Бизнес-проект (или бизнес план) разрабатывается в различных модификациях в зависимости от назначения:
• по предприятию в целом (как новому, так и уже действующему);
• по бизнес-линиям (продукции, работам, услугам, техническим решениям).
В данном параграфе бизнес-проект рассматривается как основной инструмент продуктовой стратегии, т. е. разрабатывается по бизнес-линиям предприятия.
Следует подчеркнуть, что существенные различия между бизнес-проектом и стратегическим планом заключаются в следующем.
1. Бизнес-проект, в отличие от стратегического плана, включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенного вида нового бизнеса. Бизнес-проект ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации.
2. Стратегические планы по мере выполнения определенного этапа анализируются, что отражается на их корректировке или пересмотре стратегий. Бизнес-проект имеет четко очерченные временные рамки, по истечение которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены. Таким образом, бизнес-проект по своей форме, в отличие от стратегического плана, характеризуется конкретной проработкой и определенной самодостаточностью.
|
|
3. В бизнес-проекте функциональные составляющие являются полноправными, равновесными частями его структуры (планы производства, маркетинга и др.) и имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане.
Следовательно, бизнес-проект представляет собой краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого производства продукта (оказания услуги). Он является инструментом для рассмотрения и принятия наиболее перспективных решений, помогает определить средства их достижения.
Анализ существующей практики разработки бизнес-проектов позволяет определить его основные характеристики:
• бизнес-проект служит для обоснования выпуска предполагаемого продукта (услуги) и оценки результатов на определенный период времени;
• документ, позволяющий осветить курс действий организации;
• поскольку бизнес-проект рассматривается как инструмент внутрифирменного управления, он может в процессе работы обновляться, что делает фирму восприимчивой к разного рода нововведениям (технического, технологического, информационного, организационного, экономического и иного характера);
• он является документом, страхующим предполагаемый успех бизнеса.
При разработке бизнес-проекта используют следующие основополагающие принципы:
• гибкость, что дает возможность адаптировать проект к изменениям условий внешней окружающей среды, в которой функционирует фирма;
|
|
• коммуникативность, что предполагает координацию и интеграцию усилий, т. е. в разработанном проекте все должно быть взаимосвязано и взаимозависимо;
• интерактивность, которая означает творческий подход и неоднократную проработку разделов плана;
• многовариантность, позволяющую выбрать наиболее лучший из альтернативных вариантов бизнес-проекта;
• адекватность, которая означает необходимость отражения реальных проблем в процессе бизнес-проектирования.
По времени бизнес-проект может охватывать достаточно длительный период, обычно — 3-5 лет, но иногда и больше. В нем заложено гибкое сочетание производственного и рыночного, финансового и технического, внутреннего и внешнего аспектов деятельности фирмы.