Методические указания
К выполнению контрольных работ
По дисциплине «Введение в общую психологию и антропологию»
Для студентов заочной формы обучения
Направление подготовки 37.03.01 «Психология»
(осенний семестр)
Ростов –на -Дону
Составители:к.психол.наук, доцент Грищина А.В.
Методические указанияк выполнению контрольных работ по дисциплине«Введение в общую психологию и антропологию»для студентов заочной формы обучениянаправление подготовки 37.03.01 «Психология» (осенний семестр)/ Ростов - на - Дону, ДГТУ, 2017 г.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ
Цели и задачи дисциплины
Цель курса – формирование и развитие у студентов способности и готовности к:
− использованию основных методологических и концептуально значимых понятий психологической науки на различных этапах ее становления;
− сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии и в соотношении с историческими предпосылками ее развития;
|
|
− анализу гипотез возникновения и основных этапов развития психики в процессе эволюции;
− применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики.
Задачи курса:
1. Погрузить студентов в контекст научной психологии:
· задать язык психологии как науки;
· обозначить формат, критерии, методы, проблематизировать, предлагая по-новому взглянуть на общеизвестные и очень знакомые феномены и явления;
· познакомить с наиболее драматичными проблемами психологии;
· найти место общей психологии в общей системе психологического знания (благодаря обозначению ее предмета, методов, проблем).
2. Подготовить почву для дальнейшего освоения студентами различных психических дисциплин:
· мотивировать студентов к самостоятельному изучению психологической литературы;
· пробудить и укрепить интерес к теоретическому научному знанию.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения курса студент должен
знать:
· базовые категории и понятия психологии;
· основные подходы к определению предмета психологической науки;
· основные принципы построения психологии как науки;
· современные тенденции развития психологической науки.
понимать (иметь представление):
· основные проблемы психологии;
· своеобразие современного состояния психологии;
· сложности определения психической реальности как предмета психологии;
· уникальность психологического знания;
· отличие научной психологии от житейской.
|
|
уметь:
· оперировать основными психологическими категориями и понятиями;
· выделять собственно психологическое знание от других видов знания о человеке;
· описывать психическую реальность;
· устанавливать взаимосвязи между отдельными категориями и понятиями психологии.
УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ
МОДУЛЬ I. СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Комплексная цель модуля – формирования и развития у студентов способности и готовности к использованию основных методологических и концептуально значимых понятий психологической науки на различных этапах ее становления, а также сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии и в соотношении с историческими предпосылками ее развития.
Тема 1. Истоки психологической науки. Развитие представлений о предмете психологии в донаучной, философской и научной психологии
Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока.
Представление древних греков о душе. Материалистический и идеалистический подходы к изучению психики, борьба этих направлений в истории психологии. Критика идеалистического понимания психики как особой субстанции, духовного начала. Критика механических взглядов на природу психического.
Успехи биологических наук в изучении мозга и поведении живых организмов и необходимость введения психологических понятий при анализе деятельности животных и человека. Становление экспериментальной психологии.