План-конспект урока по всемирной истории в 9Б классе
Тема: Превращение США в мировую державу.
Цели урока:
Учащиеся должны знать и понимать содержание понятий прокламация, дискриминация, резервация.
Учащиеся должны уметь: определять причины, основные результаты и значение Гражданской войны; характеризовать внутреннюю и внешнюю политику США, давать ей оценку; оценивать деятельность А. Линкольна.
Воспитательная: формирование миролюбия, равного отношения к разным нациям и расам.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник В.С. Кошелева “Всемирная история нового времени XIX – начале XX в»; карта «Гражданская война в США 1861 – 1865 гг.» тест, карточки; доска, мел.
Оформление доски:
Даты: 1861 – 1865 гг Понятия: прокламация, дискриминация, резервация. | Дата тема: Превращение США в мировую державу. План изучения нового материала 1. Гражданская война 1861 – 1865 гг и её итоги. 2. Экономическое и политическое развитие США после Гражданской войны. 3. Внешняя политика США. | Персоналии:А. Линкольн Д/з: § 13, вопросы после параграфа |
|
|
Этапы урока | Работа учителя | Работа учеников | ||||
1.Организационный момент (2 мин) | 1.Приветствие 2. Проверка наличия учащихся в классе с отметкой отсутствующих в журнале. | |||||
2.Проверка домашнего задания (10 мин) | Опрос учащихся с помощью теста (приложение 1) Опрос учащихся с помощью карточки (приложение 2) Фронтальный опрос: 1. Объясните, почему США представляла собой страну нового типа? 2. Какие территории и как были присоединены к США? 3. Какие два пути экономического развития олицетворяли Север и Юг? 4. Кто такие пионеры? | Ученики отвечают на вопросы; выполняют задания по карточками; делают тест. | ||||
3.Подготовка к восприятию нового материала (2 мин) | 1.Вводное слово: Таким образом мы с вами продолжаем изучение раздела «Одна Америка – Два мира». Поэтому тема нашего сегодняшнего урока «Превращение США в мировую державу.» (слайд 2) | 1.Тему записывают в тетрадь | ||||
4.Сообщение нового материала (25 мин) | 1. Гражданская война 1861 – 1865 гг и её итоги.
Ознакомьтесь с текстом с пунктом 1-4 и выясните причины гражданской войны в США.(слайд 3)
Каким было положение США накануне гражданской войны? (слайд 4)
Слайд 5: США накануне Гражданской войны:
1. 4-е место среди ведущих индустриальных держав мира;
2. Неравномерное развитие Севера и Юга;
3. Обострение противоречий между буржуазией Севера и плантаторами Юга;
4. Обострение противостояния между фермерами Севера и плантаторами Юга за Западные земли.
Схема: «Этапы Гражданской войны 1861-1865 гг»
Ученикам предлагается самостоятельно сформулировать причины войны.
Причины Гражданской войны 1861-1865 гг.(слайд 6): 1. Рабство мешает развитию капитализма; 2. Борьба фермеров и плантаторов за Западные земли; 3. Борьба за власть между буржуазией Севера и плантаторами Юга; 4. Образование Южной Конфедерации Штатов; Этапы гражданской войны и их результаты(слайд 7,8,9): Июль 1861г. – северяне разбиты при Манассасе; Октябрь 1861г. – поражение северян под Вашингтоном; 9 апреля 1865г.-капитуляция армии Юга; 14 апреля 1865г.- убийство Авраама Линкольна; |
Что же помогло Северу победить?(10-11 слайды)
1. Введение всеобщей воинской повинности;
2. Принятие Гомстед-акта;
3. Прокламация об освобождении рабов без выкупа с 1 января 1863г.;
4. Очищение военных штабов северян от сторонников Конфедерации;
Это дало возможность:
· Привлечь к участию в войне широкие народные массы;
· Увеличить армию Севера до 2,8 млн. человек;
· Привлечь на сторону северян чернокожих рабов;
Результаты войны:
- Бурное развитие промышленности и сельского хозяйства;
- К концу XIXв. США стали самой богатой страной мира;
3. Уровень жизни населения стал выше, чем в любой стране;
- Повышение заработной платы рабочих;
НО:
- Сохраняется дискриминация индейцев и чернокожих;
- Создание резерваций для индейцев;
Предлагаю учащимся самостоятельно найти понятия: дискриминация и резервация в словаре в конце учебника и зачитать; с помощью учителя разобрать эти понятия
Дискриминация – ограничение или лишение прав определенной группы людей по расовому, религиозному, национальному или другому признаку.
Резервации – специальные округа для поселений индейцев.
Прокламация – доумент Авраама Линкольна об освобождении рабов.