Таблица 1
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины (модуля), час. | Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации | ||||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | |||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | ||||||
Заочная форма обучения (ускоренная на базе СПО) 5 семестр | |||||||||
Тема 1 | Управление и эффективность | Деловая игра | |||||||
Тема 2 | Технологии и механизмы управления | реферат, тест | |||||||
Тема 3 | Целеполагание, выработка целей и стратегий развития организации | дискуссия, реферат, | |||||||
Тема 4 | Эффективное планирование | дискуссия, реферат | |||||||
Тема 5 | Технологии управления развитием организации | Реферат, деловая игра | |||||||
Тема 6 | Экономическая эффективность управления | дискуссия, деловая игра | |||||||
Тема 7 | Эффективность кадрового менеджмента | дискуссия, практическое задание | |||||||
Промежуточная аттестация | зачет | ||||||||
Всего: | |||||||||
Содержание дисциплины
|
|
Тема 1. Управление и эффективность
Понятие «менеджмент» и его сущность. Менеджмент как процесс управления. Основные категории менеджмента: объект, субъект, функции, виды, методы, средства и принципы.
Менеджмент как целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность.
Менеджмент как область знаний и профессиональной деятельности, направленной на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов (человеческих, финансовых, технических и пр.).
Понятие «управление» и его сущность. Управление как процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.
Функции управления: анализ, прогнозирование, планирование, стимулирование, организация, учет, контроль и регулирование производственных и других экономических процессов.
Методы управления (способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления): административно-распорядительные (принуждение), экономические (побуждение), социально-психологические (убеждение).
Объективные и субъективные компоненты управления.
Система менеджмента, ее разработка с учетом специфики организации.
Разнообразие моделей менеджмента: американская, японская, европейская и др., различия в культуре. Составляющие успеха согласно этим моделям.
Понятие «эффект». Эффекты в управлении: социально-экономические, социально-организационные, социально-психологические.
|
|
Понятие «эффективность»: финансово-экономический, синкретический подходы к его объяснению. Количественное измерение эффективности.
Производительность как относительная эффективность организации.
Понятие «результативность». Критерии результативности организации: действенность, качество, прибыльность, производительность, уровень организационной жизни, новации и пр.
Соотношение понятий «эффект», «эффективность» и «результативность» в управлении, их отличие друг от друга.
Важное условие эффективного управления – адекватность применяемых методов управления внешней и внутренней среде функционирования организации.
Основные составляющие оценки эффективности социально-экономических систем: критерии эффективности хозяйствования, принцип оценки, система показателей, методика расчета эффективности хозяйствования. Понятие «эффективный менеджмент» и его сущность. Виды эффективного менеджмента: экономический и социальный, потенциальный и реальный и др.
Оценка эффективности менеджмента.