годы постепенно сходят со сцены мелкие угольные промыслы местных крестьян, многие из которых проявили себя незаурядными горноразведчиками и стали первооткрывателями ряда месторождений полезных ископаемых в Донбассе. Их прибирали к рукам сначала свои же местные богатеи, не останавливавшиеся при этом ни перед какими средствами (подкуп, спаивание крестьянского схода, организация фиктивных артелей и др.). С развитием крупного машинного производства крестьянские угольные промыслы окончательно были поглощены могучими конкурентами — русскими и иностранными капиталистами.

Угледобыча в бассейне все больше сосредоточивалась на крупных капиталистических предприятиях, в большинстве своем — специально организованных акционерных компаниях. Такими были, в частности, угольные копи юзовского Новороссийского общества, расположенные в Юзовско-Макеевском районе шахты французского Горного и промышленного общества на юге России, предприятия местных помещиков братьев Рутченко, Карпова, Иловайского, подрядчика Прохорова, казачьего полковника Рыковского, Общества южнорусской каменноугольной промышленности в Горловке. Их годовая добыча исчислялась в миллионах пудов каменного угля и антрацита. В 1878 г. на долю крупнейших угольных предприятий с добычей более 1 млн. пудов угля в год приходилось уже 58,6% всей угледобычи в бассейне.

Вновь возникшие угольные рудники и заводы очень быстро обросли рабочими поселками. Скопления убогих землянок и казарм образовывали печально знаменитые «собачевки», «нахаловки», «Шанхай». Длинными рядами выстроились бесчисленные кабаки, «обжорки», другие питейные заведения.

Начиная с 80-х годов Донбасс вступил в полосу всех отраслей промышленного производства, превратившись на рубеже XIX–XX вв. в крупнейший индустриальный район России. Этому способствовали начавшаяся промышленная эксплуатация богатейшего и высококачественного железорудного месторождения в районе Кривого Рога, все более нараставший приток иностранных капиталов в ведущие отрасли горной и горнозаводской промышленности Донбасса и Юга в целом и, наконец, усиление протекционистской политики царского правительства, щедро раздававшего южным горнопромышленникам разного рода субсидии, премии, выгодные заказы, ограждавшие их от иностранной конкуренции системой запретительных таможенных тарифов на ввозимые из-за границы продукцию и сырье.

В период промышленного подъема 90-х гг. цены на угольные участки в Донбассе за короткое время поднялись до 500 руб. за десятину. Основывались новые акционерные компании, в большинстве своем иностранные, которые подавляли и поглощали более мелких предпринимателей, не выдерживавших конкуренции. Так, каменноугольные разработки Прохорова и Древицкого перешли в начале 1895 г. за 8 млн. франков к специально организованному для их эксплуатации бельгийскому акционерному Обществу Прохоровских каменноугольных копей. Такая же судьба постигла угольные копи, принадлежавшие Рыковскому. На их базе в июле 1898 г. было организовано французское Общество Рыковских каменноугольных копей.

Значительно расширилась угледобыча и на ряде старых, основанных еще в 70-х гг. рудников. Только за последнее пятилетие XIX в. Донбасс увеличил добычу угля в 2,3 раза, выдав в 1900 г. на-гора 672 млн. пудов, что составляло свыше двух третей (68,7%) общероссийской (с Польшей) угледобычи. Общий же уровень добычи угля за 40 пореформенных лет увеличился в 112 раз. Донбасс, таким образом, превратился в основной топливный район страны, в ее кочегарку.

Высокие темпы характеризовали и развитие металлургии в Донецком бассейне. Всего за семилетие (1894–1900) здесь были построены, в основном на иностранные капиталы, металлургические заводы: Дружковский, Петровский в Енакиево, Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО) в Алчевске, Ольховский недалеко от Луганска, Краматорский, Кадиевский Алмазного каменноугольного общества, Макеевский Никополь-Мариупольского горного и металлургического общества, Мариупольский бельгийского общества «Русский Провиданс», Таганрогский. Значительно расширили производство и первенцы южной металлургии — Юзовский и Сулинский заводы. Всего же к началу XX века на Юге действовало 17 крупных металлургических (доменных) заводов, из которых 12 находились в Донбассе.

Горнопромышленный Юг быстро оттеснил Урал на второй план и превратился в главный металлургический центр страны. Донбасс, в свою очередь, занял ведущее место в металлургии Юга, производя 70% всего южного чугуна. За 16 лет, с 1885 по 1900 г., доля Донбасса в общероссийской выплавке чугуна возросла в 6 раз, составив в 1900 г. 36,1%. По производству чугуна Донбасс к началу XX в. опередил Урал.

Как и Юг в целом, Донбасс стал также одним из основных районов сталепрокатного и рельсового производства.

Рост каменноугольной и металлургической промышленности способствовал развитию металлообрабатывающего производства. Возникли литейно-механические заводы в Юзовке и на ст. Дебальцево, сталепрокатные и машиностроительные заводы в Константиновке, Горловке, котельный в Таганроге, а также многие передельные заводы, кирпичное, цементное, коксовое производство. Из машиностроительных предприятий Донбасса крупнейшим был Луганский паровозостроительный завод, построенный в конце 90-х гг. немецким капиталистом Гартманом. В Луганске же был расположен крупный казенный патронный завод, открытый в 1895 году на месте прежнего казенного литейного завода, открытого в 1886 году.

