Классификация изображений предметов

Перед началом опыта карточки располагаются на щите в случайном порядке и закрываются листом бумаги. В опыте принимает участие одна подгруппа испытуемых. Им дается следующая инструкция: «С вами будет проведен опыт, в котором проверяется умение классифициро­вать предметы по их общим признакам. Ваша задача состоит в том, чтобы расклассифицировать все картинки по группам и записать их в этом порядке, ставя в начале каждой группы ее название. Те, кто завершит работу до окончания опыта, должен дополнить выделенные группы предметами, отно­сящимися к тем же классам».

После окончания опыта его участникам предлагают по памяти воспроизвести в любом порядке сначала предметы, изображенные на карточках, а затем числа.

Составление числового ряда

Экспериментальный материал тот же, что и в опыте 1, участвует вторая подгруппа испытуемых.

Карточки располагаются на щите так, чтобы числа на них не образовывали натурального ряда. Испытуемым предлагают нари­совать у себя в тетрадях сетку в 15 клеток (3 ряда по 5). Их задача – распо­ложить все числа, имеющиеся на карточках, строго по порядку номеров, так чтобы наименьшее было помещено в левую клетку верхнего ряда, а наиболь­шее – в правую клетку нижнего ряда. Ошибочно записанные числа следует зачеркивать и там же писать нужное число. Завершившие работу до оконча­ния опыта должны нарисовать у себя в тетрадях еще одну сетку и вписать в нее сначала все четные числа, а затем все нечетные.

Далее следует воспроизвести сначала числа, а затем названия предме­тов.

Обработка результатов

1. Определить среднее число правильно воспроизведенных предметов и чи­сел в обоих опытах для группы испытуемых.

2. Записать полученные средние значения в таблице 19.

Анализ результатов и выводы

1. На основании анализа данных, представленных в табл. 19, сделать выводы об условиях продуктивности непроизвольного запоминания.

2. Установить обстоятельства, которые способствовали запоминанию в от­дельных случаях предметов и чисел в ситуациях, когда они выступали фоновыми раздражителями.

 

 

Таблица 19

Сводная таблица результатов опытов 1 и 2

 

Задача Среднее число правильных воспроизведений
предметов чисел
Классификация предметов    
Составление числового ряда    

 

Контрольные вопросы

 

1. По какому критерию различают непроизвольное и произвольное запоминание?

2. Каковы условия продуктивности непроизвольного запоминания?

3. Каковы методы исследования непроизвольного запоминания?

Задание 2.

Исследование динамики процесса заучивания

Цель: изучение динамики и позиционной зависимости продуктивности запоминания.

Оборудование: не связанные между собой по смыслу слова (из четырех-шести букв).

 

Ход работы

Испытуемому предлагают ряд из 12 слов с требованием заучить его до безошибочного воспроизведения в любом порядке. Материал предъявляют слуховым способом. После каждого предъявления ряда испытуемый воспроизводит его. Ряд повторяется спустя 5 с после окончания воспроизведения. Удержанные элементы фиксируются в протоколе (см. табл. 20) знаком «+»; если испытуемый называет слово, которого ранее не было, оно записывается в примечании к протоколу. Опыт продолжается до полного заучивания всего ряда.

После окончания опыта экспериментатор фиксирует в протоколе словесный отчет испытуемого о мнемических приемах, используемых им в целях запоминания ряда.

 

 

Таблица 20

Протокол опыта

Номер воспроиз­ведения Результаты воспроизведения элементов Примеча­ние
                         
… n                          

Обработка и анализ результатов

1. Подсчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, обозначив его буквой V.

2. Построить по этим данным график заучивания. По оси абсцисс отклады­ваются порядковые номера повторений, по оси ординат – значения V.

3. Подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все повторения по формуле:

Ki = Pi / n,

 

где Ki– частота воспроизведения i-го слова; Pi – количество его пра­вильных воспроизведений; n– количество повторений.

4. Построить диаграмму частот воспроизведения слов в зависимости от их порядковых номеров.

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем суть процесса запоминания?

2. Какова роль повторения в процессе запоминания?

3. Каковы методы исследования процесса запоминания?

4. Что такое фактор края?

 

Задание 3.

Исследование объема кратковременной памяти

Цель: определить объем кратковременного запоминания по методике Джекобсона.

Оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел (см. табл. 21), лист для записи, ручка и секундомер.

 

Ход работы

Исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов.

Элементы ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с по команде "Пишите!" испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором. В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инструкция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 мин.

Инструкция испытуемому: "Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде "Пишите!", запишите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры. Внимание! Начинаем!"

Таблица 21


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: