Мораль: сущность и функции

ГЛАВА 1

ЭТИКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ПРАКТИЧЕСКАЯ,ЗНАЧИМОСТЬ

ПЛАН

1. Понятие этики.

2. Мораль: сущность и функции.

3. Структура морали.

4. Нравственная культура и профессиональная деятельность.

5. Нравственная и правовая регуляция: сравнительный анализ.

Контрольные вопросы и задания.

Литература.

Понятие этики

В современную эпоху проблема человека, его духовного мира и ценностных ориентаций приобретает особую актуальность. В условиях ускоренного динамизма социальных процессов, решения проблемы мира и безопасности народов со всей остротой встают вопросы о возможностях и последствиях господства человека над социальными и природными силами, о критериях ответственности за свои поступки, о реальных путях нравственного развития личности.

При этом ответственный выбор моральных ценностей и поступков, возвышенность и надежность нравственных качеств личности, демократизация и гуманизация бытия общества и индивида представляют в наше противоречивое время те волнующие проблемы, которые с небывалой силой вторглись в духовную жизнь общества, захватили сознание людей. Отсюда — рост пристального внимания и заинтересованного отношения к этике как учению о нравственности и морали.

Примечательно, что термин «этика» этимологически восходит к древнегреческому слову ethos, которое первоначально (еще в «Илиаде» Гомера) обозначало «местопребывание», «совместное жилище». Позже оно приобрело новые понимания: «характер», «обычай», «образ мысли», «темперамент».

Термин «этика» ввел в научный оборот Аристотель (384-322 до н. э.). Отталкиваясь от значения этоса как характера (темперамента), он образовал прилагательное ethicus («этический»). Под ним философ обозначил особый класс человеческих добродетелей, а именно добродетели характера (мужество, умеренность и др.), отличающихся от добродетелей разума. Аристотель же и образовал новое существительное ethica («этика»), встречающееся в названиях его трудов — «Никомахова этика.», «Эвдемова этика» и «Большая этика». Примечательно, что древнегреческий философ развивает свой взгляд на этику как на практическую науку. Она призвана решать те практические проблемы, которые возникают в отношениях между людьми: что такое добро и что такое зло в поведении людей, каково предназначение человека, имеет ли смысл его жизнь и др.

Важно иметь в виду, что термин «этика» воспроизводится также на римской почве. Сходным латинским вариантом слова ethos выступает понятие mos. Оно переводится как «обычай», «нрав», «поведение», «предписание».

Известный римский оратор Цицерон, ориентируясь на опыт греков, в частности на Аристотеля, образовал от слова mos прилагательное moralis, что относилось к обычаям и характеру людей. А уже позже (примерно в IV в. н. э.) возникает термин moralitas («мораль»). Таким образом, с точки зрения этимологического содержания греческое ethica и латинское moralitas — близкие понятия. Следует подчеркнуть также, что они возникли не в народном сознании, а были искусственно образованы в целях объяснения определенной сферы исследования.

В этой связи необходимо заметить следующее. В ряде европейских языках наряду с заимствованным термином «мораль» возникли свои собственные слова для толкования того же самого явления. Они в своей сущности воспроизводят историю латинского слова moralitas, с тем достаточно важным обогащением, что с самого начала употребляются по преимуществу или исключительно для обозначения реальных процессов, а не теоретических положений. Так, в русском языке им является понятие «нравственность». Его основой является слово «нрав» — характер; отличающаяся от ума совокупность психических и личностных свойств; страсть, воля и др. и происходящее от него «нравно» (то, что по нраву). Характерно, что эти два термина были включены в древнерусские словари XVII в., а понятие «нравственность» впервые фиксируется в «Словаре Академии Российской» (1793).

Важно иметь в виду, что в первоначальном смысле «этика», «мораль», «нравственность» представляют собой различные слова, но тождественный термин. По мере развития культуры ситуация изменяется. В частности, последнее выразилось в том, что в процессе выяснения своеобразия этики как сферы знания за различными словами закрепляется и неодинаковый смысл. Под этикой преимущественно подразумевается определенная ветвь знания, то есть наука, а, в свою очередь, под моралью (нравственностью) — изучаемый этой наукой предмет.

