К малому предприятию (МП) относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу.
Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу.
Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью следующих показателей:
• доли валового внутреннего продукта, создаваемого в малом бизнесе;
• доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
• доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
• доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
• доли малого бизнеса в экспорте продукции;
• доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
• доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме;
|
|
• доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе.
С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.
Социальная значимость малого бизнеса выражается в снижении уровня безработицы; в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах; в улучшении качества обслуживания; в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан; в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике; в снижении социальной напряженности в обществе.
В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Но наиболее часто применяемыми критериями являются:
• средняя численность занятых на предприятии работников;
• ежегодный оборот предприятия;
• величина активов.
Малое предприятие – это предприятие, соответствующее законодательно установленным для отдельных отраслей экономики критериям численности работников, реже – оборота, и получающее налоговые льготы по кредитам и другие виды государственной поддержки.
Малые предприятия представляют собой малое предпринимательство, могут быть созданы частным лицом и предприятием любой формы собственности. Малое предприятие может быть «одноклеточным» и более сложным, иметь филиалы, участки, представительства и различные организационно-правовые формы.
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» к субъектам малого предпринимательства относятся:
|
|
- индивидуальные предприниматели,зарегистрированные в Республике Беларусь;
- микроорганизации –зарегистрированные в Беларуси коммер-ческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
- малые организации –зарегистрированные в Беларуси коммерческие организации со средней численностью работников за календарныйгод от 16 до 100 человек включительно.
К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Беларуси коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
В 2015 г. удельный вес работников, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, составил 31,9 % от общей численности занятых в экономике; доля выручки от реализации продукции малого и среднего бизнеса составляет 39,6 % от общереспубликанского значения, объем экспорта – 48,4 %.
Для государственной регистрации малого предприятия следует представить учредительный договор и устав предприятия. В учредительном договоре определяются отношения между предприятием и его учредителем, финансовые связи, уставный капитал, порядок отчисления из прибыли в пользу учредителя. Уставом малого предприятия определяются цели его деятельности, порядок образования имущества предприятия, порядок управления и распределения прибыли, условия реорганизации и прекращения его деятельности.
Малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятель-ность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Оно отчитывается о результатах своей хозяйственной деятельности перед учредителями в порядке, определенном учредительным договором.
В современных условиях дальнейшее развитие малого бизнеса в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.
Таким образом, сильные стороны малых и средних предприятий заключаются в простой и четкой организационной структуре, высокой скорости принятия решений, умении приспособиться к динамичному спросу, креативности.
Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства.