На основе данных двух первых упражнений и личного анализа определите свой доминирующий уровень потребностей. То же самое проделайте по отношению к интересующему Вас лицу:
5. Потребность в реализации своих возможностей.
4. Потребность в уважении со стороны других.
3. Потребности в принадлежности к социальной группе.
2. Потребности в безопасности.
1. Физиологические потребности.
После определения иерархии потребностей, наметить тактику общения с интересующим Вас собеседником.
Задание к теме 11: Контроль — это искусство управления. Менеджер не может научиться этому искусству со слов, он должен практически пройти через него. Не бесполезно здесь обратиться к некоторым умозаключениям, которыми делятся с нами Вернер Зигерт и Лючия Ланг, по поводу ошибок контроля, вызывающих раздражение:
1. Контроль не должен сводиться к инцидентам.
Нормальный контроль — это непрерывный процесс делового общения с работниками. Он не приурочивается к каким-то случаям. Если Вы хотите помочь сотруднику преодолеть какие-то недостатки (непорядок на рабочем месте, плохой стиль составления деловых писем, недостаточный кругозор и т.д.),то снова и снова вступайте с ним в контакт, напоминайте ему о что надо делать, беседуйте с ним, стараясь быть непринужденным.
2. Тотальный контроль порождает небрежность.
Есть управляющие, которые считают, что все, что не прошло червз их руки, чревато ошибками. В связи с этим такие лица стараются контролировать буквально все, решая сложные вопросы у себя в кабинете. Такой контроль делает людей несамостоятельными и нерадивыми.
3. Скрытый контроль вызывает только досаду. Такой контроль аморален. Он осуществляется методами тайного осмотра рабочих мест, слежки, с помощью осведомителей
Скрытый контроль возмущает большинство людей, но он не отмирает. «Тайные контрмеры» всегда находят объяснение своей нужности.
4. Контролируйте не только любимый участок.
Каждый достигает высот в какой-то области, где он собирает урожай своих успехов. Если сделан очередной шаг по ступеням карьеры, то приходится уступать свою работу другим, хотя кажется, что никто лучше тебя с ней не справится. И ты начинаешь усиленно контролировать своего преемника.
5. Контроль — не проформа!
Руководитель-демократ часто так умиляется своими подчиненными, что стесняется подвергать их контролю. А если в действиях кого-то выявляет небрежность, то сам все и исправляет. Знайте, кто уклоняется от контроля, тот пренебрегает интересами и чаяниями своих подчиненных.
6. Не контролируйте из недоверия.
Подозрительность свидетельствует о неуверенности в себе. Психологи говорят о «проекции». Люди склонны к тому, чтобы «проецировать» свои недостатки на других людей. Помните, у кого отсутствует здоровое чувство собственного достоинства, тот чувствует угрозу, исходящую от других.
7. Не держите своих выводов при себе.
Не придерживайте негативную информацию о деятельности сотрудника как козырную карту. Исходите из того, что такая тактика контроля бесплодна и даже вредна. Доводите полученную информацию до сотрудника немедленно. Только так вы можете установить с ним деловые отношения и помочь делу.
Задание: Ознакомившись с вышеизложенным материалом, проанализируйте собственный опыт встречи с подобными явлениями и поделитесь с ним в группе.
Б) Памятка. При осуществлении функции контроля следует продумывать ответы на следующие вопросы:
- Имею ли я четкое представление о своих задачах и целях?
- Помню ли я, что люди не обожают контроль со стороны?
- Привлекаю ли я к осуществлению контроля самих исполнителей?
- Соразмеряю ли я возможности людей с целями и задачами?
- Нравится ли мой стиль контроля моим подчиненным?
- Нужно ли мне перестраиваться?
- Составлю ли я общий план контроля?
- Нужны ли мне дополнительные сведения для составления мероприятий по контролю?
- Как я осуществляю контроль по результатам?
- Достаточно ли я получаю информации о трудовом процессе?
- Как реагируют подчиненные на мои коррекции?
- Уверены ли мои подчиненные, что они двигаются к цели?
- Как я сам отношусь к вводимым мною коррекциям?
· Как осуществляется контроль в соседних подразделениях?
Задание: Ознакомившись с памяткой, подумайте и предложите свой вариант вопросов.
Задание к теме 12: Каждая группа предоставляет разработанный список вопросов (смотри задание № 11 раздела СРС) преподавателю. Преподаватель проводит жеребьевку и распределяет вопросы между малыми группами. Затем все приступают к работе, руководствуясь ниже приведенной технологией.