Химическая промышленность была представлена содовыми заводами в Лисичанске и близ Славянска. Здесь в 1900 г. вырабатывалось 63% всего количества соды, производившейся в России. Донбасс давал стране поваренную соль, добываемую рудничным способом в районе Бахмута и вывариваемую на небольших солеварнях в Славянске и Бахмуте, кислоты, стекло и стеклянные изделия. Недалеко от Никитовки было расположено единственное в России предприятие по производству ртути из добывавшейся здесь же руды (киновари).

В Донбассе существовало также множество мелких полукустарных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья: мельниц, крупорушек, винокуренных и пивоваренных заводов и др. Большинство из них работало несколько месяцев в году. Лишь на некоторых заводах число рабочих исчислялось десятками, они действовали круглый год, используя в производстве механические двигатели.

Всего в Донбассе на 1900 г. существовало до 300 разного рода предприятий и заведений металлообрабатывающей, химической, местной обрабатывающей и пищевкусовой промышленности (все они состояли под надзором фабричной инспекции), на которых трудилось до 20 тыс. рабочих, в их числе свыше 100 более крупных (с числом рабочих свыше 15), занимавших в своем производстве около 17 тыс. рабочих. Крупным центром фабрично-заводской промышленности к концу XIX в. стал Луганск, где действовало 85 предприятий с 5166 рабочими.

Для Донбасса был характерен исключительно высокий уровень концентрации производства. Крупные и крупнейшие предприятия всех основных отраслей донецкой промышленности производили основную часть ее продукции и сосредоточивали большинство пролетариата. Все эти заводы и рудники технически были оснащены лучше остальных.

В 1900 г. на долю 31 крупнейшей угольной копи с производительностью свыше 5 млн. пудов угля в год, составлявшей лишь 7-ю часть (10,9%) от общего числа разработок в Донбассе, приходилось 77,7% добычи угля в бассейне, 67,4% шахтеров и 82,1% мощностей механических двигателей. Еще более высокой была концентрация производства в металлургической промышленности. Металлургические заводы возникли и развивались как крупные, технически оснащенные капиталистические предприятия, в основном комбинированного типа — с доменными, мартеновскими и прокатными цехами, со своими каменноугольными и железорудными разработками. На металлургических заводах Юга были самые большие в России доменные печи, работавшие с применением горячего доменного дутья. Новая техника и технология — бессемеровские и томасовские конверторы, мартеновские печи — нашли с самого начала свое применение и в сталелитейном производстве. Что же касается предприятий остальных отраслей промышленности Донбасса, то и здесь на долю восьми крупнейших заводов приходилось 2/3 общего производства.

Засилье иноземных капиталистов в промышленности Донбасса особенно усилилось в 90-е гг., когда в их руках оказалось не менее половины всей добычи каменного угля, а из 12 металлургических заводов лишь Сулинский работал полностью на русских капиталах. Судьбы южной горной и горнозаводской промышленности в значительной степени решались в Париже, Лондоне, Брюсселе, Берлине. Собираясь на съездах горнопромышленников юга России в Харькове, участвуя в первых монополистических объединениях и соглашениях 80–90-х гг., донецкие угольные и горнозаводские магнаты ради получения громадных барышей не останавливались ни перед чем, даже перед сокращением промышленного производства, неоднократно вызывая «угольные кризисы».

Для того времени даже в наиболее технически развитой южной металлургии тяжелый физический труд занимал большое место. В доменном производстве работало много каталей, подвозивших к печам на небольших тачках сырье, все формовочные и погрузочные работы выполнялись вручную. Такое же положение наблюдалось и в сталепрокатном производстве. В Донбассе до революции не было ни одной полностью механизированной доменной печи, ни одной разливочной машины. Отдельные попытки дальнейшей механизации и совершенствования металлургического производства предпринимались в те годы исключительно русской технической интеллигенцией, такими выдающимися инженерами, как М.А. Павлов, В.Е. Грум-Гржимайло, М.К. Курако и другими, которым приходилось постоянно выдерживать нелегкую борьбу с иностранным засильем в горнозаводской промышленности юга России. Эти попытки, однако, не меняли общей неприглядной картины.

Развитие крупной капиталистической индустрии сопровождалось в Донбассе интенсивным формированием промышленного пролетариата. После отмены крепостного права многие луганские и лисичанские рабочие перешли на возникшие в 60-е — начале 70-х гг. угольные рудники, Юзовский и Сулинский заводы. Сюда же прибывали квалифицированные рабочие из Петербурга, Москвы, с Урала. Но этого было недостаточно. Подавляющую массу рабочих в угольной промышленности составляли сезонники, приходившие на заработки в зимнее время. Кадровых рабочих во всех отраслях развивавшейся донецкой промышленности, и в частности в угольной, было очень мало. Это создавало большие трудности, особенно в период интенсивного промышленного развития последней четверти XIX в. Необходимо учитывать, что степной Юг по-прежнему оставался слабо заселенным, большинство местного населения занималось земледелием. Кроме того, Донбасс непосредственно находился в районе капиталистического сельского хозяйства (южная Украина, Дон, Кубань), отвлекавшего в летнее время на полевые работы определенную часть донецких рабочих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: