Сущность, роль и значение малого бизнеса

К малому предприятию (МП) относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу.

Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу.

Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью следующих показателей:

• доли валового внутреннего продукта, создаваемого в малом бизнесе;

• доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

• доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;

• доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

• доли малого бизнеса в экспорте продукции;

• доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

• доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме;

• доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе.

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

Социальная значимость малого бизнеса выражается в снижении уровня безработицы; в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах; в улучшении качества обслуживания; в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан; в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике; в снижении социальной напряженности в обществе.

В мировой практике для отнесения предприятий к малым ис­пользуется более 50 критериев. Но наиболее часто применяемыми критериями являются:

• средняя численность занятых на предприятии работников;

• ежегодный оборот предприятия;

• величина активов.

Малое предприятие – это предприятие, соответствующее за­конодательно установленным для отдельных отраслей экономики критериям численности работников, реже – оборота, и получающее налоговые льготы по кредитам и другие виды госу­дарственной поддержки.

Малые предприятия представляют собой малое предпринимательство, могут быть созданы частным лицом и предприятием любой формы собственности. Малое предприятие может быть «одноклеточным» и более сложным, иметь филиалы, участки, представительства и различные организационно-правовые формы.

В соответствии со статьей 3 Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» к субъектам малого предпринимательства относятся:

- индивидуальные предприниматели,зарегистрированные в Республике Беларусь;

- микроорганизации –зарегистрированные в Беларуси коммер-ческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

- малые организации –зарегистрированные в Беларуси ком­мерческие организации со средней численностью работников за календарныйгод от 16 до 100 человек включительно.

К субъектам среднего предпринимательства относятся заре­гистрированные в Беларуси коммерческие организации со сред­ней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

В 2015 г. удельный вес работников, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, составил 31,9 % от общей численности занятых в экономике; доля выручки от реализации продукции малого и среднего бизнеса составляет 39,6 % от общереспубликанского значения, объем экспорта – 48,4 %.

Для государственной регистрации малого предприятия следует представить учредительный договор и устав предприятия. В учредительном договоре определяются отношения между предприятием и его учредителем, финансовые связи, уставный капитал, порядок отчисления из прибыли в пользу учредителя. Уставом малого предприятия определяются цели его деятельности, порядок образования имущества предприятия, порядок управления и распределения прибыли, условия реорганизации и прекращения его деятельности.

Малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятель-ность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Оно отчитывается о результатах своей хозяйственной деятельности перед учредителями в порядке, определенном учредительным договором.

В современных условиях дальнейшее развитие малого бизнеса в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.

Таким образом, сильные стороны малых и средних предприятий заключаются в простой и четкой организационной структуре, высокой скорости принятия решений, умении приспособиться к динамичному спросу, креативности.

Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. На техническое перевооружение производства требуются значительные средства, а получение кредита связано с большим риском его несвоевременного возврата, следовательно, и банкротства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: