Виды цен. Состав цены по элементам

В экономике используется большое разнообразие видов цен. Для проведения различных экономических расчетов при планировании и анализе, учете и контроле цен возникает необходимость их классификации, т.е. группировки по определенным признакам.

Экономические признаки классификации цен:

1) В зависимости от стадии товародвижения, на которой формируются цены:

· оптовая (отпускная) цена предприятия-изготовителя −цена, применяемая на республиканском рынке в расчетах между предприятием-производителем продукции и другими предприятиями-покупателями за исключением населения.Она устанавливается с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, затрат на производство, сезонности спроса, условий поставки и других рыночных факторов. Отпускная цена предприятия-изготовителя может служить ценой приобретения продукции для оптового предприятия для последующей перепродажи. К числу оптовых цен относятся закупочные цены – это цены, по которым сельскохозяйственные товаропроизводители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными партиями государству и перерабатывающим предприятиям различных форм собственности;

· оптовая (отпускная) цена оптового предприятия

формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям-покупателям с учетом всех рыночных факторов. Отпускная цена оптового предприятия одновременно является ценой приобретения товара для розничной торговой организации;

Ø розничная цена — цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий любых форм собственности или на рынках.

2) В зависимости от степени государственного воздействия, регулирования и уровня конкуренции:

· свободные (рыночные) цены – это цены, которые формируются на рынке под влиянием спроса и предложения и которые освобождены от прямого вмешательства государства. Это средняя цена осуществления сделок по данному товару на конкретном рынке в определенный промежуток времени.

К свободным ценам относятся:

  • цена спроса, когда предложения превышают спрос и складывается рынок покупателя;
  • цена покупателя, фактическая цена товаров, сделка о купле –продаже которых осуществляется в условиях рынка покупателя(т. е превышения предложения над спросом). Цена покупателя обычно находится ниже уровня рыночной стоимости товара;
  • цена предложения, когда спрос превышает предложение и складывается рынок продавца;
  • цена продавца, фактическая цена товаров, сделка о купле –продажи которых осуществляется в условиях рынка продавца. Цена продавца выгодно стимулирует развитие производства данных товаров;
  • цена производителей − цена включающая в себя базисную цену товара или услуги, все косвенные налоги (за исключением налога на добавленную стоимость) и исключающая субсидии;
  • цена договорная − цена устанавливаемая по договоренности между производителем и потребителем продукции

Ø регулируемые цены – это цены, которые формируются под влиянием спроса и предложения, но они испытывают соответствующее воздействие со стороны государства, проявляющееся в следующих формах:

  • установление верхнего абсолютного уровня цены – это наиболее жесткий метод в условиях рыночных отношений, который реализуется путем определения базовой цены и предельных ценовых коэффициентов ее роста;
  • ограничение роста цены – путем регламентирования нормы прибыли по отношению к определенной базе, например, себестоимости, заработной плате, стоимости основных фондов;
  • установление ограничений на получение посредниками соответствующего вознаграждения;
  • установление нижнего предела цены.

К регулируемым ценам относятся:

а) базисная цена – цена, исчисленная до учета и выплаты налогов (включает издержки на производство продукции (работ или услуг), прибыль производителя и величину субсидий), цена отражающая сорт и качество товара;

б) фиксированные цены – это цены, непосредственно устанавливаемые государственными органами и являющиеся крайним вариантом прямого ценового регулирования;

в) гарантированные цены − применяются при доведении государственного заказа, установлении твердых квот на производство, поставки и реализацию продукции в счет государственных нужд (закупочные цены). Эти цены обычно ниже рыночных, но они хорошо защищают товаропроизводителей в периоды спада рыночного спроса и цен и обеспечивают гарантированный сбыт и определенный валовой доход.

