Приемы работы с картографическими пособиями как источником знаний

Используя карту как источник знаний, необходимо решить наиболее важную методическую задачу – научить учащихся ее читать.

Знание карты и умение ее читать – понятия неравнозначные. Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий: ознакомление со способом действий, сравнение, наложение, описание географических объектов.

Рассмотрим особенности каждого приема на примерах.

Любому виду использования карты должно предшествовать знакомство с ней, сначала общее, а затем и углубленное. Один из приемов чтения карты предполагает, прежде всего, ознакомление учеников с общими требованиями пользования картой как источником знаний. Для того чтобы ученики овладели этим приемом, их необходимо ознакомить с составом следующих действий:

  • Прочитай название карты.
  • Ознакомься с легендой карты.
  • Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.
  • По картографической сетке уясни, в каких показателях дана оцифровка градусной сети.
  • Ознакомься с масштабом карты. Определи степень уменьшения.
  • Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы).
  • Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала

Один из важнейших приемов чтения карты – составление описаний географических объектов и явлений.

Этот прием способствует формированию как общих, так и единичных понятий. Важно при описании географических объектов и явлений пользоваться типовым планом их характеристики. Приступая к работе, ученики должны уяснить какую информацию они должны извлечь из ее содержания.

Например, при описании гор используется такой план:

  • В какой части материка расположены горы?
  • В каком направлении вытянуты горы?
  • Какова их протяженность?
  • Какова наибольшая высота?
  • Где расположены наивысшие точки гор?
  • В чем особенности горных хребтов?
  • К какому типу гор они относятся?

Учитель указывает на источник информации. Направляя деятельность учеников, в ходе беседы выясняет:

Какими данными карты они воспользовались.

По каким признакам на карте можно определить время их образования?

Система заданий по описанию географических объектов усложняется по мере изучения географического материала от класса к классу, включая:

  • описание отдельных объектов,
  • описание отдельных территорий
  • комплексное описание ТПК
  • экономико-географические характеристики отраслей народного хозяйства и ТПК.

Чтение карты предполагает использование приема сравнения.

На первых этапах введения приема необходимо ознакомить учеников с общими правилами:

  • Выбери объекты для сравнения.
  • Отбери необходимые карты.
  • Определи отличительные признаки, по которым будешь проводить сравнение.
  • Сопоставь географические объекты по данным карты, установи сходство и различие между ними.
  • Объясни причины различий и сходства.

Для выполнения задания учащимся предлагают источники знаний и план последовательного извлечения информации из карт. При этом учеников знакомят со способами действий:

  • Определите, какую часть территории страны занимает каждая из экономических зон.
  • Выявите, приходящуюся на каждую из экономических зон, численность населения.
  • Определите состав и наличие природных ресурсов для каждой зоны.
  • Установите состав промышленной и сельскохозяйственной продукции и долю каждого вида продукции.

Опыт и практика моей работы подтверждает, что для наиболее эффективного формирования знаний у учащихся, надо особое внимание уделять работе на уроках с картами. Главное, что объединяет, структурирует разнородные географические знания – карта. Лишь научившись вдумчиво всматриваться в карту, читать ее учащиеся будут воспринимать географические знания как единую систему, обладающую мощным объяснительным и развивающим потенциалом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: