Всего – 60 ч.
Задания и упражнения для понимания и сохранения материала.
Раздел – Предмет и методы психологии развития (12 ч.).
1. Кроме рекомендованных учебников отечественных психологов по этому разделу прочитайте книгу Крайг Г. Психология развития. – Спб.: Питер, 2000. – С. 14-56.
2. Попробуйте ответить на вопрос – в чем специфика методов возрастной психологии, какие специальные методы используются только в возрастной психологии?
Раздел – Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте (14 ч.)
1. Каковы критерии возрастных стадий в дошкольном возрасте (от 0 до 6 лет) в периодизации, принятой в отечественной психологии?
2. Ознакомьтесь с разделом «от двух до шести: раннее детство» в книге Крайг Г. Психология развития. – Спб.: Питер, 2000. – С. 350-448.
3. Прочитайте работы: Эльконин Д. Б. Развитие игры в дошкольном возрасте //Избранные психологические труды. - М., 1989; Карпова С.Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. - М., 1986; Мир детства. Дошкольник. - М. –1987; Хейзинга Й. Homo Luidus. Человек играющий. – М., 1989 и др. Приготовьтесь к деловой игре «Психология игровой деятельности». Ваш курс будет научно-исследовательским институтом игровой деятельности. Соответственно теме вашей лаборатории приготовьтесь каждый для выступления на итоговой научной конференции. Лаборатории следующие: а) лаборатория теории и методологии игры; б) лаборатория видов игровой деятельности; в) лаборатория истории психологии игры; г) лаборатория развития игровой деятельности в онтогенезе.
|
|
4. Самостоятельно поиграйте и проанализируйте ряд наиболее известных компьютерных игр. В чем их специфика? Каково их воздействие на психику дошкольника?
5. На основе рекомендованной на лекциях литературы, выделите основные подходы к исследованию и определению готовности ребенка к обучению в школе. Прорешайте самостоятельно минимум две методики (полностью), использующиеся при диагностики школьной зрелости.
Раздел – Психол. развитие и формирование личности младшего школьника (6 ч.).
1. По рекомендованной на лекциях литературе ознакомьтесь с различными периодизациями младшего школьного возраста в мировой психологии. Сравните особенности содержательного анализа этого периода жизни личности в теориях Э. Эриксона, А. Валлона, Д. Эльконина, Ж. Пиаже, З. Фрейда.
2. Ознакомьтесь с разделом «среднее детство» в книге Крайг Г. Психология развития. – Спб.: Питер, 2000. – С. 458-547.
Раздел – Психология подросткового и юношеского возраста (3 ч).
1. Ознакомьтесь с разделом «подростковый и юношеский возраст» в книге Крайг Г. Психология развития. – Спб.: Питер, 2000. – С. 558-589. Постарайтесь самостоятельно вспомнить и определить следующие понятия: «воображаемая аудитория», «персональный миф», «обряд перехода», «пубертат».
|
|
2. Ознакомьтесь с работой Мид М. Культура и мир детства. – М., 1983. – 428 с. Определите типы перехода от детства к взрослости в зависимости от уровня развития общества и культуры.
Раздел – Психология взрослого человека (6 ч.).
1. Ознакомьтесь с книгами: Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. – М.,1999. – С. 26-40, 73-104;
Крайг Г. Психология развития. – Спб.: Питер, 2000. – С. 647- 860. Подготовьтесь к коллоквиуму на тему «Психология взрослости», изучив следующие вопросы:
1. Психология взрослого человека.
2. Характеристика кризиса «середины жизни».
3. Ранняя взрослость.
4. Психологическая характеристика средней взрослости.
5. Поздняя зрелость: специфика психосоциального развития.
6. Особенности развития текучего и стабильного интеллекта во взрослом возрасте.
2. Исследуйте локус контроля у одного из ваших родителей (см. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-н/Д,1995. – С. 529-533; Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. – М.,1999. – С. 189-196). Сравните полученные данные с собственными. Возможны ли возрастные изменения локуса контроля личности?
Раздел – Психология старения и смерти (6 ч.).
1. Прочитайте по этому вопросу следующую литературу: Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. – М.,1999; Крайг Г. Психология развития. – Спб.: Питер, 2000; Ананьев Б. Г. Проблемы современного человекознания. - М., 1977; Деркач А.А., Михайлов А.С. Методология акмеологии //Психологический журнал. – 1999. - № 4.
2. Ответьте на вопрос – каковы основные теории старения?
3. Выделите на основе источников, рекомендованных на лекциях, основные стадии социального и психологического восприятия смерти.
4. Ознакомьтесь с работами П. Брегга («Сердце», «Чудо голодания» и др.) (известного сторонника здорового образа жизни). Каковы основные принципы здорового образа жизни по П. Бреггу, в чем особенности питания, двигательной активности?
Раздел – Основные теории психического развития (9 ч.)
1. Выделите основные подходы к трактовке психического развития, направления исследования психического развития в онтогенезе, используя книги: Крайг Г. Психология развития. – Спб.: Питер, 2000. – С. 60-101; Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1999 и др.
2. Сравните хронологию возрастных периодов онтогенеза в различных периодизациях, используя минимум 4 периодизации.
3. Выпишите критерии фаз психического развития, которые выделялись Элькониным, Фрейдом, К. Бюллер, Ш. Бюллер, Пиаже, Эриксоном, Валлоном.
4. Прочитайте популярный учебник Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 1992. – ч.2. – С. 7-5. Постарайтесь решить следующий тест.