«А зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с мучительным чувством зависти, с еще более мучительным чувством недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, с вечной, съедающей человека злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя своею злобою. Он погружает в тьму прежде всего самого себя.
Конечно, о вкусах не спорят, но вкус развивают — в себе и в других. Можно стремиться понять то, что понимают другие, особенно если этих других много. Не могут же многие и многие быть просто обманщиками, если они утверждают, что что- то им нравится, если живописец или композитор, поэт или скульптор пользуются огромным и даже мировым признанием. Впрочем, бывают моды и бывают ничем не оправданные непризнания нового или чужого, зараженности даже ненавистью к „чужому“, к слишком сложному и т.д.
Народное искусство не только учит, но и является основой многих современных художественных произведений».
Из письма тридцать второго «Понимать искусство»
|
|
Это детали, мелочи, свидетельствующие о простых человеческих чувствах, о человечности.
Стоит искать эти проявления простых человеческих чувств и забот. Они драгоценны.
.Из письма тридцать третьего "О человеческом в искусстве"
У природы есть своя культура. Хаос вовсе не естественное состояние природы. Напротив,– состояние природы противоестественное. В чем же выражается культура природы? Прежде всего, она живет обществом, сообществом. В литературе события либо охватывают огромные пространства, как в «Слове о полку Игореве», либо происходят среди огромных пространств с откликами в далеких странах, как в «Житии Александра Невского». Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека.
.Из письма тридцать четвёртого "О русской природе"
В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, весна, зима – любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX века и позднее. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение – в пределах года или суток.
Все эти изменения есть, конечно, и в других странах, но в России они как бы наиболее заметны благодаря русской живописи, начиная с Венецианова и Мартынова.
.Из письма тридцать пятого "О русской пейзажной живописи"
Я смогу поверхностно судить только о Кавказе и еще об Англии, Шотландии, Болгарии. И в каждой из этих стран свои, своеобразные взаимоотношения природы и человека – всегда трогательные, всегда волнующие, свидетельствующие о чем-то очень духовно высоком в человеке, вернее, в народе. Пейзаж страны – это такой же элемент национальной культуры, как и все прочее.
|
|
.Из письма тридцать шестого "Природа других стран"
«В стране существует единство народа, природы и культуры».
Из письма тридцать седьмого «Ансамбли памятников искусства»
«Все это я пишу не зря. Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек — носитель прошлого и носитель национального характера. Человек — часть общества и часть его истории».