Рекомендации: выявляюттри группы причин, способных вызвать и поддерживать внимание.
Первая группа связана с характером раздражителя. Для того чтобы раздражитель привлек внимание:
● он должен быть достаточно сильным или слабым (повысить или понизить голос – это привлечет внимание);
● быть на фоне других раздражителей (например, внезапная пауза на уроке также может стать фактором привлечения внимания);
● иметь фактор новизны, необычности;
● произнесение имени учащегося.
Вторая группа причинсвязана с определенным соотношением раздражителя и потребностей человека.
Чтобы совпадали внешний раздражитель и внутренняя потребность, надо знать, что:
● всякое раздражение, вызывающее то или иное чувство, привлекает внимание;
● занимательность, увлекательность тоже привлекают внимание.
Третья группа причинвыражает зависимость внимания от структурной организации человеческой деятельности (разнообразные задания формируют интерес ученика к способам выполнения задачи).
В целом, приемами управления вниманием учащихся являются:
● поддержание рабочего ритма урока, динамичное ведение занятий, яркость и новизна изложения, образная и выразительная речь учителя, сочетание эмоциональности и логичности изложения;
● создание условий для активной, самостоятельной и творческой работы учащихся;
● создание интереса у учащихся к уроку;
● использование мнения класса для определения тех, кто отвлекается, работает невнимательно и мешает другим.