ГЛАВА 1. Конституционные основы судебной власти США.
Основы судебной власьт закраплены в статье 3 конституции США, вкоторой говориться:
Раздел 1. Судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени устанавливаться и учреждаться Конгрессом. Судьи как Верховного суда, так и низших судов сохраняют свои должности до тех пор, пока их поведение является безупречным; и в установленные сроки они получают за свою службу вознаграждение, которое не может быть уменьшено, пока они находятся в должности.
Раздел 2. 1. Судебная власть распространяется на все дела, решаемые по закону и по праву справедливости, возникающие на основе настоящей Конституции, законов Соединенных Штатов и заключенных или могущих быть заключенными их властью международных договоров; на все дела, касающиеся послов, других полномочных представителей и консулов; на все дела адмиралтейства и другие морские дела; на все споры, в которых Соединенные Штаты являются стороной; на все споры между двумя или более штатами; между штатами и гражданами другого штата, между гражданами разных штатов, между гражданами одного штата по искам о землях, полученных в дар от различных штатов, а также между штатом или его гражданами и иностранными государствами, гражданами или подданными.
|
|
2. Все дела, касающиеся послов, других полномочных представителей и консулов, а также дела, в которых одной из сторон является штат, подсудны Верховному суду в качестве первой инстанции. Во всех других ранее упомянутых случаях Верховный суд является апелляционной инстанцией, решающей вопрос как права, так и факта с теми ограничениями и в соответствии с теми правилами, которые будут установлены Конгрессом.
3. Все дела о преступлениях, за исключением рассматриваемых в порядке импичмента, подсудны суду присяжных; и судебное разбирательство происходит в том штате, где было совершено преступление; а если оно было совершено за пределами какого-либо штата, то судебное разбирательство происходит в том месте или местах, которые будут предусмотрены в законе, изданном Конгрессом.
Также непосредственно на судебной властью и полномочия судов влияют поправки к конституции № V, VI, XI. Но стоить все же отметить, что в Конституции США 1787 г. и в последующих поправках к ней положения о судоустройстве представлены лишь в самой Общей форме. Однако эти положения являются исходными для организации федеральной судебной власти и установления Границ ее действия. Нормы ст. III, а также V, VI и VII поправок к Конституции, вошедших составной частью в Билль о правах 1791 г., декларируют ряд буржуазно-демократических Принципов судоустройства, позаимствованных из английской Судебной практики (формальная независимость судей, участие большого жюри в процедуре предания обвиняемого уголовносуду, суд присяжных и т. д.).
|
|
Конституция США не предусматривает фиксированную систему федеральных судов. Организация низших звеньев федеральной юстиции отнесена к ведению конгресса США. Таким образом любые изменения в структуре судов США и в распре делении судебной компетенции могут быть осуществлены в зависимости от конкретных политических условий посредством текущего законодательства без необходимости для правящих кругов прибегать к сложной процедуре принятия и ратификации конституционных поправок.1
Хотя в самой Конституции о судах штатов ничего не говорится, она исходит из факта существования в стране двойной системы судов. Перечень дел, на которые распространяется судебная власть федерации (ст. III разд. 2), в конституционной практике США принято рассматривать как «закрытый». Формально ни конгресс, ни сами суды не могут без изменения Ст. III расширить круг вопросов, подлежащих ведению федеральной юстиции. Следовательно, все не упомянутые в данной статье категории дел считаются отнесенными к компетенции штатов. Более того, ст. III была истолкована таким образом, что не исключается рассмотрение перечисленных в ней дел также и судами штатов (так называемая «совпадающая» юрисдикция).
Дела, отнесенные Конституцией к компетенции федеральных судов, в юридической доктрине США принято делить на две группы. Первую из них составляют дела с определенным со ставом участников процесса; все они исчерпывающим образомперечислены в ст. III разд. 2. Принятая в 1795 г. II поправка к Конституции исключила из федеральной подсудности дела, одной из сторон в которых является штат, а другой — гражданин другого штата или иностранного государства. Ко второй группе относятся дела, в которых федеральная юрисдикция вытекает из самого характера дела, — дела, возникающие на основе норм федерального права или требующие решения так называемого «федерального вопроса», т. е. включающие опор, связанный с толкованием содержания или сферы применения федерального права. Но установление наличия или отсутствия такого «вопроса» в значительной степени зависит от усмотрения самих федеральных судей.
В целом судебная практика США в XX в. идет по пути внеконституционного расширения федеральной судебной власти, что получило наиболее яркое выражение в развитии судебного конституционного контроля. Значение этого своеобразного правового института состоит не только в возможности для федеральных судов, и прежде всего для Верховного суда США, объявлять недействительными законы конгресса и легислатур штатов, акты исполнительной власти; в их праве толковать, а фактически и видоизменять, перекраивать по своему усмотрению смысл важнейших положений Конституции США.
1. Филлипов С.В. Судебная система США. Москва: Издательство «Наука», 1980.