- определение целей самостоятельной работы;
- конкретизация поставленной задачи;
- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;
- выбор путей и средств для решения поставленной задачи;
- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по выполнению поставленного задания;
- реализация программы выполнения самостоятельной работы;
- самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, их корректировка;
- определение причин и устранение выявленных ошибок.
Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа
Тема 1. Введение в курс «Стратегический менеджмент».
1. Сущность стратегического управления.
2. Факторы, определяющие выбор стратегии.
3. Особенности матриц, применяемых в стратегическом управлении.
4. Формирование миссии организации, ее сущность.
5. Этапы процесса стратегического управления и их задачи.
6. Формирование цели организации и ее картина.
Тема 2. Сущность перехода к становлению стратегического управления.
1. Формирование цели организации и ее картина.
2. Необходимость анализа внешней среды.
3. Значимость потенциала организации.
4. Задачи менеджера при реализации стратегии.
5. Особенность анализа непосредственного окружения.
6. Анализ внутренней среды.
Тема 3. Стратегический маркетинг – аспект преобразований.
1. Значимость поведения организации.
2. Функции стратегического маркетинга.
3. Стратегический результат деятельности организации.
4. Необходимость сочетания двух уровней управления – стратегического и оперативного.
5. Сущность методов и технологий стратегического управления.
Тема 4. Определение топ-менеджерами стратегии – портфеля продукции организации.
1. Определение стратегии – это успех организации.
2. Особенность миссии в стратегическом управлении.
3. Стратегическое позиционирование организации.
4. Уровень формирования цели на корпоративном уровне.
5. Матрицы конкурентоспособности в стратегическом управлении
Тема 5. Жизненный цикл товара в стратегическом управлении.
1. Готовность организации к изменениям.
2. Значимость стратегических неожиданностей.
3. Необходимость сочетания стратегий.
4. Необходимость и роль процесса реструктуризации в организации.
Тема 6. Стратегические управленческие решения – реализация проектного управления.
1. Необходимость и роль процесса реструктуризации в организации.
2. Значимость стратегического проектного управления в деятельности организации.
3. Стратегические изменения – вектор развития.
4. Инструмент реализации стратегического управленческого решения
5. Специфика стратегических управленческих решений.
Тема 7 Стратегический потенциал – векторстратегического проектного развития организации.
1. Значимость потенциала организации
2. Роль знаний человека в реализации стратегии.
3. Необходимость ситуационного подхода в стратегическом управлении.
4. Цель создания центра стратегической зоны.
5. Стиль поведения руководителей организации.
Тема 8. Стратегическое управление персоналом.
1. Необходимость стратегического управления персоналом.
2. Значимость стратегии-персонал
3. Социально-стратегическая направленность деятельности организации.
4. Стратегическое управление знаниями персонала.
5. Управление компетенциями в организации.
Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям
Тема 1. Введение в курс «Стратегический менеджмент».
1. Стратегический управление в системе деятельности организаций.
2. Этапы стратегического управления.
3. Основные отличия стратегических и тактических решений.
4. Стратегическое планирование.
5. Социобюджетирование, контроль и сервис.
Тема 2. Сущность становления стратегического управления.
1. Основные понятия «стратегия».
2. Элементы стратегического управления.
3. Сущность и уровни стратегического управления.
4. Определение миссии и формирование целей организации.
5. Составляющие элементы стратегического маркетинга.
6. Процессы планирования, оценки и контроля реализации стратегии.
Тема 3. Стратегический маркетинг – аспект преобразований.
1. Макро- и мезо- анализ внешнего окружения организации.
2. Мониторинг внутренней среды.
3. Картография стратегических групп.
4. Гибкая оценка конкурентов.
5. Анализ факторов по методике PEST.
6. Особенности SWOT-анализа.
Тема 4. Определение топ-менеджерами стратегии – портфеля продукции организации.
1. Средства и методы достижения конкурентных преимуществ.
2. Стратегии поведения организации в конкурентной среде с учетом кризиса.
3. Понятие корпоративной стратегии.
4. Виды наступательных и оборонительных стратегий.
5. Матрица Портера, 3-х мерная матрица Абел я и матрица Минцберга.
Тема 5. Жизненный цикл товара в стратегическом управлении.
1. Понятие жизненного цикла товара.
2. Характеристика фаз жизненного цикла товара.
3. Взаимосвязи жизненного цикла продукта и жизненного цикла организации.
4. «S» -образная – это аспект…
Тема 6 Стратегические управленческие решения – реализация проектного управления
1. Классификация стратегических управленческих решений.
2. Стратегии достижения конкурентных преимуществ – проектным управлением.
3. Стратегическое проектное управление – успех бизнеса.
4. Стратегии производства покупаемого продукта при одновременном сокращении производства другого.
5. Стратегия проникновения в сети сегмента, контролируемого конкурентом с учетом ситуации.
Тема 7 Стратегический потенциал – векторстратегического проектного развития организации.
1. Подходы формирования стратегических альтернатив.
2. Инструменты стратегического выбора:
♦ принцип АБС;
♦ самореализация личности;
♦ принцип синергизма.
3. Сущность и особенности формирования синергетического портфеля.
4. Сочетаниетехнолого-производственных стратегий с учетом кризисной ситуации.
5. Сокращение жизненных циклов товара или услуги.
Тема 8. Стратегическое управление персоналом.
1. Стратегия управления персоналом организации.
2. Составляющие элементы стратегии управления персоналом и ее взаимосвязь со стратегией развития организации.
3. Технологии управления человеческими ресурсами организации.
4. Новационные структуры управления персоналом.
5. Процесс внутренней ротации специалистов в организации на всех уровнях управления.
6. Создание творческо-партнерских отношений руководителей и персонала.
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Основная литература.
1. Дудин М. Н. Стратегический менеджмент: учеб.пособие для вузов: Допущено УМО / М. Н. Дудин, Н. В. Лясников, С. А. Широковских – 2-е изд., стер. – М.: Кнорус, 2014.
2. Лозик Н. Ф. Стратегический менеджмент: учеб.пособие / Н. Ф. Лозик, М. Н. Кузина, Д. В. Царегородцев – Элктрон. текстовые данные – М.: Русайнс, 2015.
3. Овчаренко Г. В. Стратегическое управление [Текст]: учеб.пособие для вузов: Рек. УМО / Г. В. Овчаренко, Н. Г. Ларкина, В. В. Некрасова; ЮРИУ ФГБОУ ВПО "РАНХиГС". - 4-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: ЮРИУФ РАНХиГС, 2015.
6.2. Дополнительная литература.
1. Безпалов В. В. Реструктуризация системы управления предприятия / В. В. Безпалов 2-е изд., стер. – М.:Кнорус, 2017.
2. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. Пер. с англ. / Под ред., 2004.
3. Забелин П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. – М.: Информ. – внедрен. Центр и маркетинг, 2013.
4. Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. Пер. с англ. – М.: Экономика, 2008.
5. Лапыгин Ю. Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Ю. Н. Лапыгин. – М.: ИНФРА-М, 2011.