Наряду с такой трактовкой необходимо заметить, что существуют и различные трактовки разведения понятий морали и нравственности. Их суть может быть сведена к следующему: под моралью понимается субъективный аспект определенных поступков, а под нравственностью — преимущественно поступки людей и их развернутая объективация в русле отношений между людьми как людьми. В свою очередь, к морали можно отнести осознание того, какими представляются поступки и поведение личности в ее субъективных оценках, переживаниях вины; а нравственность представляет собой то, какими в реальности являются поступки в действительной жизнедеятельности индивида, семьи, народа, общества. Можно отметить также культурно-языковую традицию: она подразумевает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью -- исторически изменчивые приземленные нормы поведения.

Необходимо подчеркнуть, что в научном языке существенный смысл придается преимущественно проведению демаркационной линии между такими понятиям, как этика и мораль (нравственность), хотя и она не до конца соблюдается. Так, иногда этику как область знаний называют моральной (нравственной или практической) философией, а для обозначения конкретных моральных (нравственных) феноменов используют термины, включающие слово «этика» («прикладная этика», «профессиональная этика[13]»).

Содержание этики и ее предназначение заключаются в обосновании определенного типа существования и убеждения человека в том, что он обязан жить, трудиться и определять свои поступки в соответствии с ориентацией на идеальное поведение с точки зрения культивирования человеческого в человеке. Такой подход пронизывает три доминанты, определяющие суть нравственности как исходного начала личностного бытия: 1) отношение к окружающему миру как целому; 2) отношение к самому себе; 3) отношение к другим людям. В этой связи этика, обращенная к сущности и содержанию нравственной оценки жизни как феномена, представляет собой дифференцированную специфическую онтологию, рассматривающую бытие общества и человека в аспекте выявления и осмысления мотивов, которыми руководствуются люди как люди.

Как и все научные дисциплины, этика имеет внутреннюю структуру, опирается на специфический категориальный аппарат и принципы. Она состоит из определенных разделов, имеющих свою специфику. Это прежде всего теоретическая (общая теория этики или метаэтика) и прикладная этика. Имеет смысл и более дифференцированное рассмотрение столь богатого феномена. В качестве относительно самостоятельных выделяются такие разделы, как история нравственности; история этических учений; нормативная этика, аксиологическая этика; теория нравственного воспитания, профессиональная этика и др. Естественно, границы между этими составными ее частями относительны и подвижны.

Так, общая теория этики представляет собой раздел, раскрывающий теоретико-методологические проблемы науки: объяснение генезиса, сущности, содержания и особенностей структурно образующих элементов морали, их взаимосвязи, анализ функциональной специфики морального сознания и его уровней, изучение социальной детерминации морали, ее места и социокультурной роли в жизни общества и индивида, современного состояния и тенденций развития.

Нормативная этика акцентирует внимание на изучении и обосновании практических рекомендаций, конкретных нравственных ориентиров в поступках людей с точки зрения общественного требования. Она указывает также на необходимость понимания людьми нравственного должного, раскрывает содержание понятий морального сознания, возвышая их до норм. Последним дается содержательно-смысловая характеристика. Обосновываются демаркационные линии между тем, что дозволено и не дозволено с точки зрения идеала.

История нравственности и этических учений раскрывает возникновение, содержание, специфику и эволюцию нравственности и морали на различных этапах человеческой цивилизации, законы их становления и развития в обществе, содержание и социальную роль этических теорий, место и значение различных концепций и их представителей (разработчиков) в жизни конкретной эпохи и социальных групп.

Аксиологическая этика осуществляет ценностно-оценочный анализ типов поведения субъектов (носителей) общества моральных качеств индивидов, разнообразных нравственных состояний, коллизий и процессов, происходящих в социальной реальности на различных этапах ее развития.

Теория нравственного воспитания занимается преимущественно мировоззренческим образованием личности (социальных групп), учитывая специфику объективно-субъективных отношений, утверждая, что человек в своем духовном развитии способен достичь большего совершенства, обрести и реализовать возвышающие его моральные ценности, совершенствующие его деятельность и поведение. Она указывает направление и методы оптимального использования моральных суждений в воспитательном процессе на уровне звена «общество - личность».

Профессиональная этика в качестве приоритетной выполняет задачу теоретико-методологического обоснования и ценностного наполнения конкретной и специфической для нее системы норм, которые эффективно регулируют взаимоотношения между людьми в определенной сфере деятельности. Вполне понятно, что профессиональная деятельность любого вида опирается на соответствующую мораль и специфические ценности. Каждая из них, обладая относительной самостоятельностью, регламентирует определенные требования и проявляется в нравственном поведении субъектов различных профессий.

Таким образом, этика - наука о сущности, законах возникновения и исторического развития нравственности, о специфических особенностях и функциях морали, о нравственных ценностях общественной жизни. Она всегда, так сказать, озабочена выявлением и утверждением собственно человеческого в поступках людей, то есть того, что действительно способствует сохранению и совершенствованию социума и личности.

Известный немецкий философ И. Кант (1724-1804) в своем труде «Критика практического разума» писал: «две вещи наполняют душу новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне[14]». Этим самым он выразил стремление человека, познать мир, найти свое место в нем, разгадать смысл и назначение своей жизни.

Мораль: сущность и функции

Этика как наука, раскрывая мораль, призвана вскрыть законы ее развития и функционирования. Этим самым она оказывает существенное воздействие на массовое моральное сознание, непосредственно на нравственные поступки и их мотивацию.

В свою очередь, мораль - это не простая совокупность фактов поведения (деятельности) человека, а их обобщение и оценка под углом зрения этического. В этом плане мораль одновременно предстает в виде задачи, требующей для своего решения теоретического анализа. Исходя из такого положения мораль — это не только то, что есть в реальной действительности общественных отношений, но и в значительной мере то, что должно быть. Вот почему адекватное отношение этики к морали не сводится только к ее отражению и объяснению; она как наука выдвигает определенную модель нравственности[15].

Мораль (от латинского moralis — «нравственный»; mores — «нравы») представляет собой один из способов нормативного регулирования поведения человека, специфическую форму общественного сознания. В этике существует ряд определении морали, в которых делаются акценты на различные ее существенные свойства[16].

Мораль выступает важным способом регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, которые определяют характер отношении между людьми в соответствии с понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном, принятыми в конкретном обществе. Соблюдение требований морали обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением человека и его совестью.

Особенностью морали является то, что она не ограничивается какой-то одной, строго очерченной сферой деятельности. Так, например, для науки это сфера познания, а для политики — сфера властных и государственных отношений. Мораль обладает все проникающей способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере — производственной, бытовой, семейной, межличностной, досуговой и т. д. Она распространяется и на область межгосударственных отношений. В этом плане мораль наряду с правом, например, дает свою специфическую оценку войне как общественно-историческому явлению, подчеркивая ее справедливый или несправедливый характер.

В отличие от ряда других форм общественного сознания мораль способна решать разнообразные социально-исторические задачи; ей объективно свойственна многофункциональность. Вот почему она может она укреплять определенный политический режим, а может разрушать его, сплачивать людей в их единых действиях, особенно в сложные общественно-исторические периоды. Она способна и раскрывать человеку смысл его существования, и уводить его в иллюзорный мир грез и предрассудков, вызывать вдохновение, радость за совершенные поступки и казнить его беспощадным самосудом совести, ощущением неисправимой вины. Мораль многообразна и исторически изменчива, ибо на каждом этапе своего развития ей приходилось решать разнообразные по содержанию задачи. Вместе с тем мораль обладает устойчивостью, целостностью в развитии, то есть всем тем, что позволяет говорить о ней как о качественно своеобразном и едином явлении общественной жизни.

Понять специфику морали более рельефно можно при сравнении ее роли с наукой, искусством, правом и т. д. Научный, теоретический способ освоения мира дает человеку познание, движущееся в рамках решающей противоположности: истины и заблуждения. Освоение искусством мира представляет собой его образное осознание и преобразование. Оно происходит в осознании образной противоположности: прекрасное — безобразное. Право предполагает официальную строгость норм и законов, неисполнение которых влечет за собой определенное, четко расписанное наказание.

