Какие приемы использует учитель для развития воображения учащихся?

Рекомендации: воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаружи­вается специфический человеческий характер деятельности.

Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые на­до последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточных продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позво­ляет предвидеть будущее.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. При чтении как учеб­ной, так и художественной литературы, при изучении географиче­ских карт и исторических описаний постоянно оказывается необходи­мым воссоздавать при помощи воображения то, что отображено в этих книгах, картах и рассказах. Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предпо­лагает самостоятельное создание новых образов, которые реализу­ются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Для развития воображения необходимо:

1. Обращать особое внимание при чтении книг на описание природы, характеристику интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют ху­дожественное восприятие и эмоциональное развитие своей лично­сти — фантазия не успевает развернуть перед ними яркие красочные картины.

2. Изучать географические карты. Привычка странствовать по карте и представлять в своем воображении различные места помо­гает правильно увидеть их в действительности.

3. Знать, что пространственное воображение развивается при внимательном рассматривании чертежей и натуральных объем­ных тел в различных ракурсах (использовать схемы, макеты и т.п.).

4. Любовь детей к сказкам демонстрирует ведущую роль воображения в дошкольном и младшем школьном возрасте. Но даже в подростковом воз­расте дети часто неполно дифференцируют воображаемые и реальные ситуации. В таких случаях упреки в адрес учащегося в злонамеренной лжи могут создать весьма неблагоприятный фон для педагогиче­ского общения в дальнейшем.

5. С точки зрения развития воображения чрезвычайно важно ни в ко­ем случае не подавлять интуицию ученика. Часто встречаются педа­гогические ситуации, когда учащийся, высказывающий догадку или предположение, получает порицание от преподавателя за то, что не может их логически обосновать.

6. Необходимо шире применять такие методы обучения, которые сти­мулируют установку на самостоятельное (или с помощью учителя) открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способ­ность к таким открытиям.

7. В процессе обучения желательно в максимальной степени опи­раться на положительные эмоции (удивление, радость, симпатия, переживание успеха и т. п.). Отрицательные эмоции подавляют проявления воображения.

 


IV. Воспитывающее влияние урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: