Рекомендации: воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфический человеческий характер деятельности.
Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты (в данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточных продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее.
Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. При чтении как учебной, так и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи воображения то, что отображено в этих книгах, картах и рассказах. Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
|
|
Для развития воображения необходимо:
1. Обращать особое внимание при чтении книг на описание природы, характеристику интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художественное восприятие и эмоциональное развитие своей личности — фантазия не успевает развернуть перед ними яркие красочные картины.
2. Изучать географические карты. Привычка странствовать по карте и представлять в своем воображении различные места помогает правильно увидеть их в действительности.
3. Знать, что пространственное воображение развивается при внимательном рассматривании чертежей и натуральных объемных тел в различных ракурсах (использовать схемы, макеты и т.п.).
4. Любовь детей к сказкам демонстрирует ведущую роль воображения в дошкольном и младшем школьном возрасте. Но даже в подростковом возрасте дети часто неполно дифференцируют воображаемые и реальные ситуации. В таких случаях упреки в адрес учащегося в злонамеренной лжи могут создать весьма неблагоприятный фон для педагогического общения в дальнейшем.
5. С точки зрения развития воображения чрезвычайно важно ни в коем случае не подавлять интуицию ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащийся, высказывающий догадку или предположение, получает порицание от преподавателя за то, что не может их логически обосновать.
|
|
6. Необходимо шире применять такие методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное (или с помощью учителя) открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям.
7. В процессе обучения желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции (удивление, радость, симпатия, переживание успеха и т. п.). Отрицательные эмоции подавляют проявления воображения.
IV. Воспитывающее влияние урока.