Мораль же является таким оценочно-императивным способом освоения действительности, который регулирует поведение индивидов под углом зрения противоположности добра и зла. Следовательно, проблема истины выступает центральной в научном познании (нельзя, правда, забывать и о ценностном измерении самой истины); проблема художественного образа — в искусстве, проблема нормы поведения — в морали. При этом моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой массовой привычки, властью общепризнанной и поддерживаемой людьми самодисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми и каждым.

Мораль выполняет для человека незаменимую роль «компаса» поведения, позволяющего эффективно ориентироваться в общественной жизни, особом мире человеческой культуры - в мире социальных ценностей. Благодаря системе норм, запретов-оценок, идеалов она регулирует поведение людей. Мораль избирательна и вызывает в мышлении напряженный поиск ценностно-нормативного смысла поступка. Она позволяет увидеть связь поступка и целостного поведения индивида с общепринятой системой общественных ценностей. Ответственность в морали имеет духовный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать и в соответствии с этим направлять и координировать свое поведение. Моральная же оценка представляет собой особый, ориентирующий индивида акт, выражающий предпочтение определенной нормы поведения и повелевающий действовать (поступать) в соответствии с ней.

Вопросы, перед которыми ставит человека мораль и разрешения которых она от него требует, - это прежде всего вопросы мировоззренческие. Она требует определить ценность человека, его место в мире, смысл его жизнедеятельности, его отношение к обществу, его ответственность и выбор выдвигаемых целей. Однако ставит она такие вопросы не как теоретико-познавательные, а как практически-поведенческие, в оценочно-повелительной форме.

Мировоззренческие решения в морали предстают в качестве выдвижения желательных целей, которые нужно достичь. Мораль - это орудие ориентации индивидуального и общественного сознания, позволяющее внедрять мировоззренческие решения непосредственно в ткань практического поведения людей. Именно на основе мировоззренческой направленности мораль выступает не просто в виде совокупности тех или иных норм и запретов, но как внутренне цельная упорядоченная система.

Теоретическим же выражением мировоззренческого содержания морали является этика, разрабатывающая проблемы нравственности и морали на высоком уровне философского знания.

Для понимания сущности морали большое значение представляет выявление функций, которые она выполняла. Функции морали - это те роли, которые она играет в обществе, обеспечивая его целостность, выживание, развитие и совершенствование[17].

Одной из ведущих функций морали является регулятивная. Дело в том, что мораль направляет и корректирует поступки и деятельность людей, индивида под углом зрения интересов коллектива, общества в целом. Подобная регуляция характерна, к примеру, и для права. Однако именно мораль предоставляет личности наиболее важные ориентиры, именно моральные ценности являются центром ее духовного мира, оказывая специфическое воздействие на отношение к существующему праву, на оценку содержания и направленности произведений искусства, социальную роль политических идей и позиций в обществе.

Можно сказать, что в обществе «высокая мораль» в той или иной степени всегда присутствует в регуляции поведения индивида, но в современной ситуации занимает далеко не первостепенное место. В наше тревожное и беспокойное время люди часто руководствуются собственной выгодой, корыстью, а не гуманностью, своими корпоративными и групповыми интересами, а не справедливостью и добрыми намерениями.

Специфику регулятивной функции морали можно проследить в следующем. Во-первых, мораль пронизывает в той или иной мере все сферы жизнедеятельности личности и общества (чего нельзя сказать, например, о политике и праве). Во-вторых, мораль предъявляет к поведению и деятельности человека максимальные требования, ориентируя его на нравственный идеал. В-третьих, регулятивная функция морали осуществляется благодаря опоре на силу общественного мнения и моральные убеждения личности, ее совесть.

Другой важной функцией морали является воспитательная функция. Мораль - существенная сторона человеческой культуры, и в этом смысле уже сама по себе представляет значительную гуманистическую ценность, поскольку возвышает и облагораживает собственно человеческое в человеке. Она не только регулирует взаимоотношения между людьми, но и участвует в воспитании человеческой личности, формировании ее сознания, мировоззрения. Моральные взгляды на цель и смысл жизни, понимание индивидом своего достоинства и ответственности перед другими людьми, обществом в целом выступают как составная часть самосознания личности.