г) государственные цены − это цены, устанавливаемые государством;

д) предельная цена −максимально допустимая повышенная или сниженная цена на рынке в течение торгового цикла, сезона;

е) пороговая (защитная) цена − рассчитывается на основе средних цен реализации отдельных видов сельскохозяйственной продукции внутри страны и служит для определения фиксированных таможенных пошлин и переменных таможенных сборов. Рекомендуется их применять для защиты и поддержки отечественных товаропроизводителей или их групп при перенасыщении потребительского рынка продукцией, реализуемой по демпинговым ценам (искусственно пониженным, бросовым ценам, при повышенных ценах на внутреннем рынке, с целью вытеснения конкурентов и завоевания внешних рынков). Они устанавливаются обычно на уровне, позволяющем покрыть основные производственные затраты и предотвратить разорение поставщиков. Эти цены не содержат прибыли и не позволяют создать фонды развития. Их применение временное и ограничивается периодом действия демпинга. Продолжительная практика таких цен приводит к свертыванию производства, задержкам в воспроизводстве производственного потенциала, переспециализации производства под рынок;

ж) залоговая цена- цена предварительного заказа на производство продукции. Например, перерабатывающее предприятие может сделать заблаговременный заказ сельскохозяйственному предприятию, на предстоящее производство и поставку сельскохозяйственному с продукции по залоговым ценам и даже выплатить в этой связи некоторый аванс на приобретение материальных ресурсов и организацию производства. Залоговые цены − это как правило договорные цены и исходят из предполагаемых затрат и необходимой прибыли, а также из интересов обеих сторон. Преимущество залоговых цен в том, что они способствуют объективному планированию производства и стабилизации производственно-экономических и торговых отношений.

з) целевая цена- цена имеющая функцию нормативного индикатора.

Рассчитывается исходя из среднестатистических нормативов затрат для конкретных условий производства и периода хозяйствования и необходимого для каждого вида продукции уровня рентабельности (не ниже критической точки обеспечения расширенного воспроизводства). Данные цены могут широко использоваться для расчета ценовых и неценовых форм поддержки сельских товаропроизводителей, и особенно в периоды осложнения рыночного сбыта. Кроме того это проверенный способ поддержания сбалансированности продуктового производства, рыночного равновесия сбыта и потребления.

3) В зависимости от базисных условий, под которыми понимаются условия отражения в цене расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, страхование товаров и на таможенное оформление. В мировой практике эти условия применяются на основе специального документа «Инкотермс-2000». Однако, несмотря на существование данного документа, во многих странах СНГ при внутригосударственных расчетах используют традиционные со времен Советского Союза принципы формирования цен по базисным условиям, т. е. с учетом расходов по транспортировке продукции.

В данном случае порядок возмещения ценой транспортных расходов объясняется термином франко, показывающим до какого места пути следования товара транспортные расходы включены в цену. Используют две группы франко, соответствующие различным условиям поставки.

Первая группа включает цены, тяготеющие к местам производства или отправки продукции:

  • франко-склад поставщика – в данном виде цены все расходы по транспортировке продукции от предприятия поставщика до покупателя несет покупатель, и поэтому расходы по доставке продукции в цену не включаются;
  • франко-станция (порт, пристань) отправления – в данном случае поставщик продукции включает в цену расходы по доставке продукции до станции отправления, ее взвешиванию и отправке;
  • франко-транспортное средство (вагон, баржа или борт парохода, самолета) – станция отправления – при учете этих условий в отпускную цену включаются не только расходы по доставке продукции до станции ее отправления, но и затраты по погрузке продукции в транспортное средство.

Вторая группа включает цены, тяготеющие к местам потребления или доставки продукции:

  • франко-склад покупателя – в отпускную цену включаются все расходы по транспортировке продукции до покупателя;
  • франко-станция назначения – в отпускную цену включаются все расходы по доставке продукции до станции назначения, а также выгрузке товара из транспортного средства;

франко-транспортное средство – станция назначения – в отпускную цену включаются расходы по доставке продукции до станции назначения и расходы по перегрузке ее в пути следования.

