Взаимодействия с партнерами, обеспечивающими их образование (со-
Циальным педагогом, психологом, старшим воспитателем, группой ро-
дителей и пр.), привлекать к участию в планировании и формировании
Содержания образовательных программ «родительской школы».
Программы родительского образования важно разрабатывать и реа-
лизовывать исходя из следующих принципов:
• целенаправленности — ориентации на цели и приоритетные задачи
образования родителей;
• адресности — учета образовательных потребностей родителей;
• доступности — учета возможностей родителей освоить предусмот-
ренный программой учебный материал;
• индивидуализации — преобразования содержания, методов обуче-
Ния и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня
знаний и умений родителей;
• участия заинтересованных сторон (педагогов и родителей) в иници-
Ировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания
Образовательных программ и его корректировки.
|
|
Основные формы обучения родителей: лекции, семинары, мастер-клас-
Сы, тренинги, проекты, игры.
Мастер-классы. Мастер-класс — особая форма презентации специ-
Алистом своего профессионального мастерства, с целью привлечения
Внимания родителей к актуальным проблемам воспитания детей и
Средствам их решения. Такими специалистами могут оказаться и сами
Родители, работающие в названных сферах. Большое значение в под-
Готовке мастер-класса придается практическим и наглядным методам.
Мастер-класс может быть организован сотрудниками детского сада, ро-
Дителями, приглашенными специалистами (художником, режиссером,
Экологом и др.).
Тренинг (по определению Б. Д. Карвасарского) — это совокупность
Психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, на-
Правленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, обуче-
Ния и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профес-
Сиональных умений. В процессе тренинга родители активно вовлекаются
В специально разработанные педагогом-психологом ситуации, позволяю-
Щие осознавать свои личностные ресурсы. Тренинги может проводить как
Психолог детского сада, так и приглашенный специалист.
Совместная деятельность
Педагогов, родителей, детей
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в
Триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только
Базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потреб-
|
|
Ностей родителей и педагогов.
Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть
Организована в разнообразных традиционных и инновационных формах
(акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями програм-
Мных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждения-
Ми культуры и искусства, по запросу детского сада; семейные гостиные,
Фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии,
Праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная де-
Ятельность, семейный театр).
116 117
В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррек-
Ции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль
Общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения к детскому
Творчеству.
Семейные художественные студии. Семейные художественные сту-
Дии — это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи
Воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога: ху-
Дожника, хореографа, актера. Творческое взаимодействие педагога, детей