В современном обществе, при всем разнообразии методов воспитания у разных народов, доминирует тенденция ненасильственного воздействия. Гуманистические моральные нормы - справедливость, доброжелательность, милосердие, уважение достоинства - должны быть пережиты воспитуемым на собственном опыте. Именно тогда он научится соответственно относиться к другим. Однако это не исключает более суровых мер воздействия в случаях серьезных проступков. Вместе с тем возможны и наказания иного рода, если тем более нарушается закон.

Необходимо подчеркнуть, что человека воспитывают не только учителя и преподаватели, но и окружающая обстановка, те реальные отношения, которые складываются в обществе между людьми. Так, литература, искусство, телевидение, радио тоже могут играть роль нравственных воспитателей, хотя и в опосредованной форме.

Все эти влияния на духовно-нравственный мир личности могут быть разнообразны. Они могут, с одной стороны, формировать высоконравственные идеалы и поступки, способствующие росту духовного богатства человека, а с другой стороны, распространять низменные и аморальные ценности, побуждающие к поступкам и деятельности, которые не имеют положительного общественного значения.

Значительное место в обществе, особенно в образовательном процессе, занимает познавательная функция морали. Разумеется, мораль не может постигать свойства объектов самих по себе, ибо она не имеет такого же научного инструментария, какой есть у физики, химии, биологии. Зато мораль может познать и постигает общественный мир. Моральное знание -это знание не только о том, что есть в реальности(сущее), сколько о том, что должно быть (должное). Важно знать, что следует делать и что находится под запретом.

Моральное познание имеет двойную направленность.. Во-первых, оно обращено на социальную действительность, во-вторых, на нормы поведения, моральные взгляды и оценки, характеризующие ту или иную среду. Если первое характеризует как общественное, так и индивидуальное моральное сознание, то второе относится только к индивидуальному сознанию.

Можно выделить два уровня морального познания: обыденный и научный (теоретический). Для обыденного уровня свойственна поверхностность, значительная склонность к односторонним и субъективным оценкам действительности. Научный уровень морального познания адекватен объективной оценке действительности, обеспечивает проникновение в доминирующие тенденции ее развития, что активизирует стимулирующую роль морали.

Кроме того, следует иметь в виду, что нравственные качества являются необходимым условием всякого познания, ибо дают специфическую оценку его социальным целям. Так, ученый, склонный к корыстолюбию, из зависти может исказить результаты опыта, обмануть других людей, общество в целом под действием одержимости к деньгам или славе. К сожалению, последнее свойственно и некоторым законодателям, которые пишут соответствующие статьи, что называется, под диктовку тех, кто заказывает и платит.

Важно взвешенно подходить к познавательной ценности моральных норм, не преувеличивая, но и не преуменьшая их. В них сконцентрирован нравственный опыт поколений; они являются достоянием духовной культуры и в силу этого предстают в качестве специфического инструмента познания общественных отношений.

Мораль выполняет оценочную функцию. Между тем такая функция характерна не только для морали, но также и для права, религии, политики и др. Но только моральная оценка производится через призму характерных понятий морального сознания. К ним относятся: добро и зло, благо, справедливость, долг, ответственность, совесть и т. д. В моральном сознании как индивида, так и различного рода социальных общностей сущее сопоставляется с должным. В этом смысле мораль представляет собой оценочно-императивный способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью дифференциации окружающих социальных явлений, прежде всего с позиции добра или зла.

Повелевая, указывая на необходимость соблюдения человеком в своих поступках должного, мораль в то же время и оценивает их. Оценка со стороны морали доставляет индивиду не просто знание о поведении людей, их поступках, а также содержании различных культурных ценностей, но и ориентирует его, оказывая влияние на предпочтение тех из них, которые наиболее оптимально отвечают потребностям и интересам целого, а значит, в конечном счете и самого индивида.

Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются фактически на всю сферу поведения и деятельности человека. Данное положение неприменимо к праву. Например, с точки зрения Уголовного кодекса не представляется возможным в строгом смысле слова осудить бестактность между сослуживцами, неуважительное отношение между коллегами и т. д. Определенные ограничения существуют лишь там, где действия производят под давлением, различного рода угрозой, под воздействием какого-либо аффекта, такого как страх, ревность. Наряду с этими специфическими аспектами нельзя не учитывать также и то, что моральная оценка опирается на нравственные убеждения личности и авторитет общественного мнения и т. п.