4) В зависимости от формы организации торговли:

биржевые цены – это цены по сделкам, заключаемым на бирже, выступающей в роли посредника товарообменных операций;

аукционные цены – это цены, отражающие процесс продажи товара на аукционе; начальная цена- минимальная или максимальная цена, устанавливаемая владельцем товара на предлагаемую к продаже на аукционе партию товара. Эта цена объявляется аукционистом в начале торга;

цены торгов (тендеров) – это цены при специализированной форме торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров. В ходе тендерных торгов покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с определенными технико-экономическими характеристиками. Товаром при этом могут выступать государственные и военные заказы, партии сырья, уникальное оборудование, строительство объектов производственного или непроизводственного назначения. В результате торгов контракт получает та фирма или предприятие, которое предложит минимальную цену, обеспечит требуемое качество и короткие сроки исполнения заказа.

5) По способу установления и фиксации цен различают:

  • твердая цена- цена которая устанавливается в момент подписания договора и не меняется в течение всего срока поставки продукции по данному договору. Ее называют еще постоянной ценой (срок действия заранее не определен;
  • подвижная цена - когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится, понизится). Подвижные цены устанавливаются обычно на промышленные сырьевые, продовольственные товары, поставляемые по долгосрочным договорам;
  • гибкая цена - цена, которая свободно изменяется при изменении совокупного спроса.
  • скользящая цена- цена, устанавливаемая при сделках на продукцию (работу, услуги) с длительным производственным циклом, рассчитываемая на основе принципа скольжения, позволяющего учитывать изменения в издержках производства, которые имели место за период времени, необходимый для изготовления продукции; цена, устанавливаемая на продукцию, подверженную быстрому и реальному старению, затраты на которую резко снижаются по мере серийного освоения и когда меняется степень удовлетворения ее общественных потребностей.

6) С учетом фактора времени различают:

  • постоянная цена- цена срок действия которой заранее не определен;
  • сезонная цена- закупочные и розничные цены на некоторые с/х продукты (овощи, фрукты), планомерно изменяющиеся по временам года (сезонам);
  • ступенчатая цена - ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале;
  • сопоставимая цена – цена какого-либо определенного года или на определенную дату, условно принимаемая за базу при сопоставлении в стоимостном выражении объема производства, товарооборота и других экономических показателей в отдельные периоды.

7) Цены, используемые во внутрипроизводственном планировании и учете на предприятии:

  • планово-расчетные цены используются во внутрипроизводственном планировании на крупных предприятиях, в объединениях в расчетах между цехами и подразделениями, предприятиями. Они являются элементом внутрипроизводственного хозрасчета;
  • учетные цены применяются для оценки движения материальных ресурсов, готовой продукции на предприятии. В зависимости от выбранной и оговоренной в приказе предприятия учетной политики в учете товаров могут использоваться покупные или продажные цены, средневзвешенные или последнего приобретения.

8) В зависимости от рынка, на который поставляется продукция, выделяют:

  • цены для внутреннего (республиканского) рынка,
  • цены для внешнего рынка (на экспортную продукцию)

Движение потоков во внешней торговле лежит в основе деления цен на цены на импортируемые и цены на экспортируемые товары:

  • экспортные цены – это цены, по которым производители продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке;
  • импортные цены – это цены, по которым закупаются товары (услуги) за рубежом.

Мировая цена – это цена основных стран экспортеров товаров и услуг, выраженная в свободно-конвертируемой валюте, по которой осуществляется купля - продажа в важнейших международных центрах торговли, на рынках со свободным режимом.

Цена любого товара, услуги состоит из ряда обособленных элементов. Она имеет типовой набор составляющих, который определяется условиями простого и расширенного воспроизводства, действующей системой налогообложения. В общем виде цена любого товара или услуги включает издержки производства и обращения, прибыль и косвенные налоги. Розничную цену товара, реализуемого на внутреннем рынке Беларуси, сегодня можно представить в виде следующей схемы (рисунок 4.1).

 

Себестоимость   ОТПУСКНАЯ ЦЕНА ПРЕДПРИЯТИЯ-ИЗГОТОВИТЕЛЯ ОТПУСКНАЯ ЦЕНА ОПТОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА
Прибыль
Акциз  
Целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды
Отчисления в республиканский целевой бюджетный фонд
Налог на продажу автомобильного топлива  
Оптовая наценка    
Розничная торговая наценка      
Налог на добавленную стоимость      
Налог на продажу в розничной торговой сети    
     

 

Рисунок 4.1 Состав цены по элементам

Себестоимость является основным элементом цены и производители заинтересованы в том, чтобы в цене были возмещены из затраты, связанные с производством и реализацией продукции.

Прибыль в ценах необходима для создания средств на потребление и накопление на предприятиях, а также уплаты налогов за счет прибыли (на прибыль, недвижимость, местных).

В тех случаях, когда государственные органы регулируют цены в сторону уменьшения (например, на отдельные социально значимые товары или услуги), изготовителю должна выплачиваться дотация, возмещающая часть затрат и обеспечивающая прибыль, необходимую предприятию для расширенного воспроизводства.

Косвенные налоги и неналоговые платежи устанавливаются государством с учетом общественных потребностей и непосредственно увеличивают цену. В качестве косвенных налогов выступают акцизы, сборы и отчисления в местные и республиканские фонды, налоги на добавленную стоимость, на продажу.

Акцизы включаются в цены товаров, имеющих по специфике своих свойств, монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Акцизами облагаются такие товары как спирт гидролизный технический, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, вино и иная алкогольная продукция), пиво, табачная продукция, нефть сырая, автомобильные бензины, дизельное топливо; ювелирные изделия, автомобили легковые и микроавтобусы.

Ставки акцизов могут быть установлены твердые (специфические) т.е. в ЕВРО или рублях за физическую единицу или адвалорные (процентные). Если действует твердая ставка в ЕВРО, то сумма акциза определяется путем перевода количества ЕВРО по курсу в рубли.

Целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды предусматривают формирование централизованных ресурсов на развитие определенных регионов по необходимым на конкретном этапе направлениям. Они включают отчисления в фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды для привлечения дополнительных средств на строительство жилья и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда.

Отчисления в республиканский целевой бюджетный фонд предусматривают формирование централизованных ресурсов по приоритетным направлениям развития экономики страны в целом. Они направляются на поддержку производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Эти отчисления были введены в связи с непаритетом цен на закупаемую сельскохозяйственную продукцию и продукцию промышленности, поставляемую сельскому хозяйству, а также недостаточностью бюджетных ассигнований на решение первоочередных потребностей сельскохозяйственных предприятий. Они включаются в цену продукции (работ, услуг) предприятий всех отраслей и сфер деятельности. В состав отчислений в республиканский фонд входят также отчисления средств пользователями автомобильных дорог, которые производят предприятия, объединения всех форм собственности.

Налог с продаж автомобильного топлива платят и включают в цену продукции предприятия (изготовители, торговые предприятия), реализующие на территории Беларуси автомобильное топливо (бензин, товарное дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ, используемые в качестве автомобильного топлива).

Оптовая и розничная торговые наценки представляют собой цены услуг оптовой и розничной торговли. По своему составу они схожи с отпускной ценой предприятия-изготовителя, т.е. содержат издержки торговых организаций, их прибыль, а также косвенные налоги, предусмотренные законодательством государства и уплачиваемые торговой организацией. Сумма торговой наценки может определяться на основе установленных или согласованных в процессе переговоров между продавцами и покупателями размеров торговых надбавок или скидок. При этом торговую надбавку принято выражать в процентах к отпускной, а торговую скидку - в процентах к розничной цене.

Налогом на добавленную стоимость (НДС) облагается стоимость, которую предприятие добавляет к стоимости сырья, материалов и приравненных к ним затрат при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Ставки налога на добавленную стоимость могут различаться по видам товаров. Если основная ставка НДС составляет 18 %, то на социально значимые продукцию, услуги установлены пониженные льготные ставки (продовольственные товары, товары для детей, бытовые услуги), в некоторых случаях продукция или услуги (в силу своей особой социальной значимости, экспортируемые товары) вообще освобождаются от уплаты налога.

Налоги на продажув розничной торговой сети дано право устанавливать местным Советам депутатов на своей территории. Такой налог представляет собой часть розничной цены товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: