Общенаучные методы в исследовании.
1. Какую роль в исследовании играет полемика? Назовите правила проведения полемики.
2. Какие возникают проблемы при использовании общенаучных методов в практике исследования систем управления?
3. От чего зависит выбор стратегии доказательства и обоснования?
Специфические методы исследования систем управления
1. Какие проблемы текущего управления можно исследовать методами SWAT-анализа?
2. В каких случаях наиболее приемлемо использование методов SWAT-анализа?
3. Каким образом класс исследуемой проблемы влияет на выбор методов исследования?
Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления
1. Какую роль играют методы интуитивного поиска в системе методов исследования управления?
2. Чем определяется выбор и использование различных стратегий интуитивного поиска?
3. Какие существуют стратегии интуитивного поиска решений?
Метод "мозгового штурма"
1. Как строится взаимодействие исследователей в группах "мозгового штурма"?
2. Какие существуют технологические схемы использования метода "мозгового штурма"?
3. Для каких проблем метод "мозгового штурма" оказывается наиболее эффективным?
Метод синектики в исследовании
1. Чем определяется эффективность метода синектики?
2. Как формируются синектические группы?
3. Назовите состав операторов синектики? Как они практически используются?
4. Каковы причины и факторы возникновения идей синектики?
Методы проектирования концепций
1. В чем проявляется стратегия исследовательского мышления?
2. Как используются методы трансформации при проектировании концепции?
3. Что такое концепция и какую роль она играет в исследовании?
Семинар-конференция. «Методы научного исследования»
Тематика докладов на семинаре-конференции (примерная):
1. Типология методов исследования.
2. Теоретические методы исследования (индукция, конкретизация, аналогия, сравнение, классификация, анализ, синтез).
3. Моделирование в научном исследовании.
4. Эксперимент как метод научного исследования.
5. Диагностика в научном исследовании.
6. Системный анализ в научном исследовании: основные виды и этапы.
7. Методы исследования, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов: общая характеристика, достоинства, недостатки и ограничения на использование.
8. Методы коллективной работы экспертов: метод «мозговой атаки», метод типа «сценариев» («комиссий», «круглого стола»). Методика применения.
9. Методы коллективной работы экспертов: метод «совещаний», метод «деловой игры».
10. Методы индивидуальной работы специалистов: метод «Делфи», метод «древо целей». Методика применения.
11. Формализованные методы в научном исследовании: общая характеристика, достоинства, недостатки и ограничения на использование.
12. Стaтиcтичecкиe методы в научном исследовании: общая характеристика, достоинства и недостатки.
13. Социологические методы в научном исследовании: общая характеристика, достоинства и недостатки, методика примерения.
14. Методы психологической диагностики в научном исследовании: общая характеристика, достоинства и недостатки, методика применения.
15. Гpaфичecкиe методы в научном исследовании (теория графов, графическое представление информации, диаграммы, графики, гистограммы): общая характеристика, достоинства и недостатки.
Тема 3. Планирование и организация научного исследования.
Основные этапы проведения исследовательских работ и их организация. Планирование исследования. Направления, состав исследовательских работ, определяющие их факторы, основные этапы проведения, распределение ресурсов по этапам.
Управление исследовательскими работами. Программа научного исследования: общие требования, выбор темы и проблемы, структура, разработка и содержание. План исследования. Алгоритм. Распределение работ между исполнителями. Сетевой и графический методы контроля выполнения исследовательских работ. Организация исследовательских работ: условия, типы, виды. Формирование групп. Определение численности, состава и специализации. Методы организации обучения членов исследовательских групп основным методам и приемам проведения работ. Коммуникации с научными фондами, правила заявки на исследовательский грант.
Связь исследования и управленческого консалтинга. Консультирование как форма организации исследования систем управления. Образовательно-исследовательские структуры в системе управления. Формирование интегрального исследовательского интеллекта. Организационно-технологические принципы деятельности интегрального интеллекта.
Эффективность научных исследований. Роль оценивания в исследовании. Принципы оценивания. Виды оценки. Конструирование и использование показателей. Система показателей для оценивания научного исследования. Понятие эффективности научного исследования. Принципы обеспечения эффективности научного исследования. Факторы эффективности научных исследований. Показатели эффективности и результативности научного исследования. Научная новизна, практическая значимость, теоретическая значимость. Разработки предложений по результатам научного исследования.