Структура морали

Мораль имеет весьма сложную структуру, основными компонентами которой выступают: моральное сознание; нравственные (моральные) отношения; нравственная деятельность (моральная практика). При этом каждый из составляющих компонентов в структуре морали также может быть рассмотрен в качестве относительно самостоятельного феномена. Рассмотрим более подробно каждый компонент морали.

По носителю (субъекту) моральное сознание может быть представлено как общественное, групповое, индивидуальное. Групповое сознание не имеет принципиального отличия от общественного сознания, обладая, однако, рядом особенностей, учитывая характер деятельности этих представителей той или иной группы.

Теоретический уровень общественного морального сознания закреплен в господствующей моральной системе, принципах, концепциях. Они опосредуются нормами и реализуются в действительности благодаря привычкам, общественному мнению, правилам. Именно общественное моральное сознание формирует нравственные требования к личности, коллективу; именно оно через нормы регулирует нравственные отношения, налагает соответствующие моральные санкции (осуждение, порицание) и поощрения. В общественном моральном сознании главным образом и отражаются доминирующие в обществе нравственные отношения. Общество, социальная группа выступают как носители конкретных моральных теорий, принципов, истинность которых проверяется логикой исторического развития: соответствия или несоответствия их содержания объективному критерию нравственного прогресса.

Общественное моральное сознание конкретно проявляется через индивидуальное сознание, в целом определяя его. Индивидуальное моральное сознание включает моральные чувства, моральные знания, моральные убеждения конкретного человека. При учете главного, что характеризует индивидуальное сознание, в практике воспитания важно иметь в поле зрения неповторимые обстоятельства личной судьбы, специфические условия развития каждой личности, ее семейно-бытовые условия. Эти факторы нередко влияют на проявления нравственности в поведении и поступках личности.

Нужно иметь в виду, что если зрелость общественного морального сознания зависит от социальных факторов, то индивидуальное моральное сознание наряду с этим зависит от возрастных психофизических особенностей и индивидуальных качеств. Степень зрелости индивидуального морального сознания определяется в конечном итоге готовностью и способностью личности соотнести свои интересы с интересами общества. В повседневной жизни степень зрелости морального сознания обнаруживается в отношении индивида к общественным ценностям, традициям, своему долгу.

Индивидуальное моральное сознание формируется во взаимодействии с общественным моральным сознанием, носителем которого является общество в целом. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что различные социальные группы вносят далеко не одинаковый вклад в его развитие. Между индивидуальным и общественным моральным сознанием существует сложное взаимодействие в утверждении тех или иных нравов, привычек, обычаев. Следует заметить, что общественное моральное сознание несводимо к арифметической сумме индивидуального сознания. Не все проявления моральной жизнедеятельности индивида становятся достоянием общественного морального сознания. В свою очередь, в индивидуальном моральном сознании не может закрепляться вся палитра сложного мира нравственных общественных ценностей. Наряду с этим общественное моральное сознание в значительно большей степени, чем индивидуальное, применяет опыт нравственных поисков предшествующих поколений, которые уже на ранних этапах человеческой истории в различных памятниках культуры зафиксировали исходные нормы и принципы, регулирующие поведение людей.

По глубине отражения реальной действительности нравственных явлений можно выделить два уровня: обыденный и теоретический. Первый стихийно возникает еще в первобытном обществе. По сути дела обыденное моральное сознание представляет собой повседневные суждения людей по различным проблемам морали и соответствующие оценки, выраженные в нравственных чувствах. В содержательном плане этот уровень включает различный спектр моральных чувств (долга, совести, чести и т. д.), эмоций и представлений о том, что нравственно, а что аморально. Сюда же следует отнести и обыденное знание моральных правил, нравов, обычаев общества.

В моральных чувствах с более высокой и непосредственной эмоциональной силой, чем на теоретическом уровне, выражаются одобрение или неодобрение, симпатии или антипатии. Внешнее их проявление выражается достаточно рельефно в форме эмоций радости или гнева, морального удовлетворения или недовольства. Например, моральная оценка вооруженного конфликта в чувственной форме носит преимущественно характер морального возмущения, негодования, эмоционального осуждения.

Чувственная сторона сознания, непосредственно отражая социальную действительность в моральном контексте, в свою очередь, оказывает также непосредственно влияние на характер поведения индивида, содержание его поступков в различных ситуациях.

Теоретическое моральное сознание вскрывает глубинные связи, отношения, причины и характеризуется большей последовательностью и системностью. Оно складывается в значительной степени целенаправленно через систему разработанных в обществе понятий, суждений, этических концепций, кодексов поведения. Теоретические элементы морального сознания обладают определенной устойчивостью. Доминирующая роль теоретических (рациональных) элементов сознания выражается в том, что именно они способны в известной мере контролировать чувства, эмоции, управлять ими.

Моральное сознание теоретического уровня более глубоко отражает социальное бытие. Оно предписывает людям определенное поведение и поступки в форме норм, принципов, идеалов, идей о должном поведении и т. п. На данном уровне сознания дается оценка различным явлениям социальной действительности (поведения, поступка, образа жизни и т. д.) под углом зрения соответствия моральным требованиям.

Моральное сознание целостно, как и сам человек, но его внутренние составляющие связаны особым генетическим и социальным способом, подчеркивающим не только их обособление, но и единство. Именно поэтому нравственное воспитание, особенно молодежи, нельзя сводить к голым нравоучениям, не затрагивающим моральных чувств, как нельзя его сводить лишь к эмоциональной стороне.

Важную роль в структуре морали играют нравственные отношения. Люди, осуществляя выбор поведения в обществе, так или иначе затрагивают интересы других людей, вступают с ними в отношения, имеющие нравственный характер. Нравственные отношения складываются не только между индивидами, но и между личностью и обществом или отдельными составляющими общественной жизни.

Нравственные отношения представляют собой вид духовных отношений. Духовные отношения, хотя и вторичны по отношению к материальным отношениям, также получают то или иное практическое воплощение. Вместе с тем духовные отношения опосредованы определенной системой социальных норм, институтов, форм общественного сознания. Это обстоятельство и позволяет различать такие отношения, как нравственные, эстетические, религиозные, политические, правовые.

Собственно нравственные отношения обладают двумя необходимыми признаками духовных отношений. Во-первых, они создаются при непосредственном участии моральной формы общественного сознания; во-вторых, объективируются в конкретных поступках, поведении индивидов. Специфика нравственных отношений заключается в том, что люди, руководствуясь теми или иными мотивами и вступая во взаимные отношения друг с другом и обществом в целом, возлагают на себя определенные моральные обязательства, которые фиксируются сознанием справедливости, долга, совести.

Наряду с этим нравственные отношения влекут за собой и моральные права для участников таких отношений. Они связаны с ожиданием и исполнением долга со стороны окружающих, с признанием личного достоинства, с ожиданием стимулирующей оценки со стороны общественного мнения. Нравственные отношения корректируются, приобретая ту или иную направленность в зависимости от характера реализации взаимных обязательств и ожиданий.

Необходимо различать нравственные отношения, которые возникают между людьми в той или иной конкретной ситуации, и сложившиеся (устойчивые) нравственные отношения, характеризующие фактическое моральное состояние общества, социальной группы. Они являются формой закрепления на практике принципов поведения, апробируемых моральным сознанием. В силу этого моральные отношения выступают как сущее, в то время как моральное сознание синтезирует как сущее, так и должное.

Нравственное отношение, возникающее в конкретной ситуации, по своей природе субъективно. Система же нравственных отношений, которая уже утвердилась в обществе или в рамках социальных групп, в известном смысле объективна по отношению к индивидам. Люди, рождаясь, застают сложившиеся в конкретном обществе определенные нравственные отношения. В процессе воспитания люди усваивают ту или иную систему норм поведения. Сам человек в системе нравственных отношений предстает и в качестве субъекта, и в качестве объекта моральной деятельности. В связи с тем что он имеет обязанности перед другими людьми, человек выступает как субъект по отношению к обществу или группе людей. Вместе с тем он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственные отношения можно классифицировать по различным основаниям: по содержанию, по форме, по способу общественной связи между людьми.

По содержанию нравственные отношения различаются в зависимости от того, кому адресованы моральные деяния индивида. Между тем во всех случаях человек в конечном счете находится в нравственных отношениях к обществу в целом и к самому себе как представителю общества.

Формы нравственных отношений различают по способу выражаемого ими долженствования. К ним могут относиться единичные предписания к индивиду в конкретной ситуации; требования ко всем людям выполнять определенные действия в одинаковых обстоятельствах; всеобщая рекомендация вырабатывать в себе те или иные моральные качества или требование следовать общепринятым моральным нормам. Требования общества к индивиду преломляются в весьма специфических формах нравственного отношения (долг, честь, достоинство, совесть и др.).

Нравственные отношения различаются также и по способу связи между людьми в ходе нравственной деятельности. Индивиды, вступая в различные отношения, взаимно оценивают поступки, подают пример, проявляют инициативу, участвуют в деятельности различных общественных организаций и т. д. Нравственную сторону их отношений в каждом из таких случаев отражает соответствующая категория этики — «дисциплина», «санкция», «нравы» и т. д.

Нравственная деятельность (моральная практика) представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно судить тогда, когда поступок поддается оценке с позиции разграничения добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого и т. д. Важный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем реализуются моральные цели, мотивы индивида. Поступок есть действие, хотя и не в прямом, физическом смысле этого слова. Нередко воздержание от действия (допустим, нежелание оказать помощь другому человеку) уже есть тоже определенный поступок.

Человеческие действия приобретают значения поступков благодаря мотиву, цели, которые реализуются в действии. Нравственная цель выступает по отношению к утилитарной цели в качестве ее своеобразного основания, приобретая в этой связи значение мотива.

Мотив есть не что иное, как субъективное обоснование целей в форме нравственных представлений или чувственных побуждений. Мотивация же представляет собой совокупность определенным образом взаимосвязанных, с мировоззренческой точки зрения соподчиненных мотивов, означающих предпочтение тех или иных ценностей, целей в нравственном выборе индивида, сознательное определение им линии своего поведения. Как известно, люди относятся к последствиям своих поступков с неодинаковой степенью дальновидности. Нередко во многих из них присутствует элемент стихийности. Между тем человек своими действиями в той или иной степени затрагивает интересы других людей. Это и ставит человека перед необходимостью придерживаться моральных предписаний, исходящих от общества. Разумное начало, связанное с убеждением поступать нравственно и избегать безнравственных поступков (в соответствии с усвоенными представлениями о добре и зле, благе, справедливости), является необходимым условием человеческой деятельности.

Моральная мотивация, присущая сознанию отдельного человека, определяется многими факторами: структурой его нравственного сознания, уровнем общей культуры, волевыми качествами и т. д. В мотивацию поступка входит предвосхищение ожидаемой нравственной реакции окружающих. При положительной реакции окружающих человек испытывает чувство удовлетворения, возрастает его уверенность в правильности избранной линии поведения.

В этом плане нельзя недооценивать роль моральной оценки. Она позволяет определить ценностное значение поступка, поведения личности, социальных общностей, их соответствие определенным нормам, принципам. Она содержит осуждение или одобрение, выражает чувства признательности, восхищения или негодования. Самооценка — это самостоятельное определение индивидом ценности своего поведения, мотивов и поступков. Она тесно связана с чувством совести и долга и предстает в качестве важного инструмента самоконтроля. Мотив, оценка, самооценка выступают в виде рациональной процедуры мышления, благодаря которой человек способен представить нравственные последствия своего поведения.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершенное им в относительно продолжительный период времени в постоянных или изменяющихся условиях, и принято называть поведением. Поведение человека — важный объективный показатель его моральных качеств, нравственной культуры личности. Нравственная деятельность характеризует только действия нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающими здесь являются побуждения, которыми руководствуется индивид, их характерные нравственные мотивы: стремление к наилучшему самоутверждению желание совершить добро, реализовать долг, достичь справедливости и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: