Методические рекомендации по подготовке и оформлению контрольных работ
Общие положения учебной дисциплины
Социология, занимающаяся исследованием социальных действий людей, мотивов их поведения, ценностных ориентаций в социальной системе, тенденций и динамики развития социальных процессов, имеет не только теоретическую, но и практическую значимость для студентов. Во всех сферах общества – от семьи и школы до экономики и производства – поведение людей, их взаимодействие друг с другом, деятельность в самом коллективе подчиняются определенным социологическим законам и принципам, усвоение которых возможно в рамках предлагаемой дисциплины.
Цель изучения курса - формирование у студентов целостного представления об обществе, рассматриваемом в единстве составляющих его компонентов (социальных групп, организаций, институтов и др.), исследование явлений, факторов, проблем, наблюдаемых в обществе, социальных группах, институтах с целью объяснения, прогнозирования и оптимизации социальных процессов, их регулирования и управления.
|
|
В результате изучения социологии студенты должны:
иметь представление об основных исторических этапах становления социологии как науки, методах конкретно-социологических исследований, использовании социологических знаний в профессиональной деятельности людей и межличностных отношениях;
знать специфику социологического подхода к изучению общества, культуры, социальных общностей и групп, взаимодействия личности и общества, солидарных и конфликтных социальных отношений, механизм их регуляции;
уметь методологически грамотно анализировать различные социальные факты.
В сложившейся практике педагогической работы со студентами заочной формы обучения используются контрольные работы, цель которых - проверка знаний студентов. Они являются важной составной частью при самостоятельном усвоении и накоплении знаний, приобретении опыта и навыков научно-исследовательской работы, что необходимо будущему специалисту в его профессиональной деятельности.
Инструкция по выполнению контрольной работы
Перечень и характеристика этапов написания контрольной работы
Последовательность действий при подготовке и написании контрольной работы следующая:
1) Выбор темы. Каждый студент выбирает тему по последней цифре номера зачетной книжки в предложенном списке вариантов контрольной работы.
Контрольные работы, выполненные не по своему варианту, к защите не допускаются.
Ознакомившись с полученным заданием, студент должен перейти ко второму этапу работы – подбору литературы.
2) Подбор литературы. Помимо предложенного преподавателем списка источников, имеющихся в фондах научно-технической библиотеки университета, студент вправе использовать самостоятельно подобранную литературу. Целесообразно применять три группы источников:
|
|
1) различные учебно-справочные издания, в которых раскрывается история вопроса, анализируются различные точки зрения на данную проблему, приводится фактический материал и т.д. В частности, автор советует использовать следующие словари и энциклопедии:
а) Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь / под ред. С.А. Ерофеева; пер. с англ. И.Г. Ясавеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2004. – 620 с.;
б) Большой энциклопедический словарь: Философия. Социология. Религия. Эзотеризм. Политэкономия / гл. науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. – Мн.: МФЦП, 2002. – 1007 с.;
в) Российская социологическая энциклопедия / РАН: Ин-т соц.-полит. иссл. / под общ. ред. Г.В. Осипова. – М.: НОРМА – ИНФРА – М, 1998. – 672 с.;
г) Социологический энциклопедический словарь: на рус., англ., нем. и чешск. языках / ред.-координатор Г.В. Осипов; Ин-т соц.-полит. иссл.; Ин-т социологии РАН. – М.: ИНФРА – М – НОРМА, 1998. – 482 с.;
д) Социология: Краткий тематический словарь / Ю. А. Агафонов, М.Ю. Агафонов, Р.Н. Айданцев и др. / под ред. Ю.Г. Волкова; РГУ. – Ростов на/Дону: Феникс, 2001. – 317 с.;
е) Социология: Энциклопедия / сост.А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин и др. –Мн.: Книжный Дом, 2003. –1311 с.;
2) литературу монографического характера;
3) журнальные и газетные статьи (например, публикации в журналах «Социологические исследования»; «Социально-гуманитарные знания» и др.).
3) Составление плана работы. В процессе подбора источников и знакомства с их содержанием следует продумать алгоритм освещения предложенной темы либо воспользовавшись схемой предложенной автором методических указаний либо разработав свой план выполнения задания. План работы – это его краткая формула, которая впоследствии должна быть развернута в логически непротиворечивый текст. Важно, чтобы каждый пункт плана раскрывал одну из сторон темы, а все пункты в совокупности охватывали ее целиком. Уже по плану работы видно, в какой мере осмыслена поставленная проблема, отработан учебный материал и изучены первоисточники.
План работы (должно быть включено не более 5-6 вопросов):
1) введение (обосновывается актуальность темы, степень разработанности соответствующей проблемы, указываются первоисточники и другая литература, а также цель работы и задачи исследования);
2) основная часть (главы, параграфы, только параграфы или разделы);
3) заключение (краткие выводы);
4) список использованной литературы, составленный в алфавитном порядке.
4) Изучение литературы. Результаты работы с литературой лучше всего фиксировать на отдельных листах бумаги. Выписки из литературных источников могут быть различными. Чаще всего это дословные цитаты с обязательным указанием точного источника и страницы. Содержание работы должно отражать сущность избранной темы и носить логически завершенный характер, т.е. в ней необходимо осветить все вопросы, предусмотренные планом, и в конце работы сделать вывод.
5) Оформление работы. При написании работы важно не только четко сформулировать те или иные положения, но и стремиться приводить соответствующие доказательства в их пользу, обосновав их. В качестве аргументов приводимых в работе выводов используются ссылки на классиков науки, логические рассуждения, фактический и статистический материал.
В тексте работы вопросы плана должны быть выделены, это требование – не простая формальность, так как изложение материала с четким выделением параграфов плана помогает разграничить материал на логические части, увидеть связь между ними и не допускать повторений.
Немалую роль играет также язык, стиль изложения, умение строить краткие предложения, выражать свои мысли в понятной, доступной форме, не допускающей